Архангельское (Архангельское, что в Деревнях) - Михаила Архангела церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Филипповой Елены с сайта http://www.temples.ru/


   Деревня Архангельское в старинных документах называется селом Архангельским, что в Деревнях.
   Каменная церковь Архангела Михаила заложена (вместо прежней деревянной) в 1830 г. с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Амвросия. Строительство велось десять лет тщанием прихожан и попечением помещика Ф.А.Головачева (с помощью «кошельковой церковной суммы»).
   Престол Архангела Михаила был освящён в 1841 г. протоиереем Воскресенской церкви Корчевы Феодором Яковлевым Ершовым. Теплые приделы Воздвижения Креста Господня и Илии Пророка были устроены в 1870-х годах.
   Церковь была закрыта (1937 г.) и частично разрушена в советские годы. В настоящее время сохранившаяся часть церкви находится в запустении.

   Литература.
   Нарский А. Церковь Архангела Михаила в селе Архангельском // Тверские ведомости (Православный вестник). – 2002. - 3-8 мая. - № 36 (1274). – С. 5.


   Село Архангельское находится километрах в четырёх от паромной переправы через канал имени Москвы, если ехать из Дубны в сторону Конаково. Первый же поворот налево и грунтовая дорога приведёт вас прямо в это село. Если, конечно, стоит сухая погода. В распутицу лучше ехать до села Домкино, а оттуда дорога из бетонных плит тоже выведет вас к намеченной цели.

   Церковь Михаила Архангела (жители утверждают, что и Казанской Божей Матери, поскольку престольным праздником в селе издавна была Казанская) нынче представляет собой унылое зрелище. Развалины в окружении деревенского погоста, без врат и окон, с облупившейся кирпичной кладкой, но с чудом сохранившимися фрагментами росписи под сводами храма. На кладбище этом обнаружена могила В.С. Богоявленского, протоирея церкви Михаила Архангела, похороненного в 1918 году. Неподалёку найдена могильная каменная кладка, в память некоего господина Языкова, «скончавшемуся лета 16 дня 1846 года», а также надгробная плита с надписью: «Под сим камнем погребено тело кр. дер. Стародомкино раба Божия Егора». Дата погребения 23 декабря 1894 года
   Прежде рядом с церковью стояла красавица колокольня. По словам очевидцев тех событий, где-то в начале пятидесятых решили колхозники построить силосную яму и не нашли ничего лучшего, как колокольню разобрать и полученный таким манером кирпич использовать для нового строительства. Достойного былого величия и красоты, разумеется, ничего не построили, а вот одного из чудес архитектуры, чуть ли не семнадцатого века лишились навсегда.
   Напротив церкви расположен, как и в былые времена, дом церковного старосты, сохранившийся, правда, частично. Раньше дом, по словам его теперешних хозяев, был раза в два больше, и умещалась в нём, кроме жилища старосты, церковно-приходская школа, здесь же выпекали просвирки, производили ряд других необходимых для церковных надобностей предметов. Но то было раньше, а теперь…
   Нет ничего печальнее этих истерзанных немых свидетельств человеческой глупости и в то же время, все сохранившиеся до сего времени строения прошлого, вызывают чувство гордости за тех, кто своими руками возводил эти шедевры русского зодчества. Сколько новостроя уже успело покоситься, а то и вовсе рухнуть за это время, а они всё стоят и удивляют своей жизнестойкостью, мощью и величественной красотой.

