Кашин - Иоакима и Анны церковь

Иоакима и Анны церковь.


   Церковь Иоакима и Анны (1646 г.; по некоторым данным, завершена в 1670 году), памятник архитектуры федерального значения, была последним из некогда многочисленных деревянных храмов Кашина. Клетский храм, соединявший под двускатной кровлей церковь и трапезную, венчали две парные главки, в миниатюре воспроизводившие распространенную композицию “восьмерик на четверике”. В 1830-х годах храм был обшит тесом, декорирован в классическом духе, крыльцо было перестроено в крытую паперть с колонным портиком и двухъярусной колокольней. При реставрации 1968 — 1971 годов поздние части и обшивка были удалены, полусгнивший сруб почти полностью заменен новым, но габариты здания и даже толщина бревен остались неизменными.
   В советские годы в церкви помещался склад. В 1995 году храм уже был бесхозным и часто служил пристанищем бездомным и любителям веселого отдыха на лоне природы. В ночь с 19 на 20 марта 1995 года не имевший пожарной сигнализации храм загорелся изнутри (следствие не исключало поджога) и вскоре был полностью уничтожен пламенем.

   Константин Михайлов

   
     (По материалам сайта Русские церкви.)

     (Фото. № 1 из архива Александра Николаевича Семёнова. Фотооткрытка В.А. Колотильщикова. 1909 - 1911 гг.)



   Церковь Иоакима и Анны распологалась на надпойменной террасе Кашинки вблизи Дмитровского монастыря (ул. Ины Константиновой). Храм, срубленный на прежнем месте после польско-литовского разорения, был освящен в 1646 году. По некоторым сведениям, его окончательная постройка относится к 1670 году.
   Этот памятник - пример того же, уходящего в глубокую старину, наиболее простого и употребительного клетского типа сооружения. Церковь и трапезная на подклете заключены в единый лаконичный объем, срубленный из сосновых бревен и покрытый тесом на два ската. Апсида отсутствует - алтарная ниша была вытесана изнутри в восточной стене. Конструктивную цельность сруба подчеркивают крошечные волоковые окна и только на торце сделано небольшое косящатое окно. Единственное вертикальное членение на продольных фасадах показывает, где находится «переруб», разграничивающий две части интерьера.


Фото. Щеголев С.В., фотостудия ВИЗИТ


   Церковь можно было бы принять за большую высокую избу, если бы не характерный опознавательный знак - двойня главок, обшитых серебристой чешуей лемеха. Луковки на тонких шейках опираются на восьмигранные повалы, а те покоятся на квадратных подглавиях, связанных малым прямоугольным срубом. Миниатюрный перифраз сдвоенной композиции «восьмерик на четверике» - редкий образчик декоративного завершения, иногда встречавшегося в этом регионе и к северу от Кашина. В 1830-х годах храм обшили тесом и увеличили окна, крыльцо превратили в крытую паперть с колонным портиком, над ней выстроили двухъярусную колокольню. Дощатая «одежда», имитировавшая классически строгую гладь стен, оттененную рустовкой на углах, отвечала изменившимся вкусам. Она замаскировала простую, но выразительную конструкцию, скрыла пластику бревенчатых венцов.
   Первоначальный облик памятнику был возвращен при недавней реставрации (1968 - 1971, архитектор Б.П. Зайцев). Сруб, пострадавший от времени, пришлось почти полностью заменить. Работа выполнялась очень тщательно, с точным соблюдением модуля и толщины бревен. Однако при этом постройка утратила обаяние подлинности, став своего рода макетом в натуральную величину. И все же научную реконструкцию следует признать оправданной не только по техническим соображениям. Возрожденное произведение древнерусского зодчества дает более ясное представление о масштабе «докаменной» архитектурной среды Кашина.


Церковь Иоакима и Анны.

   
     (По материалам издания Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)

     (Фото. № 2 Щеголев С.В., фотостудия ВИЗИТ. Комплект открыток: Виды города Кашина. Серия "Города Тверской Земли". - Тверь: Студия-С, 2001., фото. № 3 из книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)



   Единственным в своём роде, памятником кашинских древностей является недалеко, отстоящий от Дмитровского монастыря небольшой деревянный храм, устроенный в 1646 году.
   В нем в ряд устроены два престола: правый - в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и левый — во имя правед. богоотец Иоакима и Анны.
   Внутри бревенчатые стены ничем не покрыты, паперть напоминает собой простые, крестьянские сени. Иконостас четырехярусный, в нем все иконы старинного письма.
   Замчательны: храмовые иконы св. богоотец Иоакима и Анны с деяниями, основанными на сказаниях апокрифических евангелий; старинная икона св. благовр. княгини Анны Кашинской; древний складень с вставленным в средину крестом и по сторонам страданиями Спасителя.
   Есть в храме несколько икон из старой упраздненной Предтеченской церкви, стоявшей рядом. По последней причине настоящую церковь часто называют — "Предтеченской". Таковы: рельефное, из дерева вырезанное, изображение главы Иоанна Предтечи; царские врата, по мнению знатоков старины, относящиеся к началу ХVII столетия.
   В Иоакимо-Аннинской церкви праздник Св. Иоанна Предтечи (29 августа) справляется с особой торжественностью и с любовью в этот день храм посещается многочисленными богомольцами.
   Про обе церкви есть упоминание в дозорных книгах 1621 г., где читаем следующее: "Церковь Усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи. Место церковное, что был храм Иоакима и Анны".
   За 1709 г. сказано в книге Гуляева: "Две церкви деревянные — Усекновения Предтечи Иоанна и Якима и Анны". Церковь Иоакима и Анны, по упразднении прихода, приписана в 1816 г. к Кресто-Знаменской церкви.



