Красное - Казанской иконы Божией Матери церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/


   Построена в 1794 г.
   Количество алтарей: 3
   Чтимые святыни: иконы Божией Матери «Казанская», Преподобного Макария Калязинского, «Всех святых»
   Настоятель: протоиерей Береснев Леонид Михайлович


   За 1504 гoд сохранилась запись о том, что в Троицком Калязинском монастыре совершалось судное дело о захвате крестьянами села Красное монастырских земель. Чем дело закончилось, нам неизвестно. В КашинскоЙ ПереписноЙ книге за 1678 год запись: "Село Красное, а в нем церковь Божья Пречистые Богородицы Казанской".
   Клировая ведомость за 1796 год свидетельствует: "Цepковь Казанская, деревянная, постройки 1752 года". "Церковь Казанская, построена в 1808 году, распространена в 1882 г., каменная, престолов З: в холодном - Казанской Божией Матери; в теплом - Макария Калязинского Чудотворца и Всех Святых". В приходе с. Красное 235 дворов, в них проживали 679 мужчин и 728 женщин, всего 1407 чел. Число прихожан - 699-826 чел.
   Казанская церковь в с. Красное существует до сего дня, она не закрывалась, в удовлетворительном состоянии. На средства прихожан-верующих регулярно проводится ремонт стен, полов, крыши, купола, оконных рам. В начале 70-х годов после закрытия Спасо-Стельковской церкви (ныне Кашинский район) многие иконы, предметы церковной утвари были вывезены из с. Стельково и водворены в Красносельский храм.


   В Переписной книге (Кашинской) 186 г., на листе 108, за № 47, о селе Красном сказано:
   «Село Красное а в нем церковь Божия Пречистые Богородицы Казанские в той же церкви престол Чюдотворца Макария другая церковь теплая престол Ефимия Суздалского Чюдотворца да в томже селе двор монастырьской а в нем живут монастырские слушки на приказех переменяяся другой монастырской двор воловей в нем живут служебник Афонка Иванов сын Напанов у него дети Потапко тринадцати лет Антошка осми лет Кондрашка шти лет Никитка четырех лет Фофанко мал. Во дворе поп Иван Яковлев, во дворе дьячек Васка Степанов, во дворе просвирница Маренца у нее внук Митка осми лет да на погосте беспахотных бобылей. Во дворе Васка Иванов Губин у него сын Тишка трех лет, во дворе Никитка Иванов Прямухин древен у него дети Нестерка Ивашко осмнадцати лет, во дворе Ивашко Федоров Желудев слеп у него пасынок Фетка Иванов сын Напалков, во дворе Сашка Иванов сын Иванищев у него сын Тимошка осмнадцати лет да бобыль Мишка Иванов сын Напалков у него Ивашко осми лет а кормитца Христовым именем в мире.».
   В клировой ведомости 1796 г о селе Красном находятся следующия сведения: «Церковь Казанская, деревянная, постр. 1752 года. Свящ. Иван Яковлев, 42 л., из богословии, посвящен 1778 г. Церков. земли 42 дес.; 10 деревень; прих. дворов 11; душь м. п. 372, ж. п. 375».
   В исповедной росписи 1753 г. показан «священник Иаков Евфимиев, 34 л.; в прих. 39 дворов; 472 д. об. п. в 1766 г. свящ. тот же. Каменная церковь застроена с 1794 г.; придел преп. Макария освящен в 1800 г.»


   Церковь Казанская, построена в 1808 году, распространена в 1882 году, каменная, престолов три: в холодной Казанской Божией Матери, в теплой Макария Калязинского Чудотворца и Всех Святых.
   В 1901 году служили: Священник Владимир Александрович Петропавловский 32-х лет, студент семинарии, в служении с 1888 года, Священником с 1891 года, в 1898 году награжден набедренником. Диакон Александр Александрович Докучаев 27-ми лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Константин Михайлович Попов 52-х лет, в должности с 1866 года.
   Прихожан в деревнях Никольской, Пузарине, Федюлине, Скорятьеве, Щелкове, Исакове, Бородулине, Звