Михайлова Гора - Преображенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Бориса Орлова


   Село Михайлова Гора ныне Лихославльского района, от Твери 55 верст, от Торжка 40 верст, от Лихославля 20 километров.
   Преображенская каменная церковь построена в 1860 году с тремя престолами: Преображення Господня, святителя Николая, святой мученицы Параскевы.
   В приходе 23 деревни, 397 дворов, 1436 мужчин и 1581 женщина, все карелы.
   Построены восемь часовен: деревня Терешкино - святых Флора и Лавра, деревня Тимошкино - Успения Божьей Матери, деревня Затулки - святых апостолов Петра и Павла, деревня Гутты - святых Космы и Дамиана, деревня Жерихово - Преображения Господня, деревня Лужки - Рождества Пресвятой Богородицы, деревня Каменка - Иоанна Предтечи.
   В 1767 году в селе была построена деревянная Никольская церковь, которая к середине XIX века пришла в ветхость.
   В этой церкви хранилось старое Евангелие, напечатанное при царе Алексее Михайловиче в 1668 году.
   Разрешение на строительство новой каменной церкви было получено в 1852 году. В то время село принадлежало удельному ведомству царя, другие деревни прихода принадлежали разным владельцам: Повало-Шейковскому, генерал-лейтенанту Я.Я. Воробьеву (1792 - 1869 гг.), инженеру, коллежскому советнику С.И. Серебретинскому (1812 - 1876 гг.), князю Эгалычеву. К строительству церкви приступили в 1857 году, а уже в 1860 году церковь была освящена. В 1880 году один из приделов церкви сделали теплым, в 1882 году церковь оградили. В 1904 году построена церковная сторожка с бревенчатыми сенями. Церковь стоит в центре сельской площади, здание кирпичное на гранитном цоколе. Церковь была закрыта в 1965 году, в настоящее время не действует. Не сохранилась церковная сторожка, от ограды осталось лишь гранитное основание, кровля утрачена, полы прогнили, сильно пострадала настенная живопись.
   В 1901 году служили: священник Савва Макарович Михайловский, 55 лет, на службе с 1869 года, священником с 1876 года. В 1915 году священником служил Иван Тугаринов, 27 лет.
   Дьякон Василий Васильевич Рождественский, 40 лет, на службе с 1879 года, дьяконом с 1886 года, в 1915 году на этой должности служил Федор Таиров, 39 лет.
   Псаломщик Павел Матвеевич Алимпиев, 33 года, в должности с 1888 года, в 1915 году продолжал службу.
   Последним священником в селе был Арсений Михайлович Соколов, 1892 года рождения, уроженец деревни Заобразье Осташковского уезда. Арестован за антисоветскую агитацию 8 октября 1937 года, расстрелян 3 ноября того же года. Полностью реабилитирован 16 марта 1989 года.


Фото. Андрея Ага.

   
     (По материалам издания Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)

     (Фото. № 1 Бориса Орлова. Фото. № 2 Андрея Ага.)
    


   Характерный для раннего периода эклектики в Тверской губернии храм, построенный в одном их крупных карельских сел. Пятиглавая трехпрестольная церковь (Преображения, святителя Николая, Параскевы Пятницы) выстрона на средства прихожан в 1857-1860 годах. Незначительно перестраивалась (делались печи) впоследствии.
   Храм действовал до 1962 года. Его существущее крайне плачевное состояние - показатель, как можно довести до такого вида здание, еще сорок лет назад совершенно целое. Храм заброшен, рядом с ним построена небольшая деревянная часовня. Восстановление не планируется.
   Здание Преображенской церкви построено на месте двух сменивших друг друга деревянных церквей в одном из самых больших карельских сел Новоторжского уезда. Это определило монументальный характер постройки, быстроту его возведения и высокое качество кладки.
   Его состояние, несмотря на аварийное положение с кровлей, не очень заметно изменилось за двадцать лет. Лишь центральная глава разрушается быстро и, вероятнее всего, в ближайшие годы шатер на ней рухнет.
   Стилистически постройка примыкает к большей группе "тоновских" церквей, которые возведены, на самом деле, по проектам губернского архитектора И.Ф. Львова, в эти последние годы своей работы на должности выполнявшего проекты в таком вкусе. Они узнаются по очень робким еще "русским" деталям, выразившимся в луковичных главах и шатрах.
   Кроме "русских" деталей попадается и такая "готика" как западный притвор, с тонкими штукатурными пилястрами-нервюрами.
   По сути же перед нами не более чем привычный ампирный храм, конструктивно мало отличающийся от обычных ротонд на четырех пилонах-столбах. В интерьере это особенно заметно.
   Разумеется, специфические индивидуальные черты присутствуют и здесь. В частности, угловые главы, решенные в виде колоколен, в интерьере - настоящие купола, только не световые. Угловые кампартименты хорошо выделены в общем пространстве храма - хотя никакой функциональной необходимости в этом нет.
   Свод над западным руковом креста - полуциркульный, с широкой распалубкой, как в обычной позднеклассической церкви.
   Все алтари располагались в ряд.
   Избыточная зальность (даже можно сказать, предсказуемость и однообразие) интерьера определили интересные решения, которые здесь призваны как-то разнообразить восприятие его зрителем. Плоскости перерезаны тянущимися по всему храму карнизами - на уровне человеческого роста. А также ниже пят сводов и в куполе (два пояска карнизов).
   Именно такие небольшие "секреты" позволили оживить пространство и сделать его удобным для восприятия. В построенном по старому проекту современном храме Александра Невского в Твери такими поясками-карнизами пренебрегли - и в результате купол зрительно превратился (при взгляде снизу) в длинную и некрасивую"трубу". Вот так эффекта "трубы" избегали мастера до революции.
   Храм был расписан, но в последние годы небольшие остатки поздней (конца XIX века) масляной росписи практически слиняли. Заметны остатки огромных печных ходов от устроенных в подвале в 1882 году амосовских печей.
   Село, окружающее храм, сохранило несколько фрагментов старой площади, окружавшей церковный погост. Ограда храма разрушена, уцелел лишь гранитный цоколь.
   Плохое состояние храма - горькое обстоятельство. По местному рассказу (записано в деревне Сосновицы), колокольный звон с этого храма оповестил 9 мая 1945 года окрестных жителей о долгожданной Победе. В тот же день в храме был отслужен молебен при огромном стечении народа. Увы, нынешние поколения жителей прихода эту сторону истории своей земли уже не помнят.

   Павел Иванов

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

    


Посмотреть всю карту