Высокое - Спаса Нерукотворного Образа (каменная) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Церковь Спаса Нерукотворного Образа.


Кашинский уезд, Матвеевская волость.
Кесовогорский район, Борисовский С.О.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа.
6 престолов: Спаса Hepукотворного Образа, Божией Матери Казанской, Божией Матери Tихвинской, Вознесения Господня, Вмч. Димитрия Солунского, Свт. Арсения Тверского.
Освящена 7 октября 1873 г.
1873 г.
Каменная.
Выстроена на средства "Крестьянина Кашинского уезда, села Высокого Арсения Кононова-Козлова" .
Архитектор-художник Императорской Академии Художеств Дмитрий Садовников.
Здание в основном сохранилось.

Источники

1. "Калининская область. Кесовогорский район. Здания и сооружения ХVIII - начала ХХ веков, обследованные по состоянию на 01.01.1969 г." ВПНРК. Москва, 1974.
2. ГАТО, Ф. 160, оп. 9, ед. хр. 1765, л. 1, 14, 36, 42, 46, 47.
3. ТЕСС, с. 352, п. 35.
4. Фото середины и конца ХХ века.
5. Рисунок с натуры.

   
     (Н.В. Бородулина. Храмы земли Кесовогорской: Альбом графики / Под. ред. В.М. Воробьёва // Приложение к журналу СИТЕС. Тверь: Студия-С, 2003.)
    


   1867 года. Декабря 6.
   В Консисторию на разсмотрение.
   При сём приложен проект на построение церкви.

   Его Высокопреосвященству,
   Святейшаго Правительствующаго Синода
   Присутствующему, Высокопреосвященнейшему
   Филофею, Архиепископу Тверскому и Кашинскому
   и Кавалеру, Кашинского уезда села Высокого
   крестьянина Арсения Кононова Козлова

   прошение.

   Деревянный храм во селе Высоком, Кашинского уезда, построенный в конце прошлаго столетия, приходит уже в ветхость. В настоящее время я решился устроить там новый каменный храм на собственное моё иждивение, а потому всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство благословить меня на предпринимаемое мною дело и разрешить мне, на собственное моё иждивение, устроить в селе Высоком новый каменный двух-этажный храм, с каменною колокольнею, по прилагаемому при сём проэкту, на месте, какое найдено будет удобным и приличным.
   При сём считаю необходимым присовокупить, что в первом этаже предполагаемого храма, имеющим быть тёплым и предназначенном для служений в зимнее время, я желаю устроить главный престол во имя Вознесения Господня, а второй — по правую сторону — во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского, во втором же этаже — во имя Спаса Нерукотворнаго Образа.
   Наблюдение за производством работ при устройстве храма я имею поручить известному мне Архитектору Г. Садовникову по обоюдному моему с ним соглашению.

   1864 года Декабря 5 дня.

   К сему прошению Крестьянин Арсений Кононов Козлов руку приложил.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 1.


Фото. Андрей Ага.


   Выписка из акта, составленного на гербовой в 40 коп. серебром
   бумаге, на передачу крестьянами земли в собственность
   церкви Спаса Нерукотворного Образа

