Осташков - Воскресения Христова собор

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Юрия Красильникова с сайта http://www.sobory.ru/


   ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Осташкове входит в комплекс Соборной площади. В документах Иосифовской Осташковской слободы деревянная церковь Воскресения, "клецки", упоминается с 1622 года. В 1676 году она сгорела. Строительство каменного храма с трапезной и южным приделом на том же месте велось с 1677 по 1689 год, по благословению патриарха Иоакима, на средства жителей Иосифовской слободы. Одновременно была построена шатровая колокольня. В 1749-1753 годы к храму пристроили Христорождественский придел. В 1770 году церковь была украшена лепниной и фресковой живописью, выполненной крепостным художником господ Хвастовых Лаврентием Яковлевым. Переделки 1770-1792 годов придали интерьеру церкви барочный вид.
   КОЛОКОЛЬНЯ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ в Осташкове входила в комплекс бывшей Соборной площади и была построена одновременно с Воскресенской церковью в 1689 году к северу от неё. Автор и строитель её неизвестны. В конце XIX века колокольня наклонилась к северу. В 1894 году был произведён ремонт. На колокольне было 15 колоколов: самый большой, пятисотпудовый, был отлит в 1845 году, двухсотпудовый - в 1851 году. После закрытия церкви колокола сняли. Здание выполнено в традициях ярославского зодчества второй половины XVII века. Объёмная композиция колокольни состоит из высокого восьмигранного столпа, заканчивающегося ярусом звона. Над ярусом возвышается декорированный шатёр, который завершается круглым барабаном, увенчанным небольшой главой с ажурным крестом.


   В конце XVII века Осташков превратился в большой город, в котором быстро росла численность населения, развивалась торговля. Во многих городах России во второй половине XVII века развитие торговли и строительства происходило параллельно. Разделение Осташкова на две слободы было к тому же чисто местной причиной, способствовавшей оживлению строительства. И патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали в городские соборы своих настоятелей, внедрявших тут вполне определенные вкусы. Сочетание этих причин способствовало тому, что в Монастырской слободе в 1677 году начали строить Воскресенский собор - один из самых больших в Тверском крае. Одновременно рядом с собором была построена колокольня. Два каменных собора, построенные почти одновременно, в таком сравнительно небольшом городе, как Осташков, - событие исключительное.
   Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видневшимся кое-где на фасадах. Все остальное «узорочье» XVII столетия оказалось скрытым поздними пристройками, толстым слоем штукатурки, сбито или заменено в разное время новым декором. В процессе реставрации архитектором В. И. Якубени было сделано много интересных наблюдений и открытий. До недавнего времени стоящая рядом с Воскресенским собором высокая столпообразная колокольня с шатровым завершением своими формами вызывала некоторое недоумение. Ее композиция и декор повторяют хорошо известные ярославские колокольни. Прямой аналогией для нее может послужить колокольня соборного комплекса в Коровниках в Ярославле, имеющая почти такую же композицию и декоративную обработку шатра с убывающими проемами слуховых окошек. Бесстолпный двусветный четверик храма с трапезной и приделами с севера и юга у Воскресенского собора увенчан двумя рядами кокошников и традиционным пятиглавием. Постаменты в основании барабанов пятиглавия также украшают кокошники. Композиция и особенно декоративное убранство фасадов характерны для многих посадских церквей Ярославля, вплоть до отдельных деталей декора, встречающихся только там. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными. Можно лишь констатировать, что дошедшие до нас храмы Осташкова последовательно повторяют свой прототип.
   Судя по реставрированным фрагментам композиции Страшного суда, фигурам и ликам святых, роспись Воскресенского собора станет интересным памятником живописного искусства, выполненным местными, осташковскими, мастерами.


Фото. Александра Коршунова.


   Воскресенский собор был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города.
   Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете.
   Два собора и колокольня, построенные в конце XVII века в Осташкове, их богатое убранство, по-видимому, особенно пришлись по душе жителям города, долго служили образцами для местных мастеров. Иначе как объяснить, что спустя сто - сто пятьдесят лет в храмах по окрестным селам будут повторяться декоративные мотивы первенцев каменного зодчества края. К этому времени сами соборы не раз переделают, придадут им новый вид, стремясь уподобить их столичным образцам, не станет нарядных фасадов, но они не изгладятся из памяти тех, кто украсил «белыми ризами церквей» села вокруг Осташкова.

   Отрывок из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"

   
     (По материалам журнала СИТЕС 2003/6 (160), тематическое издание, серия Заповедник Времени. Путеводитель "Отдых на Селигере" и сайта города Осташкова.)

     (Фото. № 1 Юрия Красильникова с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото № 2 Александра Коршунова.)
    


Воскресенский собор.


   Церковь в честь Воскресения Христова, каменная, построена в 1689 г. по благословенной грамоте Всероссийского Патриарха Иоакима (Савелова). В церкви 5 престолов; в настоящей холодной 3: в честь Воскресения Христова, Рождества Иоанна Крестителя и во имя преподобного Иосифа Волоцкого; в теплой два: в честь Успения Божией Матери и Рождества Христова. При церкви имеется каменная часовня.
   Собор и церковь в честь Воскресения Христова обнесены общей оградой, состоящей из железной решетки на каменном цоколе с тремя въездными готической архитектуры воротами; при храме оригинальная, причудливо росписанная колокольня, покосившаяся на сторону.
   Церковным старостой состоял 1880 г. купец Василий Матвеевич Савин, родился в городе Осташкове 19 декабря, 1854 г. Был членом Городской Управы с 1889—1891 г.



