Ржев - Троицкая старообрядческая церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Троицкий храм.

   Троицкий храм - храм во имя святой Троицы, старообрядческий (улица Предтеченская - нынешняя улица Смольная). Закладка состоялась в 1906, 14.11.1909 преосвященный Кирил (Политов) совершил освящение церкви. Храм построен на средства ржевского купца Григория Ивановича Пояркова. На звоннице было 7 колоколов. Настоятелем храма был отец Иоанн Иголкин. Каменная колокольня была заложена в 1910, позже был построен придел во имя Архистратига Михаила (освящен в 1912).Фото.  с форума города Ржева.
   В 1917 и в 1920 клир и активные миряне были репрессированы. В годы войны храм был разрушен (осталась часть колокольни). Часть икон, книг, утвари удалось сохранить.

   Первым откликом на манифест 1905 г. послужила закладка в 1906 г. на Предтеченской улице в 115 квартале, на собственной земле ржевского купца Григория Ивановича Пояркова, деревянного летнего храма во имя Святой Троицы с зимним приделом во имя Архангела Михаила. Службы в нем совершали о. Иоанн Иголкин (ранее он служил в молитвенном доме в 129 квартале) и диакон Феодот Тихомиров.
   Далеко за пределами Ржева был известен церковный хор Троицкого храма. Но в 1917-м и в 1920-м гг. клир и активные миряне были подвергнуты репрессиям, вскоре умер и настоятель, о. Иоанн. В сентябре 1934 г. храм закрыли, но иконы из основного комплекта иконостаса, предметы убранства, книги, утварь, во многом благодаря энергии диакона Феодота Тихомирова, удалось сохранить и перенести в Покровский храм, где эти святыни благополучно пережили военное лихолетье и были спасены от гибели.
   Опустевшее здание Троицкого храма еще перед войной превратили в клуб, где по праздникам устраивали танцы под патефон, а на амвоне была устроена сцена. Во время войны этот деревянный храм был избавлен от кощунственного позора, и полностью разрушен. В настоящее время на территории бывшего Троицкого храма стоит лишь полуразрушенный остов каменной колокольни, вокруг которой находятся соседские огороды.


Фото. Ржевитянки с форума города Ржева.

   
     (По материалам издания О.А. Кондратьев. Ржев. Словарь-справочник. - Ржев, 2005. и материалам исследовательской работы учащейся 10-го «Б» класса гимназии № 10 Анны Чуниной «Старообрядческие храмы и моленные города Ржева», выполненной под руководством преподавателя В.И. Белых по программе предмета История России с сайта Ржевской Покровской старообрядческой общины.)

     (Фото. № 1 Открытка издания ржевского купца М.В. Мясникова, отпечатана Северным Художественным издательством в Москве. 1912-1913 гг. Из коллекции Александра Николаевича Семенова. Фото. № 2 с форума Городского интернет-портала Ржева. Фото. Ржевитянки № 3 с форума Городского интернет-портала Ржева.)
    


   ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ НАСТОЯТЕЛЬ

   В 1906 году во Ржеве на Предтеченской улице в 115-ом квартале (ныне ул. Смольная) состоялась закладка старообрядческой церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Деревянная одноглавая церковь строилась на участке, пожертвованном местным купцом Поярковым Григорием Ивановичем. Строительство деревянного храма было закончено в 1908 году. 14 ноября 1909 года епископ Кирилл (Политов) совершил освящение церкви.
   Храм был построен на средства и силами ржевского купца Григория Ивановича Пояркова и будущего настоятеля о. Иоанна Георгиевича Иголкина. Каменная ярусная колокольня была заложена в 1910 году, также был надстроен восьмерик с куполом над основным объемом храма. Позже был построен придел во имя Архистратига Михаила, который был освящен в 1912 году. На звоннице было семь колоколов.



Настоятель Троицкой церкви о. Иоанн.


