Красный Холм - Преображенский собор


Преображенский собор расположен на снимке на заднем плане.


   Первое достоверное известие о существовании в с. Спас на Холму церкви во имя Преображения Господня восходит к началу XVI в. - ко времени княжения на Руси великого князя Московского Иоанна III, когда Тверское княжество утратило свою самостоятельность и Русь объединилась под крепкою державою великих князей Московских.
   Сохранился документ XVI в., упоминающий о Спасохолмской Преображенской церкви, - это "Опись Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1575 г." (царствование Иоанна Грозного). В нем читаем: "Да к монастырю погост Спас на Холму - Преображенье вверх - деревянная, а другая церковь Живоначальная Троицы".
   Дальнейшее упоминание о существовании Преображенского храма относится к годам 1646 (царствование Алексея Михайловича) и 1677 (царствование Федора Алексеевича).
   Деревянный Преображенский храм существовал до 1713 г.
   В 1713 г. была освящена холодная Спасо-Преображенская церковь (с 1791 г. - по указу Императрицы Екатерины II при Тверском Елископе Тихоне Преображенский храм определено именовать соборным), разрушенная в советское время. Это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами. Четверик основного объема с четырехскатным покрытием имел ярусное завершение в виде светового восьмерика и глухого цилиндрического барабана. К храму примыкала двухъярусная колокольня с кубическим основанием и восьмигранным столпом, увенчанным шпилем. Архитектура церкви отличалась лаконичным, почти суровым характером. Почти полное отсутствие декора, впрочем, было, скорее всего, результатом перестроек церкви в первой половине XIX в. Фасады четверика делились лопатками на три прясла. Гладкие стены были прорезаны прямоугольными окнами.

   
     (По материалам книги: Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС "Города Тверской Земли". Тверь: Издательство Студия-С, 2004.)
     (Фото. № 1 из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания Циммерман и Хавист, Москва, 1911г. Автор снимка неизвестен.)
    


   Заштатный город Красный Холм, от Твери в 160 верстах, от Весьегонска в 79 верстах.
   Преображенский собор три церкви: 1) Преображенская, построена в 1713 году, каменная, престола два: главный Преображения Господня, придельный Казанской Божией Матери, 2) Троицкая, построена в 1836 году, каменная, престола три: холодный Святой Троицы, теплые: правый Рождества Христова, левый Благовещения Пресвятой Богородицы, 3) Владимирская, с тремя престолами, каменная, начата постройкой в 1883 году.
   Церковные документы: опись 1864 года, метрики с 1785 года, исповедальные с 1825 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Протоиерей Петр Иоаннович. Знаменский 69-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1862 года, священником с 1866 года, Протоиереем с 1889 года, состоял законоучителем городского училища и цензором проповедей, награжден орденом Святой Анны З-ей степени в 1898 году.
   Священник Михаил Алксеевич Побреин 51-го года, студент семинарии, в служении с 1873 года, священником с 1877 года, состоял законоучителем городского женского училища, членом уездного отделения Епархиального училищного совета, уездным наблюдателем церковно-приходских школ, награжден в 1899 году наперсным крестом.
   Священник Димитрий Александрович Соболев 37-ми лет, в служении с 1885 года, священником с 1889 года, состоял смотрителем Епархиальной свечной лавки, членом уездного отделения Епархиального училищного совета и законоучителем земской школы, награжден в 1898 году набедренником.
   Диакон Иоанн Малахович Покровский 38-ми лет, из 3 класса духовной семинарии, в служении с 1883 года, диаконом с 1889 года.
   Псаломщик Александр Петрович Ветлицкий 27-ми лет, в должности с 1892 года.
   Псаломщик Михаил Григорьевич Ильинский 47-ми лет, в должности с 1896 года.
   Псаломщик Петр Александрович Колтыпин 35-ти лет, в должности с 1885 г.


Фото. из архива Олега Спасского.


