Травино - Обновления храма Воскресения Христова церковь

Воскресенская церковь.


   Село Травино, в настоящее время урочище, находилось в километре к западу от Тархово, на противоположном берегу Лучесы. Храм разрушен в советское время, сохранилось описание прихода за 1915 год:

   С. Травино расположено в 30 в. от Белого, на ровном месте, над р. Лучесой. Причт живет 1 версте от церкви, на другой стороне Лучесы, — в местности, исстари называемой Аносовым. Волостное правление (Шоптовское) — в 3 в. от села, граница Ржевского уезда, Тверск. губ. — в 18, ст. Мостовая Московско-Виндаво-Рыбинской жел. дор. — в 20 в. Ближайшие села: Шоптово в 3, Глухово в 9, Кострица в 12 в.
   Село образовалось в 1768 г. 22 февраля 1765 г. помещик поручик Михаил Григорьевич Пенский, полковник Богдан Потемкин и полковник Феодор Броневский просили у еп. Парфения разрешения устроить в сельце Травине, имении Пенского, между селами Шоптовым и Глуховым, приходской храм, с тем, чтобы к нему принадлежали некоторые деревни этих сел. Епископом Парфением дана была храмозданная грамота. Первый деревянный храм перевезен был ктитором из с. Шоптова и освящен во имя Воскресения Христова в 1768 г.; он существовал до 1773 г, когда пожертвован в с. Рогалево, Ржевского уезда, и здесь сгорел в 1820 г. Нынешний каменный, с такой же колокольней, продолговатый храм в память Обновления в Иерусалиме храма Воскресения Христова (13 сентября) построен тем же ктитором Мих. Григ. Пенским и освящен в 1773 г. Церковь эта уп. в 1774 и 1780 г.г. По преданию, на освящении её было до 40 священников, и службы в новоосвященном храме совершались 40 дней сряду; ктитор пожертвовал много своей серебряной и золотой посуды на украшение икон в 5-ярусном иконостасе. В 1820 г. помещик Петр Онуфриевичь Огонь-Догановский пристроил к храму (холодному) теплый придел во имя преп. Нила Столбенского (27 мая и 7 дека6ря). В 1877 г. церковь покрыта железом, оштукатурена, и крыша окрашена зеленой краской. Вокруг цекви — каменная ограда; при церкви — сторожка.
   Особенно ценные иконы в иконостасе: 1) икона Спасителя, в серебряной, вызолоч. ризе, вес. 3 ф.; 2) икона Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, вес. 4 ф.; 3) икона Спасителя, сидящего на престоле, в такой же ризе, вес. 4 ф. 12 зол. Все ризы на иконах вызолочены червонным золотом через огонь. Всего на иконостасе чистого золота более 1 ½ пудовь. Ценные сосуды: 1) потир серебряный, вызолоченный, вес. 2 ф.; 2) дароносный крест серебряный, вес. 1 ф. 48 з.; 3) напрестольный крест серебряный в 1 ф. 24 з.; 4) другой крест серебряный в 1 ф. 12 з. В ризнице до 20 священнических и даконских облачений. В архиве — копии метрических книг с 1820, исповедных росписей с 1837 и приходо-расходные книги с 1809 г. Особенно чтимые иконы — преп. Нила Столбенского и св. Александра Невского.
   В сельце Богородицком, в 3 в. от церкви, устроен был в 1759 г. домовый храм статск. сов. Дарией Феодоровной Строевой; в 1821 г., по ветхости, он был разобран, и церковные принадлежности поступили в приходской храм. В 1858 году помещиком, ген.-майором Сергеем Петровичем Огонь-Догановским (с разрешения арх. Тимофея, от 3 июля 1858 г.) устроена большая каменная часовня на кладбище Литовках, в ½—версте от церкви. Судя по названию этой местности, а также по буграм, в которых нахозятся человеческие и лошадиные кости, полагают, что здесь погребены воины во время нашествия Литвы.
   Причт в 1774 г. состоял из священника и 2 причетников, в 1915 году —из священника и псаломщика.
   Приход первоначально образовался из 60 дворов, причисленных от с. Шоптова, и 30 — от с. Глухова. В 1774 г. в нем считалось 85 дворов. В 1915 году прихожан в сельцах: Травине, Тархове, Починках, Желудове, Лисицах, Шоптовской волости в деревнях: Воронине, Дунине, Белькове, Клевцове, Баевке, Лапкове, Васильцове, Ивановке, Петровке, Карской, Новинках, Гончарове, Коверзневе, Заверзище, Старухах, Замощье, Согаророщье, Нивье, Рубцове, Богородицком, в сельце Пырьевке, в Глуховской волости в деревне Бабоедовке, в сельце Мяте - 300 дворов (860 мужчин, 922 женщины).
   Земская школа, бывшая в селе, в 1905 г. переведена в д. Воронино, в 2 в. от церкви; в ней 50 учен. (36 м. и 14 д.). В 1896 г. была открыта школа грамоты в д. Карской, в 1904 г. преобразованная в церк.-приходскую; в 1898 г. построено для неё новое здание на средства С.А. Рачинского учащихся в ней 51 (31 м. и 20 д.). В 1901 г. открыта церк.-прих. школа в с-це Мяты; здание для неё построено Бельским купцом Ив. Павл. Маркеловым; учащихся 26 (14 м. и 12 д.). В Тархове женская земская школа, с общежитием; учащихся 43.
   Нравственность невысокая. Бывают случаи воровства и пьянства. С 1898 г. существует общество трезвости. Членам выдаются иконки Казанской Б. М., с надписью на обратной стороне имени и отчества члена и времени вступления в общество.
   Прихожане религиозны и усердны к храму.

