Слобода - Покрова Пресвятой Богородицы церковь Антониева монастыря

Покровская церковь.


   В 1494 году игумен Паисий заложил в монастыре второе каменное здание - трапезную палату с церковью Димитрия Солунского. На это строительство Иван Васильевич Шереметев сделал вклад 50 рублей, чтобы в монастыре ежедневно на литиях и обеднях понимались его родители и он сам. В конце XVI века церковь была перестроена.
   Благодаря царским щедротам, в 1587 году было предпринято заготовление материалов на постройку трапезной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В устроении этой церкви принял участие своими деньгами живший в монастыре и постриженный с именем Феодорита, боярин Федор Васильевич Шереметев (сын Василия Андреевича, в монашестве Вассиана, и брат Ивана Васильевича Шереметева). Он пожертвовал: Евангелие напрестольное с серебряным окладом на верхней доске, позолоченным и с литыми изображениями херувимов; богослужебные сосуды. В 1594 году Евангелие и сосуды были отобраны в царскую казну «по известиям» его родного племянника Петра Никитича Шереметева, и только в сентябре 1605 года Лжедмитрий I пожаловал их обратно в монастырь.
   Около 1592 года строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы было окончено. Она была построена вместо трапезной церкви Димитрия Солунского, тоже с ризными службами. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с прлукружием для алтаря 14 сажень (около 29 метров), шириной 6 сажень (около 13 метров), толщина стен 2,5 аршина (около 180 см.) Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего 4 сажени (около 8 метров 64 см.). Остальное пространство занимала трапеза, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. Внизу помещались: хлебня и хлебодарня, под папертью - погреб и палатка, где пекли просфоры, под лестницей - тюрьма. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке.


Покровская церковь.

   
     (По материалам статьи "Описание истории Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря с 1461 по 1918 год" с сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.)

     (Фото. с сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.)
    


   Теплая, двух-этажная, длиной с полукружием для алтаря 14 саж, шириной 6 саж., толщина стенйъ 2½ арш., стоит в близком расстоянии от собора на юг. Грамотой царя Феодора Иоанновича разрешено строить эту церковь с приделом во имя великомуч. Димитрия Солунского, с трапезой и келарской; но означенный придел устроен был в Вознесенской церкви над воротами. Церковь с алтарем имела длины только 4 саж., остальное пространство занимали трапеза, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. Внизу помещались: под церковью — кладовая, под трапезой — хлебня и хлебодарня, под папертью — погреб и палатка, где пекли просфоры, а под лестницей — тюрьма. Из хдебни через палатку и ныне виден внутри стены ход вверх — в трапезу.
   После литовского разорения церковь вновь освящена была 21 октября 1613 года, а после бывшего в 1634 году пожара освящена на другой же год 10 ноября, хотя возобновление некоторых икон, исправление наружных повреждений и устройство главы производились и в 1636 году.
   В 1769 году, вместо ветхого деревянного под восьмериком сруба и восмерика, сделан под главу каменный восьмерик.
   Около 1798 года, по упразднении при больнице Благовещенской церкви, в келарской устроен придел в это именование.
   В 1834 году внутреннее устройство церкви получило другой вид: растреснувшиеся своды заменены накатом, каменный столб посреди трапезы и стены, отделявшие трапезу от паперти и бывшей келарской разобраны, при чем придел Благовещения упразднен, окна увеличены, бывший тесный алтарь обращен в пономарскую службу, сама церковь обращена в алтарь, а трапеза, паперть и придел Благовещения или бывшая келарская — в церковь. Для входа в нее сделано деревянное крыльцо с прямой лестницей.
   В 1850 году 19 ноября в ночи, от неосторожной топки печей, произошел пожар в этой церкви: сгорели потолки, полы, особенно в задней части храма, и вся лучшая ризница; вынесены только напрестольные вещи, сосуды и некоторые иконы. Для богослужения в наступавшую тогда зиму предполагалось и было получено разрѣшение устроить за левым клиросом в малом виде придел Воздвижения Честного Креста; но на зиму приспособлена была церковь Всех Святых, а 2 декабря 1851 года освящен новый придел Воздвижения Креста по правую сторону главного алтаря, к которому для придельного алтаря прикладены две небольшие стенки из кирпича, выбранного из внутренних стен иверского корпуса. В сентябре 1852 года готов был к освящению и главный престол этой церкви.
   В 1873 году, вместо деревянного с прямыми лестницами крыльца, сделана тоже деревянная на каменных столбах просторная в 5 окон паперть и покрыта железом.
   В 1882 году в церкви на потолке и по карнизам сделана новая живопись, иконостас перекрашен, позолота прочищена.

   
     (По материалам издания Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. - Тверь, 1883.)
    


Посмотреть всю карту