Могилевка (Могилевская пустынь) - Успенский собор Могилевского Успенского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    


   Успенский собор - главное сооружение Могилевского Успенского монастыря. Он впервые построен каменным на средства стольника Петра Андреевича Нащокина в 1677-1682 гг. В настоящее время от собора осталась колокольня и две апсиды - колокольня стоит на их оси, со смещением относительно стен более позднего собора.
   На северной апсиде сохранилось единственное первоначальное окно с рамочным наличником-валиком. Старая колокольня вошла полностью в более позднее сооружение, она украшена плоскими лопатками и карнизами из положенного на ребро кирпича. Первоначальный храм был чрезвычайно близок к утраченному, но известному по обмерам Сретенскому собору тверской Савватьевой пустыни (1679) и, особенно, его прообразу - собору Николо-Малицкого монастыря (1675, утрачен еще в сер. XVIII века).
   Нынешний собор (с сохранением первоначальных апсид!) построен в 1715-1720 гг. бригадой ярославских каменщиков, которым был указан образец - церковь Всех Святых в Ниловой пустыни (1699). От этого здания сейчас уцелел только основной объем - бесстолпный четверик с сомкнутым сводом.
   Храм со временем подвергся значительной переделке. В 1774 году он лишился пятиглавия, а в 1859-1860 гг. полностью обновлен: добавилась двухэтажная пристройка с хорами и притвором. Вновь появилось пятиглавие, но совершенно иного вида.
   Наличники на старом здании частично сохранились подлинные, немного поправленные в верхних частях. А на пристройке лишь приблизительно следующие древним. Колонки и кокошники, сложенные в середине XIX века, имеют грубую кладку. Монастырь явно испытывал недостаток хороших квалифицированных каменщиков.
   В колокольне второй ярус появился между 1762 и 1790 гг., а третий - с деревянными колоннами в "ампирном" духе - в 1835-1836 гг. Внутри это здание сохранило интересную подлинную лестницу на хоры и сами хоры (арка из хор в основной объем храма заложена в советское время).
   Собор расписан в два приема. В 1774 году на стенах появились росписи, выполненные крупнейшим осташковским мастером тех лет - Борисом Еремеевичем Уткиным. От этой живописи остались две композиции - "Введение во Храм" и "Успение", обе (особенно вторая) сильно записанные в середине XIX века.
   В 1860 году храм расписан вновь осташковской же бригадой, работавшей в характерной для этой школы цветовой гамме и манере. (Близкий ее аналог - роспись в Николо-Рожке). Лучше всего роспись сохранилась в куполе.
   В советское время в соборе размещался клуб.


Фото. Андрея Ага.

Фото. Андрея Ага.

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

     (Фото. Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 3, 4 Андрея Ага.)