   
     (По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)

     (Фото. из издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 55-й. (Вопросы реставрации, вып. 14). - Петроград, 1914. с сайта BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA предоставлено Андреем Ага.)
    


   Смоленской губ., Бельского у., с. Травино. Воскресенская церковь, 1768 г.

   Протокол реставрационного заседания 20 февраля 1914 г.

   Доложены: 1) отношения преосвященного Феодосия Смоленского и Дорогобужского от 12 мая и 10 октября 1913 г. с просьбой разрешить внутри храма перештукатурить, местами, стены и выкрасить красками на клею, на стенах и потолках написать картины и орнаменты, иконостас выкрасить эмалевой краской, резьбу исправить и перезолотить вновь, все иконы в иконостасе переписать вновь, а также поновить и другие иконы. Иконостас уже разобран по причине перестилки полов, разрешенной епархиальным начальством. Церковь построена местным щедрым благотворителем и строителем многих церквей поручиком Мих. Григ. Пенским, расширена в 1830 г. пристройкой с запада, одноэтажная, высотой 7 саж., длиной 6 саж. 1 арш., шириной 4 саж., построена из кирпича обыкновенного размера.
   2) Заключение П.П. Покрышкина, осмотревшего церковь 17 февраля 1914 г., следующего содержания: "Иконостас уже позолочен, окрашен, собран, иконы в нем вновь сплошь переписаны очень плохим живописцем; приходится об этом очень жалеть, так как, судя по сохранившейся случайно иконе Входа Господня в Иерусалим, в праздничном ярусе, иконы были прекрасной фряжской иконописи, одновременной с великолепным иконостасом 1768 г. На местных иконах сохранились оклады местной, "Смоленской" чеканки середины XVIII в. Есть подобные оклады и в других ярусах, которые, кажется, не подверглись печальной участи местных икон. Стенопись в главной части церкви тоже уже перемалевана очень плохо; до этой перемалевки она была сходна с сохранившейся несравненно более пристойной росписью стен, парусов и потолка в трапезной части. В церкви ещё имеются неиспорченные прекрасные иконы XVIII и XIX веков: Нерукотворенный Образ, очень красивый образ Неопалимой купины в окладе 1776 г., Преображение Господне 1 арщ. 8 в. вышины. Испорчены иконы с отличными окладами св. Николая Чудотворца местный (оклад XVIII в.), ныне стоящий на полу в алтаре, образ Приснодивы поясной с окладом нач. XIX в., образ св. Нила Столобенского (оклад XVIII в.). Сильно испорчена и сень над престолом. В церкви сохраняются отличные сосуды начала XIX в. с тончайшей чеканкой и эмалями, крест медный напрестольный с очень интересным чеканным орнаментом, сплошь покрывающим всю обратную сторону креста, XVII - XVIII в.в. При последних работах упразднен престол в трапезной; на его месте теперь аналогий со старинным овальным образом св. Нила Столобенского, вероятно, из иконостаса; трапезная часть соединена с главной посредством арки в размер ниши, бывшей ранее со стороны главной церкви.
   Об архитектуре церкви должно заметить, что главная часть её, возведенная в 1768 г., имеет оригинальную слабо выраженную форму восьмигранной призьмы, повернутой углами к середам фасадов, но ребоа этой призмы сильно скругленны, а с фасада спутаны пилястрами; видимо, строитель не справился с круглой формой, задуманной им в начале. На главном куполе, недурно обрисованном, сохранился красивый ажурный крест, деревянный же купол трапезной части обшит железом. Трапезная часть и колокольня пристроены в 1830-х годах, деревянный потолок её с парусами поддержан колоннами, в общем красивой архитектуры.
   В заключение считаю долгом констатировать тот печальный факт, что, несмотря на циркуляры Коммиссии и Св. Синода и усилия местного епархиального начальства, на местах не считаются с необходимостью оберегать памятники русского искусства. Наблюдения мои за последнюю поездку с 13-го по 19-е служат к этому заключению довольно яркой иллюстрацией. В Сольцах испорчен ремонтом собор XIX в., в Витебском Николаевском соборе для поднятия колокола подрубили на колокольне столбы звона, в Бизюкове безобразно расписаны стены теплой церкви XVIII в., закрашены иконостасы в обоих церквах XVIII в., с уничтожением частей резьбы и целых колонн, и замазаны иконы, в Дорогобуже построили при соборе новую колокольню, а старую, середины XVIII в., хотят уничтожить, в Травине перемазаны иконы XVIII в., сделана новомодная и очень плохая роспись стен. Все эти работы произведены без ведома Коммиссии и при том в самое недавнее время. С этим печальным явлением Коммиссия может бороться только путем своевременных командирований своих представителей на места, ибо из моей практики я прихожу к выводу, что по всей России происходит одно и то же".
   Постановлено: 1) поставить духовной консистории на вид, что ремонт произведен без надлежащего разрешения, 2) стенопись в трапезной сохранить.

   
     (По материалам издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 55-й. (Вопросы реставрации, вып. 14). - Петроград, 1914. с сайта BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA.)