Интерьер церкви Иоакима и Анны. Фото. В.А. Колотильщикова 1905 г.

   
     (По материалам издания Завьялов Иоанн. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности : (с кратким житием благоверной кн. Анны) / священник Иоанн Завьялов. - Санкт-Петербург : Тип. «Колокол», 1909.)
    


   Тверской губ. г. Кашин. Крестовоздвиженская церковь 1646 г.

   Протокол реставрационного заседания 11 ноября 1915 г.

   Доложены: 1) отношение духовной консистории от 30 сентября 1915 г., с просьбой дать согласие на следующие неотложные ремонтные работы: 1) железную крышу окрасить зеленой масляной краской, заменив ветхие железные листы новыми; 2) на паперти под пол ввести вспомогательное дерево, так как пол немного колеблется; для притока воздуха в подполье сделать три отверстия; 4) в том месте, где колокольня опирается на потолок паперти, подвести двутавровую балку или рельс, чтобы избежать дальнейшего прогиба наружных балок, находящихся под потолком; 5) закрыть байдаковыми досками щели, образовавшиеся в местах соединения паперти с церковью, и подвесить этими же досками имеющуюся в этом месте балку; 6) исправить ступени лестницы на колокольню, укрепить крестовины под внутренней обшивкой колокольни, в которой наблюдается дрожание во время звона; 7) заменить сгнивший пол в этаже звона и покрыть его железом; 8) произвести внутри паперти и алтаря окраску полов, окон, дверей и стен масляными красками. Ремонт обойдется не менее 600 рублей. Имеются в достаточном количестве проценты с капитала в 5000 р. господ Ванчаковых, хранящегося в Кашинской Городской Управе.
   2) Сведения по метрике. Церковь стоит на правом берегу р. Кашинки, называемом "Иоакиманским". Построена из толстых нетесанных сосновых бревен. Освящена 15 марта 1646 г. по благословению Ионы епископа Тверского и Кашинского. В ней два придела за одним иконостасом: Крестовоздвиженский и Иокиманский. В 1830-х годах подведен каменный фундамент, сделана тесовая обшивка и железная крыша. Колокольня устроена из бревенчатых стояков, скрепленных укосинами и железными скобами, обшита тесом. Алтарного выступа нет. Кубические подглавия сделаны из стоек, крестообразно связанных укосинами и обитых листовым железом. Стены окрашены белой краской, крыши - медянкой, главы-луковицы - ультрамарином. Кресты на главках жеоезные, восьмиконечные. Окна расширены и застеклены в XVIII столетии, прежде были малые, в один свет, в алтаре - числом два, в храме - четыре: два на юг и два на север, с железными рамами и слюдой. Трапеза от храма отделена бревенчатым "перерубом". Потолки забраны в елку, полы окрашены охрой на масле, по стенам трапезы - лавки для сиденья. Стены не расписаны. Иконы писаны "на таком прочном левкасе, о каком в нынешние времена и понятия не имеют". Из наиболее почитаемых икон - икона Иоанна Крестителя. Есть резное изображение главы Иоанна Предтечи. В Тверской музей для хранения переданы: выбойчатая фелонь, замшевые поручи и фотографичечкие снимки с церкви. На колоколе, весом 13 пуд. 16 ф., надпись: "Вылит сей колокол в град Кашин к церкви Знамения Честнаго и Животворящего Креста Господня, сбором прихожан в 1711 году". (Дело 1915 г., № 187. - Метрика 1887 г., № 112. - Записки Имп. Р. Археолог. О., т. VI (1893 г.), статья иером. А.Н. Виноградова, план № 43, рис. 20. - Древности, X (1885 г.), исслед., стр. 168, 175, 176. - И. Завьялов. Материалы для ист. и археологии по г. Кашину. Изд. Тверской Арх. Ком., 1901 г., стр. 8. - Учебная экскурсия в города Тверь, Кашин и Калязин. - "Русский Паломник" 1909 г., стр. 359, 360, статья Путника (Н. Лендер) "Кашин и его святыни").
   Е.А. Сабанеев нашел, что в церкви не осталось ничего старого. Князь А.А. Ширинский-Шихматов заметил, что лучшие иконы из иконостаса, видимо, кем-то извлечены, но "чин" сохранился. Вопрос о разрешении наружной окраски церкви подвергнут был голосованию, причем голоса разделились поровну.
   Постановлено: разрешить, за исключением окраски внутри.

   
     (По материалам издания Известия Императорской Археологической Коммиссии. Выпуск 61-й. (Вопросы реставрации, вып. 17). - Петроград, 1916. с сайта BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA.)