Петровское (Петроозерье, Петровские Озёра) - Казанской иконы Божией Матери церковь


   В селе Петровские озера стояла деревянная, рубленая «в крюк» церковь Казанской Божией Матери постройки 1724 г. с двумя престолами: в холодной - Казанской Божией Матери; в теплой - святых апостолов Петра и Павла. Капитал банковский - 685 руб. 96 коп. Были построены 2 деревянных дома для причта, деревянный дом для училища и сторожка. Земли при церкви - 6 дес. и «в 5 верстах от церкви за Великим озером на правом берегу речки Сози - 300 дес. лесом, сенокосом и болотом». В 1901 г. здесь служили священник С.И. Богоявленский, 30 лет, и псаломщик М.А. Свитушков, 52 года. Жалование причту - 400 руб., процент с капитала - 385 руб. и годовой доход 160 руб. В числе прихожан были отставные военные - 5 дворов (31 мужчина и 27 женщин); мещане (мужчина и 2 женщины); крестьяне в с. Петровские озера - 12 дворов (35 мужчин и 38 женщин); в д. Остров - 13 дворов (39 мужчин и 48 женщин) и д. Заречье - 18 дворов (64 мужчины и 67 женщин). Престольный праздник - Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в народе - Петров день (12 июля). В монастырские времена здесь был монастырь, в нем, по свидетельству писцовой книги ХVI в., «2 кельи, где живут старцы мирские... 2 двора монастырских, 2 чел. людей, да двор дьякона, да двор проскурницы, да двор аршина монастыря, а в нем живет дворник, да двор бобыльский...». Во времена раскола русской православной церкви в 1654 г. в эти места бежали от преследования Никона сторонники Аввакума - раскольники беспоповского направления. По преданию, населенные пункты по побережью озер были центром старообрядческого раскола в Тверском крае. Позднее эти верующие приняли идеи Никона и стали соблюдать новые христианские обряды. Пришельцы были сильные духом, сметливые и искусные мастера, они расширили поселение на острове. Монастырь был связан с Оршинским и Савинским монастырями. Их потомки соорудили бани на сваях, долго сохраняли этнографические черты старого уклада жизни: дома окнами на озеро, перед домом небольшой участок земли и перед домом бани на сваях (учтены как памятники).
   В 50-х годах их уникальное сооружение - церковь - разобрали и из бревен сделали клуб. На дрова распилили шестиярусный иконостас с резными царскими вратами и хоругвиями. Разворованы и уничтожены фигуры Христа на кресте, иконы Божией Матери и Иоанна Богослова.

   
     (По материалам книги Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия "Тверская деревня". - Тверь: Издательство "Альба", 2001.)