Кашин - Троицкий собор Дмитровского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://r-oc.1gb.ru/


   Каменная соборная церковь Троицы являла собой весьма оригинальное сооружение, которое, правда, со временем утратило свой первоначальный облик. Высокий четверик был поделён на нижнее и верхнее помещения, к основному объему храма примыкали одноглавые приделы, а галерея опиралась на большую аркаду. Ещё одна особенность - чётное число апсид (четыре). Построенная в 1682 г. церковь подвергалась переделкам. В XIX в. были расширены приделы и сооружена новая паперть.


   С интервалом более чем в два столетия были возведены каменные здания Дмитровского (Димитриевского) мужского монастыря. В планировочной структуре и панораме Кашина монастырь занял исключительно важное и выгодное место - напротив древнего посада, вблизи дорог из Бежецкого Верха и Белоозера. Правый берег Кашинки здесь плавно поднимается, обрываясь крутым откосом к долине Богословского ручья. Резкий перепад рельефа был эффектно обыгран при сооружении в 1682 году каменной соборной церкви Троицы (устроителями ее были наследники стряпчего А.С. Акимова и его родственник М.С. Свечин). Это один из интереснейших памятников Кашина. К сожалению, его оригинальный облик искажен поздними пристройками.
   Высокий четверик поделен внутри на нижнее (теплое) и верхнее (холодное) помещения. Удлиненность его по поперечной оси подчеркнута числом кокошников - по три на южном и северном и по четыре на западном и восточном фасадах. Углы выделены лопатками. Сомкнутый свод был нагружен пятью главами на тонких барабанах. Малые размеры и просторная расстановка их вносили в силуэт особую легкость и воздушность.
   Композиция храма обогащена одноглавыми приделами и северной галереей, опирающейся на крупную аркаду. Двухэтажному строению интерьера вторят два яруса апсид. Нижний алтарь выдается вперед (престолы нельзя было ставить друг над другом) и раздвигается вширь. Необычно четное число апсид - четыре. Средние выступы сделаны равномерными боковым - придельным. Поэтому основному объему соответствуют всего две апсиды. Три выступа второго яруса размещены в ином ритме и уплощены, заглубления между ними снивелированы толстыми лопатками.
   Мощная грубоватая пластика алтаря контрастирует с четким контуром четверика. Ступенчатое нарастание объемов, идущее в том же направлении, что и склон холма, создает впечатление естественного роста масс от земли и постепенного облегчения их по мере подъема. Это композиционное движение эффектно разрешалось в стройной группе луковичных глав, сверкавших зеленой черепицей. Приделы были расширены в прошлом столетии, в 1840-х годах сооружена новая паперть. Наслоения различаются по классицистическим и эклектическим деталям.

   
     (Фото. с сайта Русские церкви.)

     (По материалам книг Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. и Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)