   «...из данных нам в надел земель Гг. Батюшковых, на Восток от нашего села, в разстоянии от существующей деревянной церкви во ста сорока восьми (148) саженях, от наших домов в ста сорока (140) саженях без всякого с его стороны Козлова нам за оную вознаграждения, и уступаем на вечное время в собственность церкви и так, чтобы в последствии времени и потомство наше неимело никакого права присваивать себе оную Землю в чём собственноручно и подписуемся:
   Села Высокого крестьянин Трофим Игнатьев,
   того же Села Высокого крестьянин Степан Михайлов,
   того же села крестьянин Андрей Никоноров,
   того же села крестьянин Иван Владимиров Сорокин,
   того же села крестьянин Михаил Кононов,
   того же села крестьянин Василий Фёдоров Куликов,
   того же села крестьянин Тимофей Иванов,
   того же села Высокого крестьянин Дмитрий Петров,
   того же села Высокого крестьянин Василий Ионов (?)
   того же села крестьяне Дмитрий ... (нрзб.), Евдоким Кодратов,
   Николай Фёдоров, Данило Иванов, Яков ... (нрзб.),
   Михаил Емельянов, Иван Иванов, Емельян Никитин,
   Андрей Антонов, Мовсей (?) Кононов, Евдоким Петров,
   Ерофей Осипов.
   В место их за неумением их писать по личной их прозбе того же Села крестьянин Тимофей Иванов Волков росписался.
   При составлении сего акта находился Исправляющий должность Благочинного села Савцына Священник Фёдор Ромодановский.
   При составлении сего акта находился Матвеевской волости старшина Иван Яковлев Чугунов.
   1868 года марта 1-го сей Акт в Матвеевском Волостном Правлении
   ... (неразб.) книгу под № 11-м записал Волостной Старшина Иван Чегунов».
   (Документ заверен печатью Матвеевского волостного правления. — Сост.).

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Oп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 10, 11.


   5 февраля 1868 г., исправляющий должность Благочинного Кашинского уезда села Савцина Священник Фёдор Ромодановский, при волостном старшине Кашинского уезда Матвеевской волости, деревни Малина крестьянин Иван Яковлев Чугунов сделал обозрение и выправку о том месте, на котором крестьянин прихожанин села Высокое Арсений Кононов Козлов просил дозволения у Епархиального начальства построить новую церковь.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 6, 7.


   8 апреля 1868 г, по указу Его Императорского Величества, в Тверской Консистории слушалось дело об устройстве новой каменной церкви в селе Высоком Кашинского уезда, вместо существующей в оном деревянной церкви, которая пришла в ветхость.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 14, 15, 16.


   22 ноября 1868 г. исправляющим должность Благочинного Кашинского уезда Священником села Савцина Фёдором Ромодановским отправлен рапорт в Тверскую Духовную Консисторию о том, что Арсением Кононовым Козловым «...в течении прошедшего лета выстроены сараи для делания кирпича, сделана огромная печь для обжига онаго, коего и обожжено три печи по 90 — тысяч каждая, построены изба для рабочих, и домик для жительства Архитектора, навожено несколько саней булыжнику и крупнаго дикаго тёсаного на месте камня, которые и в настоящее время привозятся».

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 23.


   24 октября 1869 г. исправляющим должность Благочинного Кашинского уезда Священником села Савцина Фёдором Ромодановским отправлен рапорт в Тверскую Духовную Консисторию о состоянии проводимых работ по строению нового храма:

   «1) прошлаго июля 6 дня учинена закладка храма;
   2) настоящего храма стены возведены до карниза 1-го этажа или тёплой церкви;
   3) в трапезной церкви подвал поднят до гранитного цоколя;
   4) колокольня, по забучении булыжным камнем поднята кирпичною кладкою на один аршин вышиною;
   5) во время произведения работы не было никаких несчастных случаев;
   6) работы кончились 21 октября».

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 26.


   25 октября 1870 г. исправляющим должность Благочинного Кашинского уезда Священником села Савцина Фёдором Ромодановским отправлен очередной рапорт в Тверскую Духовную Консисторию:

   «...в минувшее лето сего 1870 года часть главного храма возведена — от верхнего карниза — до купола, трапеза — до окон второго этажа, в уровень с трапезою частию возведена и колокольня; работы препроводятся под непосредственным и постоянным надзором тут пребывающего Архитектора Дмитрия Садовникова со всею аккуратностию; материалы при постройке были употреблены лучшей доброты; работы закончены 21 октября...».

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 27.


