Кашин - Сретенский собор Сретенского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Коршунова Александра.


   В 1630 году в Сретенской обители построили деревянный шатровый соборный храм, затем - теплую клетскую с трапезой церковь Анастасии Римлянки и Рождества Иоанна Предтечи, а также шестигранную шатровую звонницу.
   Первое каменное сооружение ансамбля - Сретенский собор - было воздвигнуто в 1688 - 1692 годах ктиторами дьяком Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году выстроили каменную колокольню. Собор занял место в оптическом центре комплекса - на площади с двумя прудами. Здание принадлежало к тому же типу, что и Успенский собор «града». Основной бесстолпный четверик с сомкнутым сводом был декорирован поясом кокошников и завершен пятью декоративными главами. С боков к нему примыкали приделы.
   Впоследствии здание неоднократно перестраивалось и обрастало многослойными напластованиями. В 1790 году появились теплая церковь-трапезная и четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. От нее уцелел только нижний ярус с высоким арочным проемом, лучковым завершением и врезными белокаменными квадрами, ограненными «бриллиантовым» рустом. Приделы и прямоугольный алтарный выступ дошли до нас в обработке, характерной для раннего классицизма, с простыми рамками наличников, утяжеленных профилированными сандриками, и мелким зубчатым поясом под карнизом.



Ф.Н. Малиновский. Проект перестройки Сретенского собора Сретенского монастыря. Северный фасад. 1890.


   Последняя крупная реконструкциЯ собора проводилась в 1890 - 1891 годах по проекту гражданского инженера Ф.Н. Малиновского. В трапезной были установлены четыре столба и устроены хоры. Фасады приобрели новый облик, выдержанный в стереотипных, засушенных формах «русского стиля». Мотив килевидного кокошника - одного из внешних атрибутов этого архитектурного направления - варьируется в рисунке наличников, в очертании профилированных тяг, в завершении крупных «закомар». Одновременно была увеличена западная часть здания.
   Летопись строительства Сретенского собора охватывает ровно два столетия. В результате переделок здание потеряло композиционную и стилевую цельность. Последующие утраты превратили его в бесформенный конгломерат объемов.

   
     (По материалам книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)