   Сергей ГОР


   Село Архангельское, что в Деревнях, по сведениям XIX -начала ХХ вв., входило в состав Фёдоровской волости Корчевского уезда.
   В 1669 г. здесь была построена деревянная Архангельская церковь, пришедшая в ветхость к началу XIX в. В 1812 г. на средства полковника Ивана Николаева Молжанинова был заново выложен пол в трапезной, перестроены паперть и колокольня.
   Каменная церковь Архангела Михаила заложена в 1830 г. с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Амвросия. Строительство велось десять лет тщанием прихожан и попечением помещика Филиппа Алексеева Головачёва (с помощью кошельковой церковной суммы).
   Престол Архангела Михаила был асвящен в 1841 г. протоиереем Воскресенской церкви города Корчевы Феодором Яковлевым Ершовым. На церкви была одна глава, покрытая белым железом, на которой стоял деревянный четырехконечный крест высотой два аршина. Теплые приделы устроены в 1877 г. Они были посвящены Крестовоздвижению (северный) и св. Илие Пророку (южный).
   В церкви бережно сохранялся серебряный чеканный крест «с позолотою вокруг весом «1 фунт 18 золотников», пожертвованный «вотчины С.Н. Ушакова крестьянином Ермолаем Антоновым 1686 года апреля в 4 день».
   В 1869 г. построили каменную (с железными решетками) ограду (обнесенную земляным валом) вокруг церкви и кладбища, - ограда не сохранилась. Нет сейчас ни каменного памятника в виде часовни на месте бывшего деревянного храма, ни двухъярусной колокольни со шпилем.
   В начале ХХ в. при церкви состоял причт из священника в сане протоиерея и псаломщика в сане диакона. Церковной земли имелось более 37 десятин. Приход составляли жители села и деревень - Старое Домкино, Мишино, Домкино-Воронуха, 3апрудье, Токарево, Спиридово - всего 1348 человек (226 дворов).
   В 1916 г. была «снята серебряная позлащенная риза для надлежащей прочистки » с благоговейно чтимой местной иконы Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Икона, по заключению Тверской ученой архивной комиссии, была написана в XVII или начале XVIII вв., и нуждалась в промывке, что и было произведено в Твери.
   Церковь была закрыта (в начале 1937 г. в церкви служил священник Андрей Гавриилович Белоусов) и частично разрушена в советские годы. В настоящее время сохранившаяся «ротонда на четверике» находится в запустении.

Литература
    1. ГА ТО:
    - Ф. 160, оп. 10, д. 203 (1811 г.) - o дозволении исправить ветхости;
    - Ф. 160, оп. 10, д. 215 (1846 г.) - опись церкви и ее имущества;
    - Ф. 160, оп. 1, д. 16015, лл. 34-40 (1890 г.) - клировая ведомость;
    - Ф. 160, оп. 1, д. 16018, JIЛ. 25-30 об. (1910 г.) - клировая ведомость;
    - Ф. 160, оп. 10 (1826 г.) - о дозволении выстроить каменную церковь [д. не сохранилось];
    - Ф. 160, оп. 10 (1875 г.) - o распространении церкви [д. не сохранилось];
    - Ф. 160, оп. 10 (1881 г.) - об освящении xpaма [д. не сохранилось];
    - Ф. 160, оп. 1, д. 16820, лл. 423-423 об. (1916 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 3 мая 1916 г.
    2. ТЦДНИ:
    - Ф. ,7849, д. 21586с,лл. 57-58 об., 64 об. - 65 (1937 г.) - ведомости церквей (переписка Голосова Вениамина Антоновича).
    3. Тверской епархиальный статистический сборник / Под ред. и. Добровольского. - Тверь, 1901.
    4. Вильсон И.И. Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. - С.-Пб., 1862.
    5. Нарский А. Церковь Архангела Михаила в селе Архангельском / / Тверские ведомости (Православный вестник). - 2002. - 3-8 мая. - № 36 (1274). - С. 5.

   НАРСКИЙ А.Р.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии, Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив "Наследие" и издания Нарский А.Р. Церкви Конаковского района. Тверской области. - М.: Полиграф сервис, 2005.)

     (Фото. Филипповой Елены с сайта Храмы России.)



   КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ О ЦЕРКВЯХ КОРЧЕВСКОГО УЕЗДА, ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ ЗА 1870 Г.

   ГАТО ф. 160, оп.1, ед.хр. 16013

   СЕЛО АРХАНГЕЛЬСКОЕ, ЧТО В ДЕРЕВНЯХ.

   ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ
   Святого Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил села Архангельского, что в деревнях,
   Корчевского уезда за 1870 год.

   1) Построена в 1840 году тщанием прихожан.
   2) Зданием каменная с такою же колокольнею; покрыта листовым железом, окрашена и устроена прочно. Ограда вокруг Церкви и кладбища при оной в 1869 году сооружена каменная со святыми воротами и четырьмя башнями по углам; покрыта тёсом, а ворота и башни листовым железом и выкрашена;
   3) Престол в ней один и теплый.
   4) Утварью достаточна.
   5) Причта в ней положено издавна: Священник, дьячек и пономарь, а дьякона нет.
   6) Земли при сей Церкви тридцать семь десятин с половиною. Из оной: три десятины усадебной, тридцать одна пахотной и три с половиной сенокосной; под иском же ни какого участка не имеется. В числе оных, в замен отошедшей под строение новой каменной Церкви земли в количестве 1200 квадратных саженей, отведено в 1830 году Мая в 31 день из дачи помещика Головачева две десятины, на кои законный акт и план от него, Головачева, представлены в Церковь и хранятся в ризнице. На настоящую же пропорцию земли отдельный план в копии также имеется, и, как оная вымежевана из дачи помещицы Г-жи Мухановой, то генеральный к ней ведомости план и межевая книга хранятся при ея вотчинном правлении. Оною землею Священно-церковнослужители владеют сами.
   7) Домы у Священно-церковнослужителей собственные, деревянные, расположены на церковной земле.
   8) На содержание священно-церковнослужителей положено от казны жалованье: сто пятьдесят рублей серебром в год. Еще в пользу священно- церковнослужителей с капитала 372 руб. сер. по Государственному непрерывно-доходному 4% билету 1859 года №111296, получаются проценты за поминовение об упокоении Евдокии и Александры. В нынешнем году в пользу причта получено процентов с означенного капитала всего: 14 руб. 88 коп. сер. В нынешнем же году проживающая в Москве солдатская вдова Ирина Власова приставила 50 руб. сер. с тем, чтобы в упомянутую сумму приобретен был 4% билет, проценты с которого поступали бы вечно в пользу Священно-церковно-служителей за поминовение Власия, Марии и Мавры. Всех же вообще денежных доходов от приходских треб(?) по Церкви и по приходу в течение сего года священно-церковнослужители на весь причт получили: сто восемьдесят рублей девяносто две копейки серебром (180 руб. 92.коп.). Содержание их посредственное. Кроме ……..
   9) Зданий, принадлежащих церкви: домов, лавок, отдаваемых в наем не имеется.
   10) Расстоянием сия Церковь от Консистории в 80 верстах, от местного же Благочинного и уездного города Корчевы в 20 верстах.
   11) Ближайшие к сей Церкви суть: Покрова Пресвятыя Богородицы – села Данилова в 4 верстах; и Успения Пресвятыя Богородицы - села Федоровского в 8 верстах.
   12) Приписной к оному селу Церкви нет.
   13) Домовой Церкви в сем приходе ни у кого нет.
   14) Опись церковному имуществу есть. Составлена в 1846 году, по образцу, от Епархиального Начальства предписанному, и Святейшим Синодом утвержденному. Скреплена членом Тверской духовной Консистории Мироносицким (?) Церкви Иереем Михаилом Голосовым, зашнурована и печатию Консистории.
   15) Приходно-расходные книги о суммах свечной и кошельковой, за шнуром и печатию Консистории, данныя – приходная в 1859 году, а расходная в 1855 году ведутся исправно. Сего Церковью с капитала 285 руб. сер. пожертвованного неизвестным, по Государственному непрерывно-доходному 4% билету 1859 года № 111295 получаются проценты на покупку деревянного масла в лампады храма. Равным образом в пользу Церкви получаются проценты с Государственного 5% банковского билета в 500 руб. сер. 1860 года №26276, пожертвованного неизвестным благотворительным лицем на украшение означенной Церкви. Наличной кошельковой суммы от Декабря месяца сего года к Генварю будущего 1871 года осталось тридцать два рубля двадцать девять копеек серебром (32 руб. 29 коп.); по билету пятьсот (500) руб. сер.
   16) Копии метрических книг от 1780 года по настоящий 1870 год хранятся в целости.
   17) Копии исповедных ведомостей с 1823 года хранятся в целости.
   18) В обыскной книге за шнуром и печатию Консистории в 1854 году данной, писанных листов 193, а не писанных 91.

   О ПРИЧТЕ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ
   Священник Дмитрий Михайлов Кузнецов (1841 – после 1895) дьячковский сын. По окончании курса учения в ТДС, 1863 года, уволен был с аттестатом первого разряда воспитанников оной с званием студента. В 1864 году Августа 2-го дня Высокопреосвященнейшим Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским и Кавалером рукоположен во священника на настоящее место. Состоит в должности Сотрудника Тверского Епархиального Попечительства. В нынешнем году проходил Катихизаторскую должность, в которой он утвержен резолюциею Его Преосвященства в Генваре месяце сего 1870 года. Женат. Грамоту имеет. 29 лет.
   В семействе у него: жена его Мария Иванова (1845 г.р.) 25 лет.
   Дети их:
   Иоанн (1865 г.р.) 5 лет
   Мария (1866 г.р.) 4 лет
   Михаил (1868 г.р.) 2 лет
   Александр (1869 г.р.) 1 год
   (При своей Церкви говорил 14 проповедей на разные случаи. 2(?) проповеди говорил по назначению в Корчевском Соборе)
   (Вдовой попадье Евдокии Яковлевой Лебедевой зять)
   (Судим и Штрафован не был)

   Дьячек Иван Иванов Казанский (1841 г.р.). Дьячковский сын. По увольнении из высшего отделения ТДУУ, 1861 года Генваря 23 дня указом ТДК определен к здешней Церкви в пономаря; 1862 года Июня 5 дня Высокопреосвященнейшим Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским и Кавалером посвящен в Стихарь и в том же году Указом Консистории переименован во дьячка. Грамоту имеет. Женат первым браком. 29 лет.
   В семействе у него: жена его Анна Иванова (1839 г.р.) 31 лет.
   Дети их:
   Матрона (1862 г.р.) 8 лет
   Михаил (1865 г.р.) 5 лет
   Александра (1868 г.р.) 1½ лет
   (Престарелому дьячку Ивану Алексееву Колоколову зять)
   (Судим и Штрафован не был)

   Пономарь Павел Михаилов Левшин (1843 г.р.). Пономарский сын. По увольнении из высшего отделения ТДУУ, 1862 года Сентября 6 дня Указом ТДК определен на настоящее место в пономаря; 1863 года Сентября 14 дня Высокопреосвященнейшим Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским и Кавалером посвящен в Стихарь. Грамоту имеет. Женат первым браком. 27 лет.
   (Престарелому дьячку Михаилу Яковлеву Левшину сын)
   В семействе у него: жена его Агрипина Николаева (1847 г.р.) 23 лет
   Сын их Василий (1870 г.р.) 5 месяцев.

   ЗАШТАТНЫЕ
   Дьячек Иван Алексеев Колоколов (1804 г.р.). В 1863 году Генваря 23 дня, по болезни, уволен от должности, получает пособия от Еархиального Ппопечительства пять рублей серебром в год. 66 лет.
   (Дьячку Ивану Казанскому тесть)
   Жена его Анна Николаева ( 1799 г.р.). Получает пособия от Еархиального Ппопечительства пять рублей серебром в год. 71 лет.

   Дьячек Михаил Яковлев Левшин (1804 г.р.). В 1862 году Сентября 6 дня, по болезни, уволен от должности. Женат вторым браком. Получает пособия от Еархиального Ппопечительства шесть рублей серебром в год. 66 лет.
   (Пономарю Павлу Левшину отец)
   Жена его Елена Егорова (1808 г.р.) Получает пособия от Еархиального Попечительства шесть рублей серебром в год. 62 лет.
   Дочь их Анастасия (1852 г.р.). Получает пособия от Еархиального Попечительства восемь рублей серебром в год. 18 лет.

   СИРОТСТВУЮЩИЕ
   Умершего cвященника Матфея Маркова Доброхотова жена Клавдия Петрова (1834 г.р.). Получает из Попечительства … в год. 36 лет.
   (Заштатному дьячку Ивану Колоколову двоюродная племянница)

   Умершего священника Иоанна Павлова Лебедева жена Евдокия Яковлева (1822 г.р.). Получает из Попечительства восемь руб. в год. 48 лет.
   (Священнику Дмитрию Кузнецову тёща)
   Дети ея:
   Павел Иоаннов Лебедев (1851 г.р.). Обучается в среднем отделении Тверской Духовной Семинарии. На содержание свое получает казенного пособия 24 рубля серебром в год. 19 лет.
   Василий Иоаннов Лебедев (1857 г.р.). Обучается в среднем отделении Тверского Духовного Уездного Училища. На содержание свое получает казенного пособия 12 рублей серебром в год. 13 лет.

   Определенной указом просфирницы нет; а исправляет ныне должность ея, с согласия священноцерковнослужителей, престарелый дьячек Иван Алексеев Колоколов, на условиях, изображенных в указе Тверской Духовной Консистории от 14 Ноября 1864 года, а именно: за 25 рублей серебром в год кошельковой суммы.

   
     (Материалы предоставил Фенчук Михаил Александрович.)