Слобода - Никольский собор Антониева монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://r-oc.1gb.ru/


Вариант реконструкции собора    В 1480-х гг. был сооружен каменный Никольский собор, дошедший до нашего времени в руинированном состоянии (уцелели почти на всю высоту три стены - северная, южная и западная). Это одно из древнейших сооружений, сохранившихся на территории Тверской области. В своем первоначальном виде храм представлял собой чрезвычайно своеобразный образец московского зодчества последней четверти XV в. (Бежецкий Верх в то время принадлежал к землям Московского княжества). Для московской архитектуры характерны как строительная техника, так и основные художественно-типологические особенности собора. Он построен в технике смешанной кладки: стены из белого камня, своды из кирпича. Это был крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный храм с одной крупной световой главой и малой главой над юго-восточным углом четверика. Фасады собора делятся лопатками на три прясла. Входные проемы оформлены килевидными перспективными порталами с полуколонками, дыньками и сноповидными капителями. В то же время архитектуру храма отличает ряд новаторских черт, которые во многом предвосхищают зодчество XVI В.: полуциркульные закомары; карнизный пояс, отделяющий закомары от поля прясел; крестовые своды в угловых западных ячейках и др.


Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Фот. нач. 20 в.

   Интереснейшим на территории области памятником московского зодчества является Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (сохранился в руинах). По поводу его датировки существуют два различных мнения исследователей. Согласно первому (В.П. Выголов, Вал. А. Булкин, А.М. Салимов), собор был построен в 1481 - нач. 1490-х гг., согласно второму (С.С. Подъяпольский) значительно позднее, предположительно в кон. 1550-х гг. Крупное четырехстолпное и трехапсидное здание из белого камня (лишь своды и глава кирпичные) отличается тонкостью фасадных профилировок, характерных для московской архитектуры кон. 15-16 в. (лопатки, порталы с колонками, украшенными дыньками и сноповидными капителями, архивольты закомар). Основной четверик венчала мощная глава, дополненная по столичной традиции eщe одной, малой главкой над приделом в юго-восточном углу. Необычность храму придавали отрезающие закомары тонкие пояски, а также крестовые своды над угловыми, западными компартиментами и импосты у пят основных подпружных арок. Применение этих форм, появившихся в Москве в Успенском соборе и в последовавших за ним других постройках приехавших итальянских зодчих, позволило исследователям предположить и здесь работу какого-либо "фрязина" (Выголов) или русского мастера, знакомого с "итальянизмами" московской архитектуры (Булкин, Салимов). В случае справедливости более ранней датировки собор Краснохолмского монастыря следует признать уникальным памятником кон. 15 в. При более поздней датировке (которую поддерживают также А.Л. Баталов и Вл. В. Седов) постройка органичней включается в общий процесс развития русской архитектуры кон. 15-сер. 16 в.

   
     (По материалам книг: Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС "Города Тверской Земли". Тверь: Издательство Студия-С, 2004. и Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)

     (Цветное фото. с сайта Русские церкви.)