Новоивановское (Ивановское, Большое Семеново) - Успения Пресвятой Богородицы церковь
![]() |
История появления церкви в селе Ивановском Корчевского уезда (ныне - деревня Новоивановское Кимрского района) начинается во второй половине 1876 г. В ответ на прошение прихожан села Стоянца (жителей деревень Большое и Малое Сменово, Михалково, Незденово и других), «по отдаленности и неудобству сообщения со стоянцевской церковью.), епархиальное начальство разрешило построить в деревне Большом Сменове деревянную церковь, «с наименованием оной деревни селом Ивановским». Судя по клировым ведомостям, с 16 октября 1877 г. «положено начало построения церкви тщанием прихожан, преимущественно усердием доброхотных жертвователей.).
Священнику села Стоянца Иоанну Васильеву Сорогожскому было поручено «заведывание построением церкви и прихожанами». В обращении к архиепископу Тверскому и Кашинскому Евсевию в сентябре 1878 г. с просьбой выдать книгу для записи подаяний, он отмечает крайнюю бедность прихожан. В ноябре следующего года была выдана еще одна книга, с условием, «что-бы сбор проходил по одной Тверской епархии, а в других не иначе, как с разрешения местного духовного и гражданского начальства и с соблюдением установленных правил».
Деревянная церковь (на каменном фундаменте) с колокольней была построена в 1881 г. (25 января 1881 г. освящен главный престол во имя Успения Божией Матери); она была «крыта белым железом и застрахована в 15000 рублей.), а из утвари имелось только самое необходимое. Приход включал 300 дворов (примерно две тысячи жителей) в селе и деревнях Афонине, Крячкове, Сменове, Якимовской, Мартынцеве, Максимцеве, Незденове, Михалкове, 3авидове. Расстоянием от Тверской духовной консистории церковь находилась к востоку в 65 верстах, а от уездного города Корчевы - к северу в 17 верстах. В ней служили священник, диакон и псаломщик.
19 октября 1909 года произошло печальное событие: церковь сгорела до основания. На следующий год возвели временную деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. Одновременно возбудили ходатайство о построении каменного храма с колокольней, начто в 1911 г. было получено разрешение: «по проекту, утвержденному строительным отделением Тверского губернского правления построить в прежней ограде новый каменный храм; чтобы работы были даны опытному мастеру по нотариальному условию и производились под наблюдением ответственного техника, от которого при начале работ была взята подписка». Для предстоящей стройки было заготовлено: 100 «погонных саженей дикого тесаного камня» для цоколя, свыше 2 тысяч пудов извести, более 500 тысяч кирпичей, вырабатываемых на церковном заводе, накоплено также 8 100 рублей наличными. Строительный комитет состоял из председателя - священника Иоанна Никольского и членов - церковного старосты крестьянина Ивана Ефимова и крестьян Андрея Лебедева, Михаила Курашева и Михаила Горчакова. Прихожане помогали подвозить материалы, доставляли булыжники для фундамента, проводили «посильные приходские сборы хлебом и деньгами». Только на строительство шли все поступающие (хоть и весьма ограниченные) доходы и пожертвования (по указам консистории от 27 января 1910 г. и от 3 июня 1911 г.), но их едва доставало... Тем не менее, в 1913 г. проведены работы по каменной кладке храма.
![]() |
Ввиду того, что звон пяти колоколов (из них самый большой весил 15 пудов 28 фунтов) временного храма не устраивал прихожан, им дозволили приобрести большой 250-ти пудовый колокол, для чего употребить имевшуюся медь и часть страховой премии за колокола.
К сожалению, неизвестно, в каком году завершилась постройка каменной церкви и когда начались Богослужения в ней. В постановлении Кимрского окружного исполкома Московской области от 30 января 1930 г. (протокол № 29, § 40) говорится: «учитывая, что население района на общих собраниях граждан выразило желание о ликвидации церквей в селе Ивановском Кимрского района и использовании помещений: каменного храма для электростанции с мельницей при ней и деревянного для школы и избы-читальни - признать необходимым ликвидацию данных церквей и использование зданий для указанных надобностей, о чем и просить соответствующего постановления облисполкома».
Сооруженное на века, пустующее полуразрушенное здание Успенской церкви (а когда-то ее высокий четверик завершался пятиглавием) и сегодня возвышается в зеленых зарослях сельского погоста. Рядом на могиле строителя первого деревянного храма - священника И. Сорогожского находится поставленный прихожанами каменный памятник с надписью.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Новоивановское построена в псевдорусском стиле и является ныне выявленным объектом культурного наследия...
Литература
1. ГАТО:
- Ф. 160, оп. 10, д. 1179 а (1878-1879 гг.) - о выдаче книги для сбора...;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16015, лл. 175-181 (1890 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16016, лл. 175-181 (1892 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16017 лл. 419-424 об. (1900 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16018, лл. 384-390 (1910 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16808, лл. 332-333 (1911 г.) - запись в журнале Тверской духовной консистории от 10 мая 1911 г.;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16808, лл. 483-483 об. (1911 г.) - запись в журнале Тверской духовной консистории от 18 мая 1911 г.;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16808, лл. 520-521 (1911 г.) - запись в журнале Тверской духовной консистории от 26 мая 1911 г.;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16809, лл. 477-477 об. (1911 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 13 сентября 1911 г.;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16809, лл. 651-651 об. (1911 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 23 сентября 1911 г.;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16814, лл. 922-923 об. (1913 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 28 октября 1913 г.;
- Ф. Р-953, оп. 1, д. 23, л. 85 (1930 г.) - протокол № 29 (§ 40) заседания президиума Кимрского окрисполкома Московской области от 30 января 1930 г.
![]() |
(По материалам издания Нарский А.Р. Усердием доброхотных жертвователей. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Новоивановское // Тверской мiрянинъ. - 2005. - 10 марта. - № 4 (135). - С. 6. )
(Фото. Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2, 3 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)