Семендяево - Богоявления Господня церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Андрея Ага.


   Село Семендяево известно с 1511 года. В тот год князь Юрий Иванович жалованной грамотой освободил крестьян села Семендяева от государственных повинностеЙ. ГрамотоЙ царя Алексея Михайловича в 1652 году в с. Семендяеве открыт торг по пятницам и "о сборе пошлин в пользу монастыря" (Троицкого Кaлязина монастыря. Н. С.). Царь Федор Алекссевич в 1682 г. указал "о сборе пошлин при ярмарках в Никольской слободе и селе Семевдяеве в пользу Калязинского монастыря".
   В Кашинской книге за 1627 г. сделана следующая запись: "Село Семендяево на речке на Жабне и в нем храм во имя Богоявления Господне древяна".
   Клировая ведомость за 1796 г. отмечает: "Церковь Богоявленская с приделами а) Покрова; 6) Иоакима н Анны, построена в 1786 году". Тверской епархиальный статсборник дает следующие сведения о церкви в с. Семендяево: "Церковь Богоявленская, построена в 1786 году, каменная, престолов 4: в холодном Богоявления Господне; в теплом - правом - Покрова Пресвятой Богородицы; левом - Богоотец Иоакима и Анны; запад - Всех Святых. В приходе СемендяевскоЙ церкви насчитывалось 433 двора. В них проживало 1096 мужчин, 1413 женщин. Всего 2509 человек. Число прихожан 1220 - 1353 человек.
   Церковь в начале 30-х годов была закрыта и использовалась в хозяйственных целях. Состояние церкви остается неудовлетворительным. В начале 90-x г. ХХ в. с помощью взносов верующих и при финансовоЙ помощи сельхозкооператива "Семендяевский" началось восстановление храма села Семендяево. Отремонтирована частъ крыши, оконные рамы, полы, стены. В алтарной части храма возобновились церковные службы. Для полной реставрации храма с. Семендяева необходимы большие средства, которых нет.

   
     (По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)

     (Фото. Андрея Ага.)



   В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г. на л. 534, написано («Колязина монастыря в вотчине»):
   «Село Семендяево на речке на Жабне а в нем храм во имя Богоявления Господне древян клецки а в селе двор монастырьской да двор скотей а во дворе живет дворник данилко федоров.
   Пашни паханые шестьдесят четей да перелогом и лесом поросло тридцать одна четь сосминою вполе а вдву потомуж сена пятьдесят копен да втом же селе Семеньдяеве слободка а вней живут непашенные бобыли и кормятся Христовым имянем (следует перечень).
   Деревня Престольная Лютава на реке на Жабне а в ней во дворе поп Никита Васильев, во дворе дьячок Захарко Васильев, во дворе пономарь Наумко Тимофеев келья проскурницына. Пашни паханые церковные земли пять четей вполе а вдву потомуж сена двадцать копен»
   В Переписной (Кашинской) книге 186 г., на л.л. 84-87 («Живоначальныя Троицы Калязина монастыря»), относительно с. Семендяева сказано следующее:
   «Село Семендяево а в нем церковь Божия святых праведных Бог Отец Иоакима и Анны другая церковь теплая покров Пресвятыя Богородицы а служат священники Иван да федор Никитины прозванием волковы а дворы их особе за рекою Жабнею в деревне Людкова да в сележ Семендяеве двор монастырской а внем живут прикащики переменные погодно да двор монастырской скотной а в нем живут коровники Мишка Осипов сын Котуфенок у него детей Купряшка десяти лет Петрушка шти лет в селе Семендяеве в слободке бобыли беспашенные (31 двор; следует перечень семейств).
   На погосте живут нищие в келье бобылки а кормятца Христовым именем в мире (след. перечень).»
   В клировой ведомости 1796 г. содержатся следующия сведения: «Церковь Богоявленская с прид. а) Покрова в) Иоакима и Анны, каменная, постр. в 1786 году. 1-й священник - Матвей Степанов, 34 л., из философии, посвящ. в 1782 г. 2-й - Иван Родионов, 35 л., из синтаксимы, посвящ. в 1793 г. Церков. земли 36 дес.; 22 деревни; прих. дворов 280; душь м. п. 813, ж. п. 753».
   В исповедной росписи 1751 г. сказано: «свящ. Иаков Никитин и Михаил Дмитриев. В 1755 г. - ц. Богоявленская, священники те же: Иак. Никит. 61 г. и Мих. Дим. 43 л.; в прих. 201 дв., 650 д. м. п., 660 ж. п. В 1766 г. свящ.: 1) Михаил Дмитриев 2) Родион Яковлев, 40 л.».


   Церковь Богоявленская, построена в 1736 году, каменная, престолов четыре: в холодной Богоявления Господня, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый Богоотец Иоакима и Анны, западный Всех Святых.
   В 1901 году служили: Священник Алексей Васильевич Соколов 68-ми лет, окончил духовную семинарию, Священником с 1856 года, в 1895 году награжден наперстным крестом. Священник Николай Иоаннович Филаретов 50-ти лет, окончил духовную семинарию, Священником с 1877 года, в 1896 году награжден скуфьей.
   Диакон Василий Иоаннович Троицкий 38-ми лет, в служении с 1879 года., диаконом с 1891 года. Псаломщик Феодор Стефанович Морковин 24-х лет, в должности с 1896 года. Псаломщик Василий Алексеевич Комаров 56-ти лет, в должности с 1863 года.
   Прихожане: 1) Священника Соколова - в Семендяеве, в деревнях Калугах, Токарцеве, Браткове, Старове, Запрудье, Шамановке, Раменье, Лыскове, Потапкове, Зобове, Яхромине, Жукове, Баринцеве, Стрелке, Пашнях, Никифорцеве - 211 дворов (588 мужчин, 686 женщин). 2) Священника Филаретова - в Семендяееве, в деревнях Зобове, Яхромине, Запруде, Кеткове, Колотове, Матронкине, Калугах, Пахомове, Кожевне, Александрокове, Мытареве, Баринцеве, Пашнях, Потаповке, Раменье - 222 дворов (508 мужчин, 727 женщин).

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)