Старое Гвоздино (Старая Гвоздева, Старогвоздино) - Часовня


   Известно, что в 1901 году в приходе церкви села Русское Кошево были две деревянные часовни. Одна из них была построена в 1826 году и находилась вблизи деревни Старое Гвоздино. Вторая часовня, именуемая Покрова Пресвятой Богородицы, стояла в середине деревни. Она была построена в 1878 году.
   Сведения, содержащиеся в документах о строительстве первой часовни при деревне Старое Гвоздино, позволяют определить и место, где стояла в середине XVI века церковь. Документы эти представляют собой большой интерес для истории погоста, деревни и ее жителей. Они свидетельствуют о том, что с давних времен вблизи деревни Старое Гвоздино стоял столб с образами, к которому проезжающими и проходящими мимо людьми выкладывались подаяния. Эти небольшие подаяния всегда отдавались в приходскую церковь в Русском Кошеве. «На оном месте, полагательно, старинный был погост по признакам множества камней, лежащих, как видимо, на могилах» (выделено автором) – этим объясняли в 1826 году жители деревни установку в давнее время столба с иконой. Такие столбы с образами имелись во многих местах. На памяти жителей столб этот несколько раз из-за «гнилости» меняли. Последнее время он был под крышей в виде зонта. Прикрепленную к столбу икону часто роняли на землю малолетние дети или пасшаяся рядом скотина.
   В 1817 году житель деревни Старое Гвоздино Афанасий Моисеев, «одержимый болезнью», дал обещание после своего выздоровления этот столб с образом поправить и обшить его, подобно терему, тесом. К весне 1824 года он исполнил свое обещание, поправил тот столб теремком, внес образа Деисуса, Вседержителя, Космы и Домиана, Архангела Гавриила и Апостола Луки и несколько Божественных картин, которые были куплены им у церковного старосты села Еськи Бежецкого ж уезда из упраздненной там из-заветхости деревянной церкви за сорок шесть рублей и сорок копеек. Строительство терема и покупку икон Моисеев производил на собственный свой кошт. Вновь построенная часовня была основана на 4 столбах, с дверью, с окном и оконницей с полуденной стороны, длина и ширина внутри ее была по три аршина и по три с половиной аршина снаружи. С обеих сторон она была обшита деревянною чешуею. Крест и шейка на ней были покрыты белым железом. Но разрешения на постройку часовни Афанасий Моисеев ни от кого не получал. Дело в том, что указом царя Петра I от 1707 года было запрещено строительство новых часовен, а все ранее построенные часовни велено было разобрать «и обретающиеся в них иконы и книги обрать в церкви». В указе говорилось, что если кто построит новую часовню, то поступать с ним необходимо будет как с преступником. Властями государства и иерархами церковными считалось в то время, что для славословия Божьего имени были предназначены церкви, а не часовни, к которым некоторые верующие имели большее прилежание, чем к церквям. Кроме того, как говорилось в указе, часовни использовали для своих молений раскольники, что было запрещено официальной церковью.
   Дьякон церкви села Русское Кошево Андрей Васильев сообщил благочинному села Дубровки Стефану Васильеву, в ведомство которого входила эта церковь, о незаконном строительстве часовни. Благочинный сообщил об этом в Бежецкое духовное правление. В начавшемся разбирательстве священник и причетники церкви показали, что означенное строение Афанасия Моисеева они не признавали часовней и поэтому не запрещали его строительство и не считали нужным доносить об этом строении благочинному. Служения в этой часовне они никогда не совершали и денежных вкладов в церковь с нее не получали. Но члены Бежецкого духовного правления, признав их виновными в том, что они не удержали от постройки часовни Афанасия Моисеева и не донесли в Бежецкое духовное правление об этом строительстве, приняли решение на причт погоста наложить штраф, часовню разобрать, а Афанасия Моисеева за самовольное построение часовни признать преступником и сообщить в Тверское губернское правление о незаконно выстроенной часовне. Дело об этом строительстве из Духовного правления было передано в Тверскую консисторию. При разбирательстве по нему были опрошены крестьяне деревни Старое Гвоздино, которые письменно выразили свое мнение о строителе часовни: «поведения он весьма хорошего, честного, примерного свойства и потому полагаем мы оное сделал он не для укоризны правил Христианского закона, но по примеру других, потому, что во многих местах столбы имеются с образами для вклады проезжающих, которые, как мы полагаем, и не воспрещаются и бывают в иных местах и теремки, то и он примерно осмелился без всякого умыслу, а единственно по своему неведению теремок сделать для сохранении образов». Консистория представила документы Бежецкого духовного правления архиепископу с мнением, в котором предлагала Афанасия Моисеева от суда гражданского начальства освободить. Резолюция архиерея от 8 апреля 1826 года гласила, что это квадратное строение нельзя назвать часовней, и оно не приводит к убытку. Он предложил оставить его теремом в настоящем его положении, церковному старосте при наличии каких-либодоходов от этого терема, необходимо вносить их в церковную кошельскую сумму отдельной статьей. А священноцерковнослужителей церкви в селе Русское Кошево предлагалось от штрафа освободить. Таким образом, как следует из рассмотренных архивных документов, часовня была построена на территории бывшего погоста, включавшего в себя и церковь, и кладбище. Документов о том, когда это строение было признано часовней, автором не обнаружено. На одноверстной карте Менде она обозначена с правой стороны дороги при выезде из деревни Старого Гвоздина в сторону деревни Каменка.
   В клировой ведомости церкви погоста Русское Кошево 1861 года приведено краткое описание этой часовни:
   1.Из четырех столбов, обитых тесом.
   2.Во имя Спасителя.
   3.Три аршина с четвертью в длину и два аршина три четверти в ширину.
   4.Построена в 1828 году ныне покойным крестьянином Афанасием Моисеевым. По какому случаю неизвестно.
   5.Ветха.
   6.Стоит на выгоне.
   7.Ближайшим образом надзирает за ней сын умершего крестьянина Афанасия Моисеева той же вотчины и деревни крестьянин Евфим Афанасьев.
   8.Богослужения никогда никакого не производится, а потому ни свечной, ни кошельской, ни сиротской суммы в ней не имеется и в приходскую церковь не доставляется.
   9.Запор безопасен.
   В«Ведомости о церкви во имя Казанской Божьей Матери села Русского Кошева за 1882 год» опять же показано, что построена она в 1828 году умершим крестьянином деревни Старое Гвоздино Афанасием Моисеевым, в память закрытого на сем месте кладбища.

   
     (По материалам издания Сорокин В. Под древними крестами: сб. краеведческий статей // Историко-краеведческий альманах «Бежецкий край». - Тверь, 2015.)

    


Посмотреть всю карту