Кострица (Кострицы) - Тихвинской Божией Матери церковь

Тихвинская церковь.


   Храм разрушен в советское время, сохранилось описание прихода за 1915 год:

   С. Кострица, Кострицы — расположено от Белого в 50 в. и в 12 в. от границы с Тверской губ., при впадении р. Кострянки в р. Лучесу и в ½-версте от большой дороги из Белого в Ржев. Возле церкви — волостное правление (Глуховское), земская школа и усадьба имения Кострицы (некогда принадлежавшего ктитору И.А. Пенскому, затем Полуевктовым, Ржевскому купцу Осипу Соколову, а ныне Ржевскому же купцу—старообрядцу Мих. Салонникову). Причт живет в 1 версте от церкви. От станции Оленино Московско-Виндаво-Рыбинск. жел. дороги село отстоит на 20 в. Ближайшие села.: Глуховр в 3, Татево в 12, Покров на Обше в 15 в.
   Село не очень древнее. Как видно из храмозданной грамоты, епископом Парфением разрешего было корнету Ивану Андреевичу Пенскому в 1790 году построить в сельце Кострице однопрестольную кдадбищенскую каменную церковь во имя Тихвинской Божией Матери. По устроении храма и снабжением утварью и ризницей, разрешено было в 1796 г. еп. Димитрием освятить его благочинному, священнику Николаевской г. Белого церкви Феодору Солнцеву. Храм считался на первых порах приписным к с. Глухову. Но, так как жителям далеко и обременительно было, особенно в весеннее и осеннее половодье, ходить на богослужения в с. Глухово, за р. Лучесу,то с 1803 г. он сделан был приходсим. Грамотой еп. Серафима разрешено было в 1807 г. устроить при означенной церкви в с-це Кострице трапезную каменную, с такой же колокольней, церковь во имя св. Иоанна Богослова. Построение этой церкви окончено было в 1811 г, и грамотой еп. Серафима дано было благословение освятить ее тому же благочинному Ф. Солнцеву.
   Весь храм в длину имеет 10 саж.; в ширину настоящий — 5 саж., придельный 4 саж. 1 арш. Настоящий, холодный, расположен в восточной части; придельный, теплый - в западной части храма. Они соединяются посредством двух дверей, находящихся по обе стороны придельного алтаря. Иконостасы в обоих храмах в два яруса: в нижнем большие иконы, в верхнем малые, круглые. Царские врата — резные, вызолоченные на полименте. Снаружи храм оштукатурен и побелен; крыша окрашена темно-зеленой краской. Колокольня соединена с храмом. Кресты на церкви и колокольне деревянные, обитые белою жестью.
   Придельный храм во имя св. Иоанна Богослова (26 сентября) — упразднен по указу Смоленской Духовной Консистории, от августа 1904 г. за № 9578. Под этой церковью погребен ктитор И.А. Пенский.
   В храме, у правого клироса, находится чтимая икона Тихвинской Божией Матери, принесенная с Афонской горы при основании храма. Риза на ней — серебряная, позлащенная, с такими же венцами над Спасителем и Божией Матерью; украшения на главе Богоматери и звезды на Её оплечьи — из стразовых камней. Замечательна также по работе старинная икона Распятия, с ликами Богоматери — с правой стороны — и Иоанна Богослова — с левой, — вышитыми гарусной шерстью разных цветов на черной материи. Икона эта (как и Тмхвинской Б. М.) — в деревянной раме столярной работы, за стеклом. Она подарена в церковь ктитором и находится в придельномь алтаре, над жертвенником. В д. Вязовах предстоит постройка храма.
   Из предметов ризницы замечательны: 1) Евангелие напрестольное, в лист, изд. 1791 г., в переплете, обложенном медью и посеребренном; 2) такое же Евангелие, в ½—листа, изд. 1735 г. В архиве находятся: храмозданные и храмосвятные грамоты, копии метричских книг с 1803 и исповедные росписи с 1822 г. В библиотеке имеется полный круг богослужебных книг, изд. 1769 — 1794 г., в досчатых кожаных переплетах; собрание поучений на воскресные и праздничные дни, на церк.-слав. языке, изд. 1781 г; о истинном христианстве И. Арндта, 1784 г. и проч.
   Прихожан в 1915 году в селе Кострице, в деревнях: Алексине, Андреевском, Вязовах, Зубовке, Забегах, Лисьей Пустоши, Нарезках, Пустошке, Репище, Холме, Новой, Осиновке, Березуях, Большом Борятине, Галичкине, Дубровке, Емилианенках, Красной Долине, Вереистой, Сельце Кореневке, Криуше, Пелюховке, Смолькове, Сухоновке, Малом Борятине, Пшенной, Русине, Ходулихе - 334 двора (1025 мужчин, 1044 женщины).
   С.А. Рачинский с первого года своей школьной дятельности (1876) обратил внимание на состояние прихода. Он посетил школу, устроенную в дер. Пустошке крестьянином Никифором Осиповым, и на следующий год взял всех учеников в свою Татевскую школу, где воспитывал их на свой счет. Двое из них впоследствии сделались священниками, многие учителями. В 1883 г. Рачинский открыл школу в д. Кулаковке, поручив ее учителям из своих учеников; но, так как она оказалась не в центре этой местности, и все стремились в Татевскую школу, — то Рачинский перенес ее в д. Вязоваху, где устроил для неё прекрасное здание на пожертвованной крестьянами земле. При школе была устроена моленная для совершения всенощных в воскресные и праздничные дни и ведения религиозно-нравственных бесед. Часто приезжал сюда для бесед с народом и сам С. Ал. Перед смертью он имел желание устроить в д. Вязовах храм. Сестра его, Варвара Александровна, отводила под церковь 36 дес. земли; построить же церковь обещал Бельский купец Илья Мих. Михайлов. Но С.А. умер — и планы его остались не выполненными.
   В настоящее время в приходе две школы: земская при церкви, с 1878 года, с 66 уч. (46 м. и 20 д.), и церк.-приходская в д. Вязовах, со 100 уч. (85 м. и 15 д.).
   Нравственность народа - удовлетворительная. Пьянство не особенно развито. Но народ не отличается большой религиозностью: напр., в праздники часто крестьяне работают. В приходе 11 раскольников и 1 лютеранин.
   Летопись ведется с 1883 г.

   
     (По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)

     (Фото. предоставлено Егором Орловым aka Babilon. 1943 г.)