   Прихожане: 1) Протоиерея Знаменского - в городе Красном Холме и в деревнях: Глунцове, Онисимове, Навях, Дымцеве, Сварухине, Наумове, Бортнице, Медвешкове - 339 дворов (1007 мужчин, 1121 женщина). Сверх сего военных 36 дворов (173 мужчины, 166 женщин), раскольников 3 женщины.
   2) Священника Побреина - в городе Красном Холме и в деревнях: Боярском, Глунцове, Муравьеве, Терешкове, Трещевце, Якимихе, Янькине, Петрушине - 323 двора (978 мужчин, 1053 женщины). Сверх сего военных 33 двлоа (171 мужчина, 162 женщины), раскольников 3 женщины.
   3) Священника Соболева - в городе Красном Холме и в деревнях: Коробове, Мокренях, Глунцове, Анисимове, Погорелке, Чумине, Макковееве, Колпине, Семеновском, Филипкове, Ринях, Доре - 352 дворов (1016 мужчин, 1145 женщин). Сверх сего военных 76 дворов (200 мужчин, 205 женщин)., раскольников 1 двор (1 мужчина, 1 женщина).
   В 1914 году служили: Протоиерей Димитрий Соболев 52-х лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет.
   Священник Павел Маслов 39-ти лет, окончил семинарию, на службе 11 лет.
   Священник Георгий Колтыпин 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в Преображенском соборе 11 лет.
   Священник Василий Успенский 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 19 лет, в Преображенском соборе 10 лет.
   Штатный диакон Михаил Панков 43-х лет, из первого класса семинарии, на службе 24 года, в Преображенском соборе 4 года.
   Псаломщик-диакон Петр Колтыпин 49-ти лет, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 15 лет.
   Псаломщик-диакон Михаил Ильинский 62-х лет, на службе 18 лет, в Преображенском соборе 15 лет.
   Псаломщик-диакон Николай Пухлимский 35-ти лет, на службе 16 лет, в Преображенском соборе 2 года.
   Псаломщик Иоанн Виноградов 28-ми лет, на службе 2 года.
   Прихожан в деревнях: Глунцово, Коробово, Маккавеево, Колпино, Семеновская, Филиппово, Ргени, Аннинская, Мокрени, Наумово, Сварухино, Якимиха, Дымцево, Чумино, Погорелка, Терешково, Глупцово, Боярская, Муравьево, Трещевица, Янькино, Петрушино, Нави, Онисимово, Бортницы, Медведчиково - 3563 мужчины, 3902 женщины.
   К собору приписана кладбищенская Никольская церковь, постройки 1794 года, каменная, холодная, престол один Святителя Николая. Церковные документы: опись 1847 г. Причта особого не положено. Прихожан нет.
   В приход Преображенского собора входило пять часовен: 1) Покрова Божией Матери, при д. Трещевице, постройки 1888 года, деревянная, 2) Донской Божией Матери, при д. Дымцеве постройки 1854 года, каменная, 3) Казанской Божией Матери., при д. Навской, постройки 1854 года, деревянная, 4) Покрова Божией Матери, при д. Наумове, построена неизвестно когда, деревянная, 5) Святителя Николая, при д. Бортнице, постройки 1895 года, деревянная.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
     ( Фото. № 2 из архива Олега Спасского.)
    


Преображенский собор.


   Храмы в с. Спас на Холму существовали издавна. Само название ,,Спас” указываетъ на заимствование имени поселения от существовавшей здесь, на холму, церкви во имя Всемилостивого Спаса.
   К началу ХVI в., когда это село было пожаловано князем Симеоном Иоанновичем в качестве вклада Николаевскому Антониеву монастырю, в нем уже существовали две церкви ,,Преображенье Спасово да Живоначальная Троица”.
   Основание самого села и построение в нем первого храма уходит в отдаленную от нас глубь истории и, за отсутствием письменных памятников, которые могли бы осветить те времена, приурочить и основание села и построение первой в нем церкви к какому-либо определенному времени пока не представляется возможным.
   Несомненно одно, что церкви во имя Преображения Господня и Живоначальной Троицы существовали в селе Спас на Холму с весьма давних пор.

   Преображенский собор.