   Еще в 1888 году о. Иоанн Иголкин служил в Городце (Нижегородская область), куда был поставлен по рекомендации инока, а впоследствии епископа Арсения (Швецова). Священноинок Арсений воспитал многих учеников, из них наиболее видными были: священник о. Димитрий Смирнов, священник о. Иоанн Иголкин.
   Затем о. Иоанн служил в Санкт-Петербурге в домовом храме Громовского кладбища, который был освящен 8 ноября 1905 г. старообрядческим епископом Санкт-Петербургским и Тверским Виталием (Бажановым) во имя свт. Петра, митрополита Киевского и всея Руси чудотворца. В Тверскую губернию он попал опять же по рекомендации на тот момент уже епископа Арсения Уральского.
   Вначале служил в Торжке, а в 1890-х г. был переведен на служение во Ржев. Служил в молитвенном доме в 129-ом квартале, но у него не сложились мирные отношения с частью прихожан, и о. Иоанн, не отчаиваясь, поступил очень мудро, принявшись за строительство Троицкого храма. Впоследствии между двумя этими приходами установился мир. Вместе ходили Крестным Ходом, общались.



О. Иоанн Иголкин с семьей. Посреди — сын Василий.


   Настоятелем этого молитвенного дома был о. Игнатий Червяков. Известно, что в 1908 году о. Иоанн Иголкин участвовал в закладке старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Ржеве на Смоленской улице (ныне ул. Калинина).
   Далеко за пределами Ржева был известен церковный хор Троицкого храма. Да и вообще Ржевские певчие признавались одними из лучших в старообрядчестве. Но после октябрьской революции 1917 года клир и активные миряне были подвергнуты репрессиям, вскоре упокоился и настоятель храма о. Иоанн.
   В сентябре 1934 г. церковь закрыли, но иконы из основного комплекта иконостаса, предметы убранства, книги, утварь, во многом благодаря энергии диакона Феодота Тихомирова, удалось сохранить и перенести в Покровский храм, где эти святыни благополучно пережили военное время и были спасены от гибели.
   В годы Великой Отечественной войны Троицкий храм был разрушен. Опустевшее здание Троицкого храма еще перед войной превратили в клуб, где по праздникам устраивали танцы под патефон, а на амвоне была устроена сцена. От церковного комплекса до наших дней сохранилась лишь каменная колокольня и остатки трапезной, стоящие среди соседских огородов.

   ОСУЖДЕННЫЙ ЗА БЛАГИЕ ДЕЛА



Василий Иванович Иголкин и его жена Татьяна.


   Сын о. Иоанна, Василий, родился в 1888 году. В этот период Иголкины проживали в деревне Слобода Глуховской волости Медынского района Калужской губернии. Еще до революции получил высшее образование — выучился на счетовода, работал на предприятиях города Ржева. Был женат на Татьяне Иголкиной.
   Василий проявлял интерес к истории своего края, даже состоял членом Ржевского научного общества. Был краеведом-любителем. В 1930-х годах начал писать историко-бытовую повесть «Ржевитянка», но, увы, не успел закончить из-за внезапного ареста.
   Василий Иванович создал кружок знаменного пения при Троицкой старообрядческой церкви города Ржева, в котором обучал детей и подростков пению по крюкам. Однако за это благочестивое и полезное занятие в 1929 году на него было заведено уголовное дело. Проходил допрос его учеников — детишек, и все они, еще малые, несмышленые в силу возраста, старались делать все, чтобы Василия не арестовали, все осознавали нелепость предъявленных сыну настоятеля, прихожанину Троицкого храма, обвинений.



Уголовное дело, заведенное на Василия Иголкина за «обучение церковному пению и преподавание церковно-славянского языка подросткам в возрасте от 9 до 15 лет».


   Сейчас эти дети вызывают восхищение! Иголкин был приговорен к принудительным работам сроком на один год, исключением из профсоюзной организации, а затем был выслан. К счастью, после обжалования, дело было пересмотрено и приговор отменен.
   Но, увы, жестокость советской власти, ее беспощадность, нелепость сыграли свою роль. В 1937 году Василий был репрессирован, как и многие люди в то время, и осужден на 10 лет лагерей. Находясь в заточении он «заработал» туберкулез. По болезни в 1944 году был освобожден досрочно. Когда возвращался домой, в дорогой ему Ржев, в пути, в городе Сердобске, его состояние ухудшилось. Вскоре он скончался в больнице.
   В 1961 году Василий Иванович Иголкин был реабилитирован посмертно. До сих пор остается загадкой: писал ли он какие тексты, находясь в лагере, а скорее — мечтал о возвращении во Ржев и продолжении своей «Ржевитянки»…
   К сожалению, известно мало сведений о жизни Василия Иголкина, его жизнь было задавлена машиной советского террора, его литературная деятельность была пресечена нелепым арестом. Его вклад в культуру Ржева, в историю старообрядческой жизни, культуры города недооценен.

