Кашин - Рождества Христова (Рождества Христова на Горе) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Павла и Елены Каллиниковых с сайта http://www.sobory.ru/


   Церковь построена в 1774 – 1786 гг. (деревянная церковь впервые упоминается в 1621 г.). Небольшой одноглавый храм с трехъярусной колокольней, увенчанный шпилем и огруклой апсидой, построен на правом берегу р. кашинки. Церковь перестраивалась в 1868-1870 гг., к зданию присоединена обширная трапезная с приделом и новой колокольней, а сам четверик получил иное завершение.
   В 1929 г. колокола сняты, иконостас разобран. В феврале 1934 г. начали раскрывать железо на крыше, летом того же года сняты кресты и разрушена крыша. В 1937 г. снят шатер с колокольни. В храме располагался склад пункта «Заготзерно». С 1947 г. - слесарный цех промкомбината.


Фото. Бориса Орлова.


   В 1983 г. здание церкви частично реставрировано (без восстановления колокольни). Храм передан церкви, восстановлен крест и открыто богослужение. В 1986 г. из церкви Петра и Павла, закрытой на реставрацию, перенесена рака с мощами св. бл. Анны Кашинской и внутреннее убранство. Церковь располагается на ул. Кропоткина.
   Председатель приходского совета: Хухко Антонина Ивановна


Фото. Александра Коршунова.


   Одно из важных мест в панораме правобережья Кашина занимает церковь Рождества Христова на Горе (ул. Кропоткина). Небольшой храм, построенный в 1774 - 1786 годах, был одноглавым, с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. От него остались узкий и тесный по площади вытянутый кверху двусветный четверик в два окна на юг, одно - на север и округлая апсида. В 1868 - 1870 годах к зданию присо¬единили обширную трапезную с приделами и новую колокольню, а сам четверик получил иное завершение. Фасады были оформлены в «тоновском» варианте «русского стиля». На глади стен жестко вычерчены филенчатые лопатки, неизменные кокошники и архивольты килевидного абриса. (Здание реставрировано частично - без воссоздания колокольни - в 1983 году.)
   Симметрично выступающие приделы с крупными фронтонами акцентируют поперечную ось и как бы раздвигают вертикальные объемы, поставленные на продольной осии корреспондирующие друг другу. Мотив тяжелого пирамидального шатра над четвериком находил отзвук в более легком и развитом в высотном направлении четырехгранном шатре над открытым ярусом звона. Они варьировали силуэт колокольни Воскресенского собора. Тем самым не только повышалась градоформирующая роль малого приходского храма, но и достигалась прямая ансамблевая взаимосвязь с главной доминантой Кашина, распространявшей свое влияние на весь город.


Фото. Александра Коршунова.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)

     (Фото. № 1 Павла и Елены Каллиниковых с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото. № 2 Бориса Орлова, фото № 3 - 4 Александра Коршунова.)