   Первое достоверное известие о существовании в с. Спас на Холму церкви во имя Преображения Господня восходит, как мы видели, к началу ХVI в., - ко времени княжения на Руси вел. кн. Московского Иоанна III, когда Тверское княжество утратило свою самостоятельность, и Русь объединилась под крепкою державою великих князей Московских.
   Не без особого основания, думается, насельники - строители первого храма нарекли храм свой во имя Спасова Преображения: в те времена, когда религиозвость проникала все отношения жизни и семейной и общественной, такое исключительное событие, как постройка первого храма, и особенность местности - высокий, господствующий над ней холм влекли мысль строителей к событию из жизни Спасителя на горе Фавор, - к Его Преображению, и потому этот холм увенчался храмом во имя Преображения Господня.
   Сохранился документъ ХVI в., упоминающий о Спасохолмской Преображенской церкви, - это ,,Опись” Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1575 г. (царствование Иоанна Грозного). В нем читаем: ,,Да к монастырю погост Спас на Холму - Преображенье вверх 1) древяная, а другая церковь Живоначальные Троицы. А в Спасе Деисус 2) стоячей на бели 3) 7 пядей - 15 икон, да икона Преображенье Спасово на золоте семи-ж пядей, да икона Пречисты Одигитрие - локотница 4) на золоте, по полем писаны святители и мученики... Да книга Евангилие вдесть на харатье 5) евангелисты серебреные”... 6).
   Из Переписных книг Данилы Петр. Свечина 1627-29 г.г. (царствование Михаила Феодоровича), т.е. спустя уже нсколько более 50 лет после упомянутой Описи 1575 г., мы видим, что в погосте Спас на Холму существует храм Преображения Господня с приделом Св. Николая Чудотворца, - тот же ли самый, что был в 1575 г., или другой, построенный на прежнем месте и в тоже самое именование, - неизвестно. Но более, чем вероятно, предположение, что старый деревянный Преображенский храм времен Иоанна Грозного в смутное время был сожжен, подобно бывшей у Спаса на Холму церкви во имя Св. Троицы и не существовавшей в год переписи Данилы Свечина; а в 1627-9 г.г. был деревянный Преображенский храм, вновь построенный.
   Дальнейшее упоминание о существовании Преображенского храма относится к годам 1646 (царствование Алексия Михайловича) и 1677 (царствование Феодора Алексеевича) 7).
   Последний деревянный Преображенский храм существовал до 1713 года, когда был освящен существующий по ныне каменный Преображенский собор 8). Построение ныне существующего каменного Преображенского собора именно в 1713-м году неоспоримо подтверждается документом архива Тверской Духовной Консистории, где в справке Консистории, на основании благочиннической ведомости 1811-го г., говорится, что в г. Красном Холму ,,две церькви каменныя 1-я холодный собор во имя Преображения Господня с приделом Казанския Богородицы построен в 1713 году; 2-я теплый собор во имя Живоначальныя Троицы построен в 1724-м г.” 9).
   Во время построения каменного Преображенского собора с. Спас на Холму, как состоявшее в Бежецком уезде, в церковном отношении было подчинено Новгородскому архиепископу. В то время на архиерейской Новгородской кафедре был Иовъ, митрополит Великоновоградский и Великолуцкий, известный своей благотворительной и просветительной деятельностью 10).
