Доброе (Доброе погост, Добрый погост) - Преображенская церковь


   Храм Преображения в селе Добром был основан в XVI в. (после 1562 г.) и в 1580-х гг. уже упоминается как "церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки" (РГАДА ф. 1209, оп.1, № 70. Л. 414 06.). Но фактическая история его начинается с конца XVII в. Поместье Голенищевых в 1665 г. было разделено минимум на пять частей между детьми Александра Матвеевича Голенищева. Они, видимо, и восстановили церковь, сначала деревянную, а в 1830 году Михаил Иванович Голенищев-Кутузов субсидировал строительство каменного храма. Строили также местные мастера, и - редкий случай - выстроили плохо: К началу хх в. храм пришел в аварийное состояние - служб в нем не было, а причт обратился в 1912 г. с просьбой ко всем приходам епархии помочь в сборе средств на строительство новой церкви. В 1910-х гг. большой приход (в 1916 г. 2200 человек) ютился в здании школы. Успели ли построить новое здание храма, неизвестно. Церковь в Добром разрушена еще до войны.
   К настоящему времени село перестало существовать.


   Погост Доброе, от Твери 326 верст, от Осташкова 87 верст.
   Церковь Преображенская, каменная, построена в 1831 году, престола три: главный Преображения Господня, южный Покрова Пресвятой Богородицы и северный Архангела Михаила.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1824 года, исповедные с 1812 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Николай Стефанович Новоселов 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1894 года. Место диакона вакантно. Псаломщик Иоанн Димитриевич Голубев 28-ми лет, в должности с 1898 года.
   Прихожан в деревнях: Комарове, Докучаеве, Кривошееве, Новинке, Кузьмине, Зайцеве, Ефремове, Пустошке, Юхине, Потапове, Бузанах, Савине, Тивикове, Перепелке-Лопаши тож, Столпе-Малые Лопаши тож, Залуковье, Киселеве, Глазове, Тростянке, Пятыгине, Выборове, Чучеловке-Новая тож, Тимохине, Гоголе, Вальне, Василеве, Сачневе, Евсееве, Запрятниках, Чурове-Платичне тож - 252 двора (809 мужчин, 850 женщин)
   В 1914 году служили: Священник Михаил Волков 53-х лет, окончил духовное училище, на службе 36 лет, в Преображенском храме 8 лет. Штатный диакон Илия Орлов 53-х лет, на службе 21 год, в Преображенском храме 5 лет.
   Прихожан в деревнях: Доброе, Астратово, Антоновское, Зайцево, Ефремово, Кузьмино, Новинка, Люба, Кривашево, Комарово, Докучаево, Тимохино, Гоголь, Вольна, Василево, Сочнево, Запрятники, Евсеево, Потапово, Пустошка, Пятыгино, Тростянка, Юхино, Бузаны, Савино, Тивиково, Перепелки, Большие Лопаши, Малые Лопаши, Залуковье, Киселево, Глазово, Выборово, Новая Чучеловка, Чурово-Плитичка - 1066 мужчин и 1162 женщины; лютеран 28 мужчин и 21 женщина.

   
     (По материалам изданий О. Александр Юрков, Павел Иванов. Погост на пограничье. - Тула: ЗАО "Гриф и К", 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
    


   В число достаточно старых приходов на территории Пеновского района входит и этот. Впервые деревня Доброе упоминается в 1495 году, но она явно гораздо старее. Это часть новгородской волости Велила, причем центр древней административной единицы - десятка. Так что можно уверенно относить основание Доброго ко времени не позже XIII века. Но церкви в нем тогда не было.
   Первые московские владельцы этих новгородских земель - дворяне Алексей Дюкин, Степан Коведяев, Русин Игнатьев и другие - никакой памяти по себе не оставили. Некоторые из них встречаются в документах того времени, но не как строители церквей. Лишь после присоединения этой территории к Ржевскому уезду и смены владельцев, около 1570-1580-х годов появился храм. Основал его Матвей Михалович Голенищев, и в 1589 году деревянный храм Преображения впервые упомянут. Название села происходит от хорошей, «доброй» земли в этих местах, в силу чего, несмотря на запустение Смутного времени (от имения с селом и двадцатью семью деревнями остался лишь один живущий двор), поместье окончательно никогда не забрасывали. Вскоре после Смуты Доброе уже было восстановлено сыном первого владельца Александром Матвеевичем Голенищевым-Кутузовым. Его дети разделили поместье на пять частей. Но оно было настолько значительным, что досталось всем по порядочному наделу. Ульян Александрович Голенищев-Кутузов проживал в Добром в 1678 году, и тогда, как мы узнаем, в селе уже действовал храм Всемилостивого Спаса, были священник Федор Федоров, дьячек Гришка Васильев и пономарь Гришка Степанов. Ульян Александрович прожил долгую жизнь, в старости имел славу богомольного и доброго боярина. Под его «крепость» записывались разжалованные из духовного сословия «лишние» священнослужители. Им, записываемым в 1720-х годах в крестьянство, предлагали решать, в какую деревню идти, какому владельцу они будут принадлежать. Почти все окрестные «лишние» церковники выбрали поместье Ульяна Голенищева-Кутузова (а для жительства деревню Городенку). Есть и прямые свидетельства, как помещик кормил сирот и нищих, раздавал даром хлеб в голодные годы. Один из таких нищих церковников Парфений Иванов из Велил, вспоминал в 1723 году: «А сшел я с сыном моим с того погоста Велил тому лет десять от хлебной скудости и пришел в поместье Ульяна Александрова сына Голенищева-Кутузова… и ныне живу безсходно. А податей никаких и оброку я ему никаких не платил… а держал он меня, Голенищев, по прозбе моей, за скудость и нищету мою». Уже за это стоит здесь помянуть добром Ульяна Голенищева-Кутузова. Тогда село Доброе было действительно «Добрым». Разумеется, далеко не все помещики были такими. Но и людей, подобных Голенищеву-Кутузову, было немало.
   В 1830 году очередной владелец поместья Михаил Иванович Голенищев-Кутузов субсидировал строительство каменного храма с престолами во имя Преображения, Покрова Богородицы и Архангела Михаила. Строили также местные мастера, и - редкий случай - выстроили плохо: к началу XX в. храм пришел в аварийное состояние - служб в нем не было, а причт обратился в 1912 году с просьбой ко всем приходам епархии помочь в сборе средств на строительство новой церкви. В 1910-х гг. большой приход (в 1916 г. 2200 человек) ютился в здании школы. Успели ли построить новое здание храма, неизвестно. Остатки каменного храма были разобраны после войны, тогда же было уничтожено и кладбище при нем. Ныне на месте храма установлен Поклонный крест и ведутся работы по строительству новой церкви.

   
     (По материалам сайта ХВОШНЯ. Православный приход церкви Рождества Христова на погосте Хвошня, Пеновского района Тверской области.)