Пустое Подлесье (Пустоподлесье) - Покровская и Никольская церкви

Покровская церковь.


   Никольская церковь была разрушена в советское время, Покровский храм сохранился в руинированном состоянии. Сохранилось описание прихода:

   С. Пустоподлесье (Белейка) — расположено на низком месте, близ границы Тверской губ., в 70 в. от г. Торопца, в 80 в. от г. Белого и в 27 в. от ст. Нелидово Московско-Виндаво-Рыбинск. жел. дор., почтового отделения Иоткина и Иоткинского волостного правления. Блйжайшие села: Поникли в 20, Иоткино в 28, Сопоть в 30 в.
   Село получило свое назване от Николаевской Пустоподлесской пустыни, находившейся на его мсте. Пустынь эта, — как сказано в описи, сделанной строителем её, иером. Феодором Голенкиным, в 1774 г., — "заведена и устроена монахом Иоанном Савельевым в 1702 году августа 20 числа". Как видно из той же описи, в пустыни в 1774 г. было два деревянных, одноглавых, крытых тесом храма: один во имя Свят. Николая Чуд. и другой во имя Покрова Пр. Богородицы; при них была деревянная же, одноглавая, крытая тесом колокольня. Храмы, по преданию, были малой величины. Внутри пустыни, обнесенной деревянной оградой, мерой в 200 саж., были следующие строения: деревянные настоятельские кельи, с тремя жильями; напротив них другие такие же кельи; между теми и другими кельями — сени с одним крыльцом, крытые тесом; старые деревянные кельи, с тремя жильями, крытые дором; хлебня и напротив неё амшаник; между ними — деревянные сени, крытые дором; три деревянных, крытых дором амбара для хлебя; деревянная, крытая дором баня; деревянный скотный двор, крытый соломой. Внутри ограды был также сад из 20 яблонь. Монастырь стоял в лесу. Для воды были выкопаны два колодезя. Вотчинных крестьянских душ за монастырем не было. За ним числились только пустоши, подаренные доброхотными дателями-рейтерами Михаилом Колакуцким, Никитой и Петром Денисьевыми. Пустоши были следующие: Яблоновая, Ивановское, Прудовая, Ковалева, Хмелевка, Деево и проч. На все эти пустоши выданы были крепости. Монашествующих до 1774 г. бывало в пустыни человек по шести и по три. Пустынь управлялась строителями. В грамоте, данной еп. Гедеоном в 1755 г. на строение храма в с. Шестове, сказано: "А по свидетельству Бельскаго уезда Пустоподлесской Николаевской пустыни строителя, иеромонаха Аарона, явилось в предписанном с. Шестове".
   В 1779 г. в 5 верстах от пустыни основано было с. Белейка, и в ней капитаном Иваном Никитиным Денисьевым построена была деревянная церковь во имя Пресв. Богородицы Одигитрии. Около этого же времени Пустоподлесская пустынь, — вероятно, за бедностью и малочисленностью монашествующих, — была упразднена, и Николаевский храм её сделан был кладбищным и приписан к с. Белейке. В 1794 году, как видно из одной ревизской сказки 1795 г., к приписной кладбищной Николаевской церкви посвящен был в священники дьячек Павел Андреев. А вскоре после этого и весь причт с. Белейки переведен был в Пустоподлесье. Церковь же с. Белейки сделана была кладбищной, а затем переделана в часовню. Причтовая земля поступила во владение крестьян с. Белейки, в Пустоподлесье же причт получил землю из казенного участка.
   Так как в с. Пустоподлесье оба бывшие монастыские храма пришли в ветхость, — то помещицы Пелагия Демьянова Колакуцкая и Пелагия Ивановна Кулешова возбудили ходатайства о разрешении построить вместо ветхих деревянных храмов новые каменные. Первым построен холодный храм во имя Покрова Пр. Богородицы тщанием Пелагии Демьяновой Колакуцкой в 1802 году, вторым — теплый храм во имя св. Николая Чуд. тщанием Пелагии Ивановой Кулешовой в 1819 году. Оба храма с деревянными притворами, крыты железом, с отдельной деревянной колокольней. Вокруг храмов — деревянная ограда с каменными столбами, с южной же стороны — каменная с железной решеткой и тремя железными воротами (на 19 саж.). В настоящее время Покровский храм расширен: устроены два каменные придела и такая же колокольня.
   Достопримечательности храма: 1) Чтимая икона Божией Матери Одигитрии из упраздненной Белейкинской церкви. 2) Небольшой крест с частью древа Креста Господня и частицами мощей: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Василия Великого, св. Спиридона Чуд., св. Евангелиста Марка, св. великом. Пантелеймона, св. муч. Феодора Сикеота, св. Михаила Малеина, Ефрема Сирина, св. Гурия и Варсонофiия, св. муч. Варвары, муч. Марины, муч. Феодосии девицы и св. муч. Анастасии. Крест этот вделан в икону двунадесятых праздников.
   Причт в 1834 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. В 1915 г. — из священника, диакона и псаломщика.
   В 1915 году прихожан: в селах: Пустоподлесье, Репище, Бабине, Ржаной, Сосноватке, Средней, Березовке, Рябиновке, Старой Деревне, Зажарье, Нетопорове, Завражье, Мильнове, в деревнях: Клевцах, Столбоухе, Ковалеве, Белейке, Лужке, Хмелевке, Ключевой, Казинниках, Марачевке, Карзукине, Ростовой, Ильюшине, Жорновке, Осиновке, Чернушке, Яблоновой, Мухоярове, Семенове, Ниве, Высокой, Завитневе, Колесне, Феодоровском, Селе, Столовой - 448 дворов (1497 мужчин, 1585 женщин).
   Жители отличаются религиозностью; и не всегда посещают храм лишь те, которые живут в 15 — 18 в. В случае несчастья они прибегают к помощи Божтей и просят священника помолитсч в домах или на поле. Молебны по всему приходу совершаются во время Пасхи, в день Покрова и Свят. Николая Чуд. В некоторых деревнях совершаются еще молебствия Божией Матери Одигитрии, Пророку Илии, Преп. Серафиму и в праздники 1-го Спаса (1 августа), Преображения, Спаса Нерукотворнного образа (16 августа), Успения, Балыкинской Божией Матери и Сошествия Св. Духа.
   В приходе три кладбища: 1) при церкви, 2) в с-це Нетопорове и 3) при д. Белейке. На последнем — деревянная часовня.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)

     (Фото. Babilon с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)