   1 ноября 1872 г. Благочинным Кашинского уезда, Священником села Савцина Фёдором Ромодановским отправлен рапорт в Тверскую Духовную Консисторию:

   «...каменные церковные работы в селе Высоком совершенно окончены;
   храм и колокольня покрыты железом, верхний и нижний этажи изнутри оштукатурены и по местам снаружи; рамы в окнах вставлены;
   печи в церкви, в сторожке, устроенной под колокольней и в училище (под колокольней же) сделаны;
   (в настоящее время) настилаются деревянные полы; в подвальной части — в помянутом ... (неразб.) училище — уже открыто оное приходское училище, — вообще, храм в будущем 1873 году, должно предполагать, будет готов вполне к освящению...».

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 28.


   Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Филофею
   Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру
   Крестьянина Кашинского уезда села Высокого
   Арсения Кононова Козлова

   покорнейшее прошение.

   В 1868 году Вашим Высокопреосвященством разрешено было мне на собственный мой счёт устроить в означенном селе Высоком новый, двухэтажный храм, каменный, в верхнем этаже с одним престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа Господня, а в нижнем этаже с двумя престолами в ряд, именно: во имя Вознесения Господня и Святого Дмитрия Солунского.
   Ныне храм этот вчерне готов, и я намерен приступить к устройству в оном иконостасов. Но удобство помещения вновь устроенного храма побуждает меня к устройству в оном ещё двух престолов, именно: в верхнем этаже рядом с главным престолом с правой стороны в честь Казанской Божией Матери и в нижнем этаже рядом же с главным престолом с левой стороны в честь Святителя Тверского Арсения.
   Прилагая при сём рисунки иконостасов на трёх листах покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство удовлетворить моему искреннему желанию: разрешить устроить в означенном храме кроме трёх престолов ещё два (удобство места к тому способствует), и затем разрешить устроить иконостасы, как в верхнем, так и в нижнем этаже означенного храма по прилагаемым рисункам.
   При сём присовокупляю, что рисунков на устройство иконостаса в верхнем этаже с правой стороны, где предположено устроить престол во имя Казанской Божией Матери, имею представить в непродолжительном времени.

   1873 г. марта 2 дня.

   К сему прошению руку приложил Арсений Козлов.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 29.


Фото. Андрей Ага.


   28 января 1873 года от Священноцерковнослужителей, старосты церкви и прихожан Архиепископу Тверскому и Кашинскому Филофею подано прошение о дозволении «...из старого деревянного храма перевести три колокола к новому каменному, а при старом оставить меньшие два».

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 30.


   1873 г. Марта 3 дня в журнале Консистории написано:

   Исполнить.

   1873 г. Марта 3.

   Духовная Консистория полагает:
   1) согласно прошению крестьянина Козлова дозволить в новом каменном храме в селе Высоком устроить вновь два престола указанным им способом, а так же устроить иконостасы по представленным рисункам, как в верхнем, так и в нижнем этажах церкви и
   2) по вниманию к обстоятельствам, изложенным в прошении священноцерковнослужителей, старосты и прихожан села Высокаго разрешить к новому каменному храму перевезти три больших колокола, а при старой деревянной церкви оставить два меньших колокола. О чём, для объявления кому следует к надлежащему исполнению, Благочинному Священнику Ромодановскому послать указ с приложением рисунков на иконостасы для вручения оных к руководству.

   Подлинный подписан членами
   и скреплён Секретарём.
   С подлинным читал Столоначальник Аф. Критский.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 33, 34, 35.


   2 марта 1873 года Арсением Козловым Архиепископу Тверскому и Кашинскому Филофею подано прошение о устройстве вокруг церкви на собственный счёт каменной ограды с деревянными на ней решётками.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 36.


   7 сентября 1873 года Арсением Козловым Архиепископу Тверскому и Кашинскому Филофею подано прошение о освящении главных престолов:

   «Покорнейше прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, освятить эти два престола: в верхнем этаже во имя Спаса Нерукотворного Образа Господня, а в нижнем во имя Вознесения Господня в 7-ой день будущаго Октября сего года».

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 41.