   Марина Волоскова



Василий Иголкин. Поздняя фотография.

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото. № 4 - 8 с сайта Русская вера.)
    


   В Троицком храме Ржева о. Иоанну Иголкину сослужил диакон Феодот Тихомиров. Далеко за пределами Ржева был известен церковный хор Троицкого храма. Но в 1917-м и в 1920-м гг. клир и активные миряне были подвергнуты репрессиям, вскоре умер и настоятель, о. Иоанн.
   В сентябре 1934 г. храм закрыли, но иконы из основного комплекта иконостаса, предметы убранства, книги, утварь, во многом благодаря энергии диакона Феодота Тихомирова, удалось сохранить и перенести в Покровский храм, где эти святыни благополучно пережили военное лихолетье и были спасены от гибели.
   Умер диакон Феодот в 1946 году, похоронен в Ржеве на старообрядческом кладбище. Сохранились воспоминания о военных годах его супруги - Матрены, она скончалась в Ржеве в 1975 г.
   В настоящее время иконостас Троицкого храма находится в старообрядческом храме во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Сычевка. Опустевшее здание Троицкого храма еще перед войной превратили в клуб, где по праздникам устраивали танцы под патефон, а на амвоне была устроена сцена. Во время войны этот деревянный храм был избавлен от кощунственного позора и полностью разрушен. В настоящее время на территории бывшего Троицкого храма стоит лишь полуразрушенный остов каменной колокольни, вокруг которой находятся соседские огороды.

   Марина Волоскова



Заброшенная могила диакона Феодота Тихомирова.

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото. № 9 с сайта Русская вера.)
    


   В первый летний день, 1 июня 2015 года, на праздник Сошествия Святаго Духа на свв. апостолов, во Ржеве состоялся молебен на месте бывшей старообрядческой церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. От храмового комплекса остался только остов каменной колокольни, заложенной в 1910 году.
   Помолиться молебен пришли около 30 ржевитян-старообрядцев — прихожан Покровской старообрядческой церкви. Молебен Троице возглавил настоятель Покровского храма протоиерей Евгений Чунин (г. Ржев), ему сослужили иерей Димитрий Чунин (г. Ржев), иерей Андрей Андреев (п. Тураево), чтецы и певцы Покровской церкви.
   Кроме того, жители окрестных домов и прохожие подходили к молящимся, интересовались историей Троицкого храма, некоторые даже молились в сторонке.
   Спустя 80 с лишним лет молчания, на намоленном когда-то месте, вновь зазвучали праздничные тропарь и величание на церковной земле. Надеемся, молебен будет одним из шагов к возрождению Троицкого храма, и когда-нибудь уже в стенах храма во имя Святой Живоначальной Троицы зазвучит:
   "Благословен еси Христе Боже наш, иже премудрыя ловцы явлеи, послав им Дух Святыи, и теми уловлеи вселенную, Человеколюбче слава Тебе."

   Из истории Троицкой старообрядческой церкви

   Закладка на Предтеченской улице (ныне — Смольная улица) деревянной летней старообрядческой церкви во имя Святой Троицы состоялась в 1906 г. Участок для будущего храма пожертвовал ржевский старообрядческий купец Григорий Иванович Поярков. Строительство деревянного храма было закончено в 1908 году. 14 ноября 1909 года старообрядческий епископ временно Петроградский и Тверской Кирил (Политов) совершил освящение церкви.
   Каменная ярусная колокольня была заложена в 1910 году, тогда же был надстроен восьмерик с куполом над основным объемом храма. Позже был построен придел во имя Архистратига Михаила, освящение которого состоялось в 1912 году. На звоннице было семь колоколов. Службы в новом храме совершали о. Иоанн Иголкин и диаконы Григорий и Феодот (Тихомиров). Некоторое время в храме служил священник Яков Хромов, который затем уехал служить в с. Дмитрово Погорельской волости.
   Далеко за пределами Ржева был известен церковный хор Троицкого храма. Сын о. Иоанна Василий Иголкин искусно пел и руководил хором Троицкого храма, а в 1929 году даже создал при церкви кружок для детей, желающих обучаться знаменному пению. Однако за это поистине благое свершение на Василия завели уголовно-следственное дело. Но в конце 1920 гг. клир и активные миряне были подвергнуты репрессиям. В 1930 году упокоился настоятель о. Иоанн. Богослужения в храме стал проводить о. Никифор. В сентябре 1934 г. храм закрыли, но иконы из основного комплекта иконостаса, предметы убранства, книги, утварь, благодаря диакону Феодоту Тихомирову, удалось сохранить и перенести в Покровский старообрядческий храм, где эти святыни благополучно были спасены от гибели.
   Опустевшее здание Троицкого храма еще перед войной превратили в клуб, где по праздникам устраивали танцы под патефон, а на амвоне была устроена сцена. Во время войны этот деревянный храм был полностью разрушен. В настоящее время на территории бывшего Троицкого храма стоит остов каменной колокольни, вокруг которой находятся соседские огороды.