Священник Иоанн Павлович Бобров.


   Воскресенская церковь, построена в 1689 году, каменная, престолов пять: в холодной: Воскресения Христова, Преподобного Иосифа Волоцкого, Рождества Иоанна Предтечи, в теплой: Успения Божией Матери и Рождества Христова.
   Церковные документы: опись 1864 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1824 года.
   В 1901 году служили:
   Священник Петр Иоаннович Ильинский 43-х лет, студент семинарии, в служении с 1878 года, священником с 1882 года, состоял членом уездного отделения епархиального училищного совета, наблюдателем церковно-приходских школ, членом правления духовного училища, награжден скуфьей в 1893 году.
   Священник Иоанн Павлович Бобров 37-ми лет, студент семинарии, в служении с 1883 года, священником с 1885 года, состоял катихизатором, смотрителем Епархиальной свечной лавки, законоучителем 2-х классной школы, директором тюремного комитета, попечителем городского приходского училища, награжден скуфьей в 1896 году.
   Священник Феодор Васильевич Рясенский 34-х лет, студент семинарии, в служении с 1889 года, священником с 1890 года, состоял законоучителем городского 2-х классного училища, награжден в 1900 году скуфьей.
   Диакон Николай Николаевич Некрасов 36-ти лет, в должности с 1882 года.
   Псаломщик Иван Павлович Модестов 27-ми лет, в должности с 1891 года.
   Псаломщик Феодор Львович Богоявленский 26-ти лет, в должности с 1892 года.
   Псаломщик Евгений Ионович Москвин 32-х лет, в должности с 1894 года.
   Прихожан в Осташкове - 425 дворов (1412 мужчин, 1578 женщин).
   В 1914 году служили:
   Священник Петр Франтов 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Воскресенском храме 10 лет.
   Священник Иоанн Прутенский 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 17 лет, в Воскресенском храме 8 лет.
   Священник Иоанн Дубакин 26-ти лет, с 4-го курса Петербургского политехнического института, на службе 1 год.
   Щтатный диакон Николай Некрасов 51-го года, на службе 31 год.
   Псаломщик-диакон Евгений Москвин 47-ми лет, на службе 30 лет.
   Псаломщик Владимир Дрызлов 36-ти лет, на службе 13 лет, в Воскресенском храме 5 лет.
   Псаломщик Сергей Новоблаговещенский 22-х лет, окончил семинарию, на службе 1 год.
   Прихожан в Осташкове - 1222 мужчин, 1376 женщин.



Василий Матвеевич Савин.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. - Москва, 1906.)

     (Фото. № 3, 4, 5 из издания Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. - Москва, 1906.)
    


Колокольня Воскресенской церкви.


   Тверской губ. гор. Осташков. Воскресенская церковь, 1689 г.

   Протокол реставрационного заседания 27 января 1910 г.

   Доложены: 1) отношение архиепископа Тверского и Кашинского от 30 сентября 1909 г. с препровождением ходатайства причта, старосты и прихожан церкви о разрешении устроить новую колокольню при ней, взамен пришедшей в ветхость.
   2) Акты об осмотре колокольни. Первый акт составлен местной комиссией из 12 человек, которая нашла, что ремонт колокольни, самый капитальный, обеспечил бы её существование лишь на непродолжительное время. По описанию епархиального архитектора А. Федорова, составившего аторой акт осмотра колокольни, высота её 10 - 11 саж., толщина стен 2 арш. 4 вершка. Лестница, шириной 12 вершк., поднимается винтом внутри стен. Звон весит 1000 пудов. Стены колокольни на высоте 5 - 6 саж. имеют вертикальные трещины, некоторые во всю толщину стены; трещины эти увеличиваются, что ясно заметно на новой штукатурке нижней части колокольни; там нле штукатурка отвалилась, кирпич оказался трухлявым и быстро выветривается; с внутренней стороны имеются целые ряды выветрившейся кирпичной кладки, местами разрушающейся от простого прикосновения руки. По словам местного подрядчика Суровкова, материк в местности церкви проходит в 7 - 8 арш. от горизонта; церкви Осташковские, по свидетельству прихожан, вообще имеют мелкий фундамент. Архитектор проектирует: укрепить фундамент, заложить кирпичем на цементе проходящкю в стенах лестницу и облицевать стены новым кирпичем; звон можно бы убавить на половину. (Дело 1910 № 34).
   В.А. Косяков высказал, что, кроме недостаточного фундамента, порча колокольни должна быть объяснена открытыми слухами и отсутствием откосов для стока воды у цоколя. Колокольня признана памятником, заслуживающим непременного сохранения.
   Постановление: колокольню сохранить и потребовать проект её ремонта.

   
     (По материалам издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 36-й. (Вопросы реставрации, вып. 6). - С.-Петербург, 1910. с сайта BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA.)

     (Фото. № 6 из издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 36-й. (Вопросы реставрации, вып. 6). - С.-Петербург, 1910. с сайта BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA.)