Белый Городок (Белгородок) - Иерусалимской иконы Божией Матери церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. диакона Валерия.


   Построена в XVIII веке
   Количество алтарей: 2
   Настоятель: протоиерей Крюков Александр Васильевич
   Председатель приходского совета: протоиерей Крюков Александр Васильевич


   В издании Тверской Ученой Архивной Комиссии «Об остатках древности и старины в Тверской губернии», В.А. Плетнева (Тверь, 1903) о селе Белгородке собраны следующия сведения:
   «На месте нынешняго села Бел-Городка, как видно из летописей и из духовной Твер. кн. Михаила Александровича (по летописям), был городок этого имени. Диомид Карманов говорит, что здесь есть городище. По словам Преображенскаго, земляныя укрепления 6ывшаго здесь вдавности города видны и теперь под сельскою церковью и ея оградою. Об этом городке упоминается в истории Тверскаго княжества Борзаковскаго по поводу раззорения его московскими войсками и взятия в 1375 году Дмитрием Донским, во время войны с кн. Тверским Мих. Александровичем (стр. 26. 31 и 40). При Иоанне Грозном Бел-Городок был причислен к опричине и назывался тогда Белгород в Кашине...
   По словам свящ. И. Белюстина «на правом берегу Волги, при самом впадении в нее р. Хотчи, против села Белгородка, в 40 верстах от Калязина, в том месте, где имение, называемое Пречистенка или Медведево, как передают старожилы, был монастырь, называвшийся «Пречистенская - Медведева пустынь» («Об ост. древ.», стр. 287).
   В Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 1501 (№ 738) написано: «Село Белгородок на реке на Волге усть речки Хотчи а в нем церковь во имя Великомученика Егорьгия Стростотерпца древян клецки а церковь и в церкве образа и книги и ризы и всякое церковное строение мирское. А на церковной земле во дворе понамарь Ортюшка Семенов келья просфирницына Марьицы.
   Деревня Отхожая поповская на реке на Волге усть речки Хотчи а в ней во дворе поп Микита Иванов. Пашни паханые церковные земли и перелогом и лесом поросло середние земли пятнадцать четей в поле, а вдву потомуж сена по реке по Хотче и меж поль двадцать копен».
   В клировой ведомости 1796 г. о селе Белгородке сказано: «Церковь Георгиевская, деревянная, построена 1693 года. Священник Даниил Иванов, 66 л., из богословии, посвящен в 1759 году. Церковной земли ЗS десятин 15 деревень, 87 прих. дворов; душ муж. пола 318, ж. п. 343».
   В исповедной росписи 1739 г. показано 2 церкви: 1) Георгиевская, 2) Казанская. В 1739 г. по Георгиевской ц. свящ. Федор Семенов, 67 л.; в прих. 35 дв., 388 душ об. п. По Казанской ц. - свящ. место празднл; в прих. 16 двор., 215 душ об. пола. В 1755 г.: 1) по Георг. ц. свящ. Иван Федоров, 52 л.; 2) по Казан. ц. - свящ. Иван Матвеев (он же Ив. Матв., и в 1766 г.), а до него с 1740 по 1748 г. был свящ. Матвей Иванов».


   Церковь Иерусалимской Божией Матери, построена в 1825 году, каменная, престолов 3: в настоящем Иерусалимской Божией Матери, в пределах: Архистратина Михаила и Великомученика Георгия.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Андреевич Клобуков 55-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1867 года, награждён в 1899 году камилавкой. Псаломщик Павел Алексеевич Никольский 27-ми лет, в должности с 1891 года.
   Прихожан в селе Белгородок, в деревнях: Юркине, Башарине, Звереве, Шепелихе, Кочневе, Бурцове, Шурманке, Пелагеинской, Сенькине, Озарове, Юминской, Жуковке, Турове, Лукашине, Шипухине - 188 дворов (756 мужчин, 793 женщины).


Фото. Михалыча с сайта http://www.sobory.ru/

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)

     (Фото. № 1 диакона Валерия, фото. № 2 Михалыча с Народного каталога Православной архитектуры.)



   В поселке Белый Городок, Кимрского района, Тверской области, на самом берегу реки Волги и впадающей в нее речки Хотчи, стоит православный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
   Храм является памятником архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма и отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей. Белокаменные детали декора, изящная луковка, легкая и стройная колокольня с высоким шпилем и красивая постановка над просторами Волги делают эту скромную церковь по-настоящему красивой.
   История белогородского храма неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери. Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой через несколько лет по Вознесении Господа.История нынешнего белогородского храма начинается с 1825 года, и в 2005 году ему исполнилось 180 лет.Главная святыня храма – икона Иерусалимской Божией Матери – находилась у правого клироса в особом киоте, в серебряной позлащенной ризе. Перед иконой находилось пять металлических лампад и подсвечник. Иконостас был пятиярусным, в приделах – трехъярусным. Храм был красиво расписан.Самое старое Евангелие датировалось 1803 годом. В главном храме (летнем, холодном) имелось большое медное, посеребряное паникадило, в приделах – два малых. С колокольни звонило шесть колоколов.
   К приходу церкви Иерусалимской иконы Божией Матери относились следующие населенные пункты: село Белгородок, деревни Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцево, Шурманка, Пелагеенская, Озарово, Юменская, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Являлись прихожанами и такие известные в свое время люди, как М.П. Кафтанников, женившийся на дочери кимрского богача Столярова. Прихожанами храма были также помещики Зазыкины, владельцы имения и Гадовского спиртзавода – ныне поселок Приволжский. Семья Зазыкиных в первые годы советской власти эмигрировала за границу. Один из ее представителей стал профессором, написал ряд книг, в том числе фундаментальный труд «Патриарх Никон».
   В советское время начались гоенения на священнослужителей и верующих, храмы закрывались. Белогородскому храму «повезло»: он не был взорван, как многие, а только закрыт и поруган.
   За время существования храма в нем служило немало священников. Отмечено, что в храме десятки лет служили священниками Поповские (Поповы) – это была целая династия. С началом 1870 года настоятелем храма долгое время являлся священник протоиерей Иоанн Андреевич Клобуков. С начала 1900-х годов и почти до самого закрытия храма властями настоятелем храма был Леонид Никитин. В 1930 году он был репрессирован, позднее вернулся в Белый Городок, где и похоронен. По некоторым данным служил здесь и священник Павел Дворяшин, а также диакон Павел Никольский. Последний служил в храме более 30 лет.
   Храм был закрыт в 1930-х годах. Точных сведений о времени закрытия нет.
   Почти шестьдесят лт храм находился в запустении, но времена меняются. Положительным примером нашего «смутного» времени является возрождение Православия, поруганных прежде храмов. Вот и в Белом Городке по инициативе группы православных верующих (Крюкова А. В., Проценко О.М., Смирновой Н.Е., Ивановой П.И., Ваксиной М.В., Смирновой Е.Н., и других) по благословению и при непосредственном участии настоятеля кимрского Преображенского собора протоиерея Иоанна Басюка была организована религиозная православная община.
   На Рождество Христово в 1990 году впервые после 60-летнего перерыва в храме состоялся первый молебен, а с наступлением Великого поста в храм был назначен священником иерей Александр Казанцев и начались регулярные богослужения.С сентября 1990 года и по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Александр Крюков, молитвами и трудами которого восстанавливается храм, возрождается православная жизнь прихода.

   
     (По материалам сайта Кимского благочиния.)