Спасское (Спаское, Спасское при Нерли) - Преображенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/


   Построена в XVIII веке.
   Закрыта в 30-е гг.
   Вновь открыта в 30-е гг.


   Село Спасское на Нерли впервые упоминается в Жалованной грамоте князя Юрия Ивановича за 1511 год о том, что крестьяне села Спасского с деревнями "освобождаются от государственных повинностей!".
   В другой Жалованной грамоте князя Юрия Ивановича за 1527 год сказано о том, что крестьяне села Спасское на Нерли освобождаются "от податей на пятьдесят лет".
   Кашинская Писцовая книга за 1628 г. сообщает, что в Жабенском стане "Калязина монастыря вотчина" село Спасское на реке на Нерли, а в нем храм во имя Преображения да придел Никола Чудотворца да Иван Богослов на каменное дело".
   Клировая ведомость за 1796 год сообщает: "Село Спасское, что в углу Церковь Преображенская с приделом вел. Екатерины, деревянная, постройки 1722 года".
   Тверской епархиальный статсборник (1901 г.) даёт следующие сведения: "Церковь Преображенская, постройки 1805 года, каменная, престолов 3: в холодном - Преображение Господне; в тёплом - Святителя Николая и великомученицы Екатерины". В приходе 488 дворов, в них проживает 1414 мужчин и 1614 женщин. Всего 3028 человек. Число прихожан - 1500-1688 человек.
   В приходе церкви в д. Пряжино деревянная часовня, построена в 1879 году. В настоящее время (2004 г.) нет ни деревни Пряжино, ни часовни. Спасская церковь Преображсния Господне сохранилась. Все годы церковь в с. Спасское была действующая, она в удовлетворительном состоянии. Ремонт стен, крыши, куполов, оконных рам, дверей, ограды производились за счет пожертвований верующих в течение многих лет.

   
     (По материалам Официального сайта Тверской епархии. и издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)
    


Фото. Андрея Ага.


   В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г. в Жабенском стану, «Колязина монастыря в вотчине», на л. 519, написано:
   «Село Спасское на реке на Нерли а в нем храм во имя Боголепное Прео6ражение да предел Никола Чудотворец да Иван Богослов на каменное дело, а на церковной земле во дворе поп Василей Иванов, во дворе пономарь Тараска Иванов келья проскурницы Марьицы Лазоревой да в сележ двор монастырьской, а в нем живет дворник Ивашко Вахромеев да крестьянских дворов (следует перечень). Деревня 3аболотья овдокимово тож на суходоле, деревня Вертягина на суходоле, дер. Саломанидино на реке на Нерли».
   В клировой ведомости 1796 г. о селе Спасском сказано: «Село Спасское, что в углу. Церковь Преображенская с прид. вел. Екатерине, деревянная постр. В 1722 г. Священник Федор Стефанов, 34 л., из богословии, посвящен в 1785 г. Церков. земли 36 дес. 17 деревень; 154 двора; душ м. п. 540, ж. п. 624».
   По исповедным росписям 1751, 56, 57, 78 г.г. священник Федор Мокеев. В 1757 г. в приходе 86 дворов, 227 д. м. п., 198 ж. п.


   Церковь Преображенская, построена в 1805 году, каменная, престолов три: в холодной Преображения Господня, в теплой Святителя Николая и великомученицы Екатерины.
   В 1901 году служили: Священник Димитрий Димитриевич Соколов 32-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1888 года, награжден набедренником в 1896 году. Диакон Алексий Григорьевич Томилов 34-х лет, диаконом с 1887 года. Псаломщик Александр Николаевич Волков 20-ти лет, в должности с 1898 года. Церковный староста крестьянин Арсений Сергеевич Кубышкин в должности 4-е трехлетие.
   Прихожан в селе Спасском, в деревнях Палютине, Ворошилове, Таганове, Большом Плуткове, Овсянникове, Ременеве, Хонине, Елзакове, Василеве, Соломидине, Григорьевской, Сущеве, Шереметьеве, Задорожье, Пряжине - 488 дворов (1414 мужчин, 1614 женщин).
   В приходе сей церкви в деревне Пряжине находилась деревянная часовня постройки 1879 года.

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)

     (Фото. № 1, 2 Андрея Ага. 2004-2005 гг.)
    


Иконостас южного придела. Фот. 2006 г.

Иконостас южного придела. Фот. 2006 г.