   Ближайшим же строителем его был архимандрит Краснохолмского Антониева монастыря Иосиф (1703 - 1714 г.г.), при котором, благодаря преобразованиям Императора Петра I относительно монастырских вотчин и самих монастырей, благосостояние Антониева монастыря стало понижаться 11).
   Этим, может быть, и объясняется почему в такой значительной вотчине монастырской, - в торговом селе Спас на Холму, - каменный храм построен был небольших размеров.
   В 1791 году по указу Императрицы Екатерины II при Тверском епископе Тихоне Преображенский храм определено именовать соборным 12).
   В 1812 году, по прошению протоиерея Василия Андреева, в соборе произведен капитальный ремонт стен храма, колокольни и крыши, обветшавших от времени и пострадавших от удара молнии.
   На ремонт употреблено до 1500 рублей 13).
   Неоднократно ремонты производились и впоследствии: оштукатурены храм и колокольня (1835 г.); собор исправлен внутри и снаружи (1850 г.) 14).
   В 1851 году (по прошению церк. стар. купца Димитрия Портнова на имя Архиеп. Гавриила), по причине обветшания каменной паперти с южной стороны и ветхости деревянной на ней крыши, южная паперть расширена и покрыта железом. В соответствие южной паперти устроена и с северной стороны точно такая же паперть 15).
   В 1858 г., с благословения Архиеп. Филофея, вокруг Преображенскрго собора, а также и вокруг Троицкого, сложены каменные ограды с железными решетками, при чем в первой ограде устроены дв башни в виде часовен.
   В одной из них предполагалось устроить кладовую для старых церковных вещей, а в другой поместить свечную лавку 16).
   Последний капитальный ремонт Преображенского собора был произведен, с благословения Архиепископа Саввы, в 1883 г., когда был поставлен в нем новый иконостас; старинный чугунный пол заменен деревянным; внутренние стены храма расписаны простой живописью.
   В настоящем своем виде Преображенский собор представляет собой небольшое здание, в котором на кубическом основании возведен восьмиугольник, увенчанный одной главой на высокой шейке.
   С восточной стороны три абсиды.
   В связи с церковью стоитъ двухъярусная столпообразная колокольня, низ которой представляет куб, а второй ярус - восьмиугольник.
   Глава церкви и крыша колокольни окрашены голубой краской и усыпаны золотыми звздами.
   Крестъ колокольни помещен на высоком шпиле с яблоком.
   Своды храма опираются на четыре столба, из коих два находятся посередине, а два скрываются за иконостасом.
   Главный престол посвящен Преображению Господню, а правый придел - Казанской икоине Божией Матери.
   С левой стороны придела нет, хотя алтарное помещение, вполне соответствующее правому приделу, для него имеется.
   Высокий, о пяти ярусах, иконостас главного храма красивого рисунка. Иконы нижнего ряда старинного письма и обложены серебряными ризами, из них обращает на себя особое вниматиие местная икона Преображения Господня. В ней событие Преображения представлено в трех моментах: а) восхождение апостолов на гору Фавор, б) само Преображение и в) схождение с горы.
   Иконостас придела в стиле рококо. На царских вратах резные фигуры Господа Саваофа, Благовещения и херувимов.
   В Преображенском соборе обращает на себя внимание старинное паникадило. Стержень его увенчан двухглавым орломъ 17).


Казанский придел.


__________________________________


   1) Кроме устройства стен посредством горизонтальной кладки бревен, что составляет в настоящее время наш единственный способ и что называлось технически ,,о клетце, клетцки, в клетцки”, в старое время в приложении к стройке церквей был у нас еще другой способ - через поставление бревен стояками, каковой способ постройки технически назывался ,,вверх”. Этот второй способ устройства стен, очевидно, изобретенный именно для церквей круглых, мы находим если не исключительным, то преитмущественным способом стройки церквей в Скандинавии. Но как выражение: ,,клетцки”, означавшее первоначально форму рубки стен, начало потом употребляться о форме церквей: так это же самое случилось и с выражением ,,вверх”, именно - оно начало быть употребляемо о церквах высоких, по форме квадратных”. - История рус. церкви, акад. Е. Голубинскаго, т. I, 2 полов., стр. 137. М. 1904 г.
   2) Деисусы бывали в 5, 7, 11, 13, 15, 17, 19 иконъ, а Деисус полный состоял из нескольких рядов икон и потому означал иконостас в несколько ярусов. В пяиммконных деисусах к трем иконам: Спасителя, Божией Матери и Предтечи прибавлялись иконы архангелов Михаила и Гавриила; в семии-иконных - апостолов Петра и Павла, и т. д. - Древ. арх. Кр. Ник. Ант. мон., стр. 48 в примеч.
   3) ,,При описании икон указывается фон иковы: празелен, лазорь, бель, золото”. - Древ. Арх. Кр. Ник. Ант. мон., 44.
   4) Величина иконы указывается локтями, пядями, или общим термином, - локотница, пядница, штилистовой, осмилистовой (в 6 или 8 листков золота). - Там же, стр. 44.
   5) Т.е. на хартии, на пергаменте, - выделанной телячьей коже.
   6) Древ. арх. Кр. Ник. Ант. мон., 58.
   7) Приложения №№ 1 и 2. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 65, 66.
   8) В ,,Твер. Епар. Ведом.” (1898 г. № 21, стр. 556) покойный Архиеп. Димитрий, ссылаясь на ,,Истор. описание Кр. Ник. Ант. м-ря”, иг. Анатолия, пишет: ,,В Красном Холму до нынешнего Преображенского каменного собора существовал деревянный двухъэтажный храм: престол в верхнем этаже 6ыл посвящен Преображению Господню а нижий - Пресв. Троице”. Это совершенно не соответствует действительности: здесь никогда не было двухъэтажного храма, а два порознь. - Архиеп. Димиитрий, вероятно, объединил в своем представлении село Спас на Холму (гор. Красный Холм) с бывшим селом Красным, которое находилось в 4 верст. от монастыря, близ дер. Коробова (,,Истор. оп. Кр. Ник. Ант. мон.”, 63), где действительно была церковь (дер.) Воздвижения Жив. Креста с приделом ,,на полатех” во имя Препод. Сергия Радон. Этот храм, будучи сожжен в литовское разорение, повидимому, более не возобновлялся (Там же, стр. 67).
   9) ,,Дело о поправке Краснох. Преобр. собора 1812 года”. Приложение № 21. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 117.
   10) Был Новгородским миитрополитом с 6 Июня 1697 г. по † 3 Февр. 1716 г. За благотворительность Петр Великий ставил м. Иова в пример другим. На 1714 г. он устроил у себя в епархии 10 странноприимниц, 15 больниц и дом для подкидышей.
   В 1706 г. М. Иов вызвал к себе Лихудов и с помощью их завел при своем доме греко-славянское, а потом и латинское училища.
   Руковод. к рус. церк. ист., П. Знаменского, стр. 270, 271 и 295.
   Срав. также ,,Правосл. Богослов. Энциклоп.” т. VII, стр. 226—234 СПБ., 1906.
   11) Истор. опис. Кр. Ник. Ант. мон., 47.
   При каком или при каких священниках построен каменный Преображенский собор?
   Прямых данных для определенного ответа на этот вопрос нет; но из сопоставления некоторых обстоятельств можно прийти к опредленному заключению.
   Из документов Бежецкого духовного Правления видно, что в 1742 г. при Преображенской церкви служили священники Лаврентий Константинов, Ермолай Константинов и Василий Михайлов.
   На евангелии же 1688 г., взятом из Преображенского собора в Троицкий, на л. 78 написано, что оно ,,положено вкладу (как это писали обыкновенно) ,,при священниках при Константине”... Вероятно этот Константин есть отец одного или даже обоих священников. Преображенской церкви 1742 г. и при нем, как можно предположить, был построен Преображенский каменный храм.
   В документе Беж. Дух. Прав. 1743 г. (см. Приложевие № 13. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 97.) при перечислении членов причта упоминается умершего попа сын Афанасий Тимофеев: его отец свящ. Тимофей мог служить здесь в 1713 году.
   Такимъ образом можно предположить, что Преображенский собор построен был при священниках Константине и Тимофее...
   12) Указ Твер. Дух. Конс. от 15 Мая 1791 г. Приложение № 20. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 116.
   13) Приложение № 21. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 117. Разрешение на ремонт дано Архиеп. Тверским Мефодием.
   14) Архив Твер. Дух. Конс. Дело 1835 г. за № 161, и 1850 г. за № 274.
   15) Там же. ,,Дело об устройстве папертей” 1851 года за № 286. Приложение № 30. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 139.
   16) Приложение № 39. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 165. В настоящее время одна из них стоит пустая; в другой хранится немало икон, вышедших из употребления. Некоторые из них носят следы старины, хотя и не очень значительной. Обращает внимание икона Благовщения с обратным против общепринятого размещением фигур Богоматери и Арх. Гавриила.
   17) Остается неясным, - означает ли этот государственный герб особые привиллегии Антониева монастыря относительно таможенных пошлин на ярмарках прежнего села Спаса на Холму; или же он выражает вообще патриотическое настроение? - Паникадило это, повидимому, не древне ХVII в. - В ,,Истор. оп. Кр. Н. А. м.” говорится (стр. 21), что двухглавые орлы на паникадилах служат признаком царского вклада.

   
     (По материалам издания Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913.)

     (Фото. № 3, 4 из издания Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913. предоставлены Андреем Ага.)