   14 сентября 1873 года Благочинным Кашинского уезда, священником села Савцина Фёдором Ромодановским Архиепископу Тверскому и Кашинскому Филофею отправлен рапорт:

   «...храм вполне приготовлен к освящению, именно:
   A) церковь и колокольня покрыты железом и окрашены,
   Б) решётки железные в окнах и дверях с запорами устроены прочныя,
   B) кресты на главе церкви и колокольни вызолоченые подняты,
   Г) колокол новый в 202 пуда и со старой колокольни перевешены на новую колокольню,
   Д) в алтаре, в 1-ом этаже зимней церкви главный престол дубовый с кипарисною декою, жертвенник дубовый, одежды ... (неразб.) Святые Сосуды, Напрестольный крест, Евангелие, запрестольные образа и Икона на Горнем месте, и всё необходимое к освящению и служению, изготовлено,
   Е) иконостас позлащеный, украшен резьбою и живописными образами, при них подсвечники со свечами, хоругви, паникадило среди церкви, ... (неразб.) украшены ... (неразб.) ризница для священноцерковнослужителей;
   Ж) во 2-ом этаже холодной церкви, так же как и в зимней, всё приготовлено — престол, жертвенник, иконостас с подсвечниками и свечами и Святыми Образами, готовы, и, ни в какой утвари недостатка непредвидится».

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 42.


   1873. Сентября 19.

   Немедленно объявить через местного Благочиннаго приходскому Священнику церкви села Высокаго и строителю храма в оном селе, что прежде освящения новоустроенного храма необходимо епархиальному начальству получить от них архитекторское (1873 года сентября 18 дня в журнале) Свидетельство о прочности и правильности постройки нового храма и о безопасности совершения в нём Богослужения...

   Подлинный подписан членами и скреплён секретарём.
   С подлинным читал Столоначальник Аф. Критский.

   № 1488. 18 сентября 1873 г.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 43.


   20 сентября 1873 года архитектором Дмитрием Садовниковым было составлено Свидетельство о соответствии проекту, прочности и безопасности вновь выстроенного здания церкви.

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 46.


   1873 года сентября 28 дня
   в настольном докладном реестре записано:

   «настоящее Архитекторское свидетельство приложить к делу и вместе с оным представить Его Высокопреосвященству на Архипастырское благоразсмотрение.

   Подлинная резолюция за подписью членов,
   с подлиннаго читал Столоначальник
   Аф. Критский».


   1873 г. Октября 4.

   Эконом нашего дома имеет выдать два освящённых Антиминса для новоустроенных храмов и по исполнении сего представить мне сие дело.
   Два освящённых Антиминса выданы Архиерейского дома иеродиакону Иосифу под его росписку 4 октября 1873 г.
   Архиерейского дома эконом иеромонах Нафанаил.

   12 октября 1873 г.


   1873 г. Октября 12.

   Освящение престола во имя Нерукотворного Образа Спасителя совершено мною в 7 день сего октября, а освящение престола (сост.) во имя Вознесения Господня совершено Местным благочинным в тот же день.
   (Подписи нет. — Сост.).

   Источник: ГАТО. Ф. 160. Оп. 9. Ед. хр. 1765. Л. 47.


   Сергей Алексеевич Зверев (1872—?)
   Из документов 1915 года известно, что священник Спасского храма Сергей Алексеевич Зверев — сорока трёх лет, окончил семинарию, на службе вообще — восемнадцать лет, в этом приходе — пятнадцать лет.
   Псаломщиком Спасского храма был Александр Ветлицкий — сорока трёх лет, из 1 кл. семинарии, состоявший на службе вообще двадцать четыре года, в этом приходе — восемнадцать лет.

   Источник: Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.

   
     (По материалам издания Бородулина Н.А, Бородулина Н.В. Благовест Древней Кеси: духовно-краеведческие повествования. - Тверь: Агентство «Созвездие», 2008.)

    (Фото. Андрей Ага.)

    


Посмотреть всю карту