   Марина Волоскова

   
     (По материалам сайта Русская вера.)
    



Г. Ржев. На фоне дома о. Иоанна Иголкина. Среди ребят - 13-летний Василий Иголкин.


   Иоанн Георгиевич Иголкин родился в 1860 году. Место рождения на данный момент неизвестно. Однако в некоторых источниках местом рождения Иголкина называется г. Санкт-Петербург. Сведений о рукоположении Иоанна и его служении в сане диакона нет. Известно, что Иоанн Иголкин был учеником будущего епископа Арсения Уральского. Изначально в сане священника о. Иоанн служил в деревне Слобода Медынского района Калужской губернии, затем в Москве, а в 1888 году был поставлен на служение в Нижегородскую губернию, в с. Городец, по рекомендации инока, а впоследствии епископа Арсения (Швецова).
   В Городце Иголкин устроил церковь, в которой стал проводить богослужения [1]. Самовольное открытие старообрядческой церкви в селе вызвало обвинения у господствующего духовенства. Иголкин был привлечен к ответственности судебным порядком. Суд приговорил о. Иоанна к заключению в тюрьме. Иголкин обжаловал решение суда и перенес дело в высшую инстанцию, а затем в сенат [2]. Таким образом, ему удалось остаться на свободе.
   Старообрядческий храм в Городце называли «австрийским», поскольку служило в нем духовенство Белокриницкой иерархии. Известно, что в Городце также были и беглопоповцы, не признавшие этой иерархии. В их ведении имелась отдельная часовня. Они обрели беглого попа - священноинока Макария, который исполнял требы у местного населения. В начале июня 1890 года о. Иоанн Иголкин составил и отправил Макарию и его пастве обличительное послание, что они совершают тяжкое преступление, не приемля Белокриницкую иерархию [3].
   В середине 1890-х годов о. Иоанн Иголкин пепеведен в Ржев. С 1908 года о. Иоанн - настоятель Троицкой старообрядческой церкви г. Ржева, построенной по его инициативе на земельном участке местного купца-старообрядца Пояркова Григория Ивановича. Во время служения в Тверской губернии о. Иоанн был возведен в достоинство протоиерея.
   В семье Иголкина было шестеро детей: три сына и три дочери. Старшим был Василий (1886-1944 гг.), впоследствии писатель, краевед-любитель г. Ржева. Репрессирован в 1937 году. Известно имя второго сына священника - Иоанн (1887-?).
   В исторических документах Громовской старообрядческой общины Петербурга упоминается диакон Иоанн Иголкин, служивший 21 декабря 1908 года в домовом храме при Громовском кладбище по случаю престольного праздника, дня памяти свт. Петра, митрополита Киевского, и в виду праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. Однако в Городце о. Иоанн служил раньше, и в сане священника, о чем свидетельствует его «Послание». Получается, что либо в документах Громовской общины неверная датировка, либо д. Иоанн Иголкин - это сын ржевского протоиерея.
   О. Иоанн Георгиевич Иголкин имел обширную библиотеку духовного содержания, часть которой находится в Ржевской Покровской Церкви. Упокоился в 1930 году. Похоронен на ржевском старообрядческом некрополе.

   Марина Волоскова

   _________________________________________

   [1] РГБ. Иголкин Иван Егорович. Обличительное послание раскольнического попа австрийского поставления к раскольническому беглому попу. М., 1890. С. 2.
   [2] Там же. С. 2.
   [3] Там же. С. 3.

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото. № 10 с сайта Русская вера.)