Кашин - Алексеевская церковь Николаевского Клобукова монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Александра Коршунова.


   В юго-восточной части монастыря на средства купцов Ждановых в 1851 - 1854 гг. построен храм св. Алексея. Церковь крупного объема имела большое значение для монастыря. В 1931 г. в нижнем этаже Алексеевской церкви устроена колбасная артель.


   Юго-восточный угол комплекса Клобукова монастыря занимает церковь Алексия митрополита, возведенная в 1851 - 1854 годах на вклады купцов Ждановых. Постановка здесь крупного объемного акцента выявляла диагональную ось ансамбля и вместе с тем закрепляла линии его южного и восточного фасадов. Силуэтно церковь вторила Троицкому собору. После утраты им восьмерика она взяла на себя роль доминанты монастыря.
   По стилю памятник можно сопоставить с Троицкой надвратной церковью Сретенского монастыря. Но в нем сильнее выражен строгий геометризм форм, в трактовке фасадов ощутимее жесткость и холодность, присущие позднему классицизму. Ядро храма - кубический четверик с развитым по вертикали могучим барабаном и сферическим куполом. С востока и запада оно дополнено двумя пониженными параллелепипедами - вместительной трапезной и далеко выступающим алтарем. Эти части сообщают композиции горизонтальную протяженность и сближают объемную структуру здания с традиционной, свойственной преимущественно деревянным храмам.
   На ровной глади стен рельефно выделяются белокаменные сандрики с кронщтейнами. Уплощенный пилястровый портик алтаря слит с плоскостью фасада. Два четырехколонных портика с фронтонами примыкали к четверику (от них остались только две колонны). Рисунок капителей колонн отмечен наивной свободой. Тонкая белокаменная плита - абака завивается по краям миниатюрными ионическими волютами, не согласованными с дорическими фустом и эхином. Курьезность этих деталей раскрывает один из принципов местных строителей - исходить из логики материала, отступая во имя ее от классических канонов.
   С запада к церкви пристроена часовня (1903), которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила защитным футляром над деревянной кельей, в которой, по преданию, жил Макарий. Декор фасада подражает «узорочному» стилю ХVII века. Но выложенные из неоштукатуренного кирпича наличники, пилястры и пояски отличаются грубоватой тяжеловесностью.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)

     (Фото. Александра Коршунова.)