   Церковь Спаса Преображения расположена в центральной части села, в нескольких десятках метров к востоку от берега реки Нерль. С западной и южной сторон церковного участка сохранилась старая липовая обсадка. Согласно Кашинской писцовой книге 1628 г., в селе, являвшемся вотчиной Троицкого Калязинского монастыря, находилась церковь Преображения с приделом Николая Чудотворца и Иоанна Богослова. В 1722 г. была построена новая деревянная церковь Преображения с приделом Екатерины. Вместо нее на рубеже 18-19 вв. (к 1805 г.) выстроили существующую каменную церковь с трапезной, в которой разместились приделы Николая Чудотворца и Екатерины, и колокольней. В 1896 г. на территории церкви сооружена сторожка. В 1903-1905 гг. по проекту и под наблюдением архитектора В.И. Назарина выстроили новую, более обширную трапезную, вместо прежней. В нач. 21 в. старые главы храма с ажурными крестами заменили новыми, а вместо изящной шпилевидной главки колокольни сделали простой шпиль. Здание сложено из кирпича, стены оштукатурены, цоколь и некоторые элементы декора белокаменные.
Церковь Преображения. План.   Незаурядный пример сельской приходской церкви, в архитектуре которой отражаются различные стилевые тенденции: храм сочетает элементы допетровского зодчества и формы, переходные от барокко к классицизму, колокольня характерна для зрелого классицизма, а трапезная выдержана в формах классицизирующей эклектики.
   До настоящего времени дошел каркас главного классицистического иконостаса (вероятно, нач. 19 в.), в котором до 1980-х гг. сохранялись элементы резьбы и венчающее Распятие с предстоящими. Несмотря на отсутствие икон и декора, высокий трехъярусный иконостас остается ярким воплощением стиля классицизм с выразительной объемной композицией, ясной структурой с четким размещением рядов и изысканным решением центральной части в виде триумфальной арки.
   Схожие двухъярусные иконостасы приделов, расписанные маслом под фарфор, выполнены в формах эклектики, вероятно, в кон. 19 — нач. 20 в.
   На своде четверика фрагментарно сохранилась клеевая академическая классицистическая живопись 1-й пол. 19 в., сюжетные части которой были прописаны маслом, очевидно, во 2-й пол. 19 в. Центр свода занимает небольшой медальон с поясным изображением благословляющего Христа. От медальона вдоль ребер свода написаны широкие полосы растительного гризайльного орнамента на нежно-голубом фоне. Они делят свод на четыре части и служат рамами, в каждой из которых помещены изображения: на восточной — Новозаветная Троица, на остальных — по два архангела. Фигуры архангелов застыли в величественных позах, а складки их одежд спокойно спускаются к ногам. Гиматии Христа и Саваофа, напротив, словно клубятся от ветра, что придает движение статичной композиции. Свод отделен от стен профилированным карнизом с поясом консолей, тонированных светло-зеленой и красно-охристой красками. Над каждым окном сохранились миниатюрные головки лепных херувимов. Откосы оконных проемов декорированы штукатурными филенками, расписанными под мрамор в лиловофиолетовых тонах.


Композиция «Жертвоприношение Авраама». Фот. 2006г.

Композиция «Жертвоприношение Авраама». Фот. 2006г.


   В остальных частях основного объема сохранилась академическая масляная живопись кон. 19 — нач. 20 в., отличающаяся стандартным составом росписей по широко распространенным образцам и простыми по рисунку растительными орнаментами. Живопись испытала влияние росписи храма Христа Спасителя, которое сказалось не только в иконографии, но и в тонировках штукатурных деталей, разноцветных орнаментальных рамах, фризах и вставках. Простенки окон третьего и второго света на северной и южной стенах храма заняты изображениями святых, размещенных в два яруса по четыре на каждой стене: вверху — московские митрополиты Иона и Петр (на южной) и Филипп и Алексей (на северной), под ними — Арсений Тверской и Михаил Тверской (на южной), Макарий Калязинский — на северной (вторая фигура утрачена). Над окнами второго света расположены полихромные орнаментальные вставки с процветшими крестами и прихотливо изгибающимися стеблями с цветами и листьями на охристом фоне. Оконные простенки первого света оставлены свободными от росписей для размещения в них икон. Над ними проходит раскрашенный профилированный штукатурный карниз на консольках и орнаментальный фриз. Западную стену занимают три композиции: в центре размещена наиболее крупная — «Преображение» (по росписи Е.С. Сорокина в храме Христа Спасителя в Москве), по сторонам от нее — «Явление Христа Марии Магдалине» и «Беседа Христа с самарянкой» (по гравюре Г. Доре).
   В конхе алтаря расположена деисусная композиция, полуфигуры которой разделены штукатурными валиками с профилями, тонированными в разные цвета: красно-охристый, светло- и темно-зеленый. Лента полихромных стилизованных растительных орнаментов отделяет конху от восточной стены, на которой по сторонам от оконного проема написаны — «Жертвоприношение Авраама» (с севера) и «Моление о чаше» (с юга) в прямоугольных рамах с цветными трафаретными орнаментами простого рисунка, с чередованием крестов и восьмиконечных звезд в круглых медальонах. Стены алтаря и четверика выкрашены в оливковый цвет.
   На восточной стене алтаря южного придела трапезной сохранилась композиция «Тайная вечеря». В колокольне над входным проемом в люнете написана фигура Христа, простирающего руки, с надписью: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

   Добровольский, с. 300; Крылов Л., с. 79-80; Спасская церковь...; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16298. Л. 265; Ф. 466. Oп. 1. Д. 83796; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2051. Л. 57-61.


Композиция «Тайная вечеря». Фот. 2006 г.

Композиция «Тайная вечеря». Фот. 2006 г.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

     (Фото. № 3, 5, 6 и рис. № 4 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту