Подосеново (Спас-Ченцы, Спасский в Ченцах погост) - Спасская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ. ФОТО. БОРИСА ОРЛОВА


   Погост Спасский, что в Ченцах, от Твери 116 верст, от Корчевы 60 верст.
   Церковь Преображенская, построена в 1817 году, каменная, престолов три: в холодной Преображения Господня, в теплой Скорбященской Божией Матери и Святителя Василия Великого.
   Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1870 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Феодорович Петропавловский 27-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, Священником с 1899 года. Диакон Феодор Стефанович Шавров 54-х лет, в служении с 1865 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Макарий Виссарионович Завьялов, в должности с 1898 года.
   Прихожан в деревнях Подосенове, Романове, Норбожье, Острилове, в Кашинском уезде в деревнях Туровине за р. Медведицей, Маличкине за р. Медведицей, Ченцах - 250 жворов (773 мужчины, 773 женщины).


   После 50-летнего перерыва заработал старый храм.

   Это событие состоялось в селе Подосеново Кимрского района 19 августа.
   Храм Преображения Господня был построен в середине ХVII века. Это один из старейших храмов в Кимрском районе. Прекратил он свою работу в конце 50-х годов ХХ века. Здесь устроили склад колхозных удобрений, а потом и вовсе забросили, местные жители стали разбирать его на кирпичи.
   Спустя много лет, сельчане решили восстановить местную святыню. Собрали деньги, и полтора года назад на куполе Преображенского храма воздвигли крест, начали ремонтировать крышу.
   К православному празднику Преображения Господня ремонт был завершен, и в храме прошла первая за полвека Божественная литургия.

   Газета "Поговорим обо всём" (Калязин) 24 августа 2010 года.

   
     (По материалам издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и материалам газеты "Поговорим обо всём" (Калязин).)

     (Фото. Бориса Орлова.)



   В документах государственного архива Тверской области храм Преображения Господня упоминается в 1742 году.
   В 1751 году прихожане пишут прошение «о построении в Спасском погосте, что в Ченцах вместо ветхой деревянной вновь деревянной церкви». В прошении упоминается, что церковь построена в «давних годах», однако точное время постройки не указывается. Предположительно это конец XVII–начало XVIII века.
   Возвращаясь к ранее упомянутому документу, адресованному «Великому Господину Преосвященнейшему Митрофану Архиепископу Тверскому и Кашинскому», далее читаем: «сим же мы нижайшие желаем вместо вышепомянуемой обветшалой деревянной церкви Божией по разобрании ея, на том же месте с тем же именованием Преображения Господня, построить вновь деревянную церковь Божию. То же без благословения и без данной от Вашего Преосвященства нам нижайшим Благословенной храмодательной грамоты на то церковное строение, не приготовлять и вновь церковь Божию строить мы нижайшие не можем».
   В этом же документе со слов дьячка Григория Максимова приводятся следующие сведения: «К оной церкви прихощих 115 дворов, церковной пахотной земли по восьми десятин в поле. Сенного покосу на сто копен». Здесь же идет перечисление и церковной утвари: «…имеются сосуды из чистого олова, Епитрахилей разный материй шесть, поручей четверы, пояс пять, Евангелие напрестольное бархатистое обложено серебром, Апостол один, две Псалтыри, две Триоди: одна постная, другая цветная, два служебника, Минея общая одна, один Требник…».
   Архипасторское благословение прихожанами было получено и за два года (в 1753 году) церковь была построена.
   Строительство нынешнего каменного храма началось более чем полвека спустя, в 1811 году. К тому времени в приходе насчитывалось 130 дворов, «в них же мужеского пола 411 душ, полагая же по указам по четыре души мужеского пола на двор, выходит 102 двора с тремя душами, земли отмежевано при ней 97 десятин, 1936 квадратных сажен».
   По справке из Тверской консистории на данное количество прихожан «быть положено: священник – 1, дьячок – 1, пономарь – 1», что соответствовало полностью имеющимся налицо, кроме пономаря.
   Разрешение на постройку «на месте деревянной церкви новой каменной и храмозданная грамота» были получены в 1808 году от Преосвященного Мефодия Архиепископа Тверского и Кашинского. Два года спустя началось строительство, которое было завершено в 1817 году.
   29 мая 1817 года на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Высокопреосвященнейшего Серафима было подано прошение от священника Погоста Спасского, что в Ченцах, Сергия Васильева с прихожанами о разрешении освятить новопостроенную церковь.
   К прошению прилагается «засвидетельствование» от местного Благочинного Погоста Никольского, что на Яму, священника Петра Симеонова. В нем говорится, что к освящению все готово, «церковь благолепием церковным украшена и утварию … снабжена». На самом прошении стоит резолюция Его Высокопреосвященства: «Если к освящению все состоит в готовности и препятствия не окажется, то церковь с приделом освятить по чиноположению Благочинному с прочим духовенством дозволить и святые Антиминсы выдать».
   1 июля 1817 года новопостроенный каменный храм Преображения Господня с приделом Василия Великого был освящен Благочинным села Никольского, что на Яму священником Петром Симеоновым «на новых Антиминсах с протчим духовенством… по чиноположению церковному благополучно». О чем им же был отправлен рапорт в Духовную консисторию 6 июля 1817 года. В 1822 году храм был покрыт железом, а в 1834 году в приделе Святого Василия Великого был устроен новый иконостас и написаны образа.
   В 1841 году производят ремонт крыши храма и колокольню кроют железом. В 1847 году в храм покупают колокол весом в 100 пудов, в 1866 году возводится каменная ограда.
   Далее по архивной описи находим сведения о постройке в 1886 году приходской школы. А в 1895 году крестьянин д.Ченцы Михаил Слабов подает прошение «о разрешении ему на свои средства построить деревянную паперть».
   В 1898 г. в храм было приобретено 25 икон, в начале ХХ столетия (1903 г.) «возобновляют живопись в теплой церкви».
   В документе 1901 года в числе прихожан Преображенской церкви значатся 118 военных и крестьяне нескольких деревень: Подсосеново – 23 двора, 124 человека, Романово – 56 дворов, 287 человек, Норбожье – 30 дворов, 154 человека, Острилово – 12 дворов, 70 человек, Туровино – 27 дворов, 151 человек, Маличкино – 24 двора, 124 человека, Ченцы – 79 дворов, 418 человек. Итого 250 дворов, 1551 человек.
   Дальнейшая участь Спасского погоста типична для истории большинства духовных центров в Советском Союзе. Церковь Преображения Господня была разорена и разграблена, купола и кровля пришли в негодность.
   Часть восстановительных работ была проведена в 1994 году Благотворительным общественным центром «Сельская церковь», которые, к сожалению, не были завершены. Через давно пришедшую в негодность кровлю трапезной и колокольни дождевая вода и снег свободно поступают в храм, продолжая разрушать и без того мало сохранившуюся настенную роспись.

   В основе изложенного материала лежат архивные документы Фонда Духовной Консистории

   Boris

   
     (По материалам Форума жителей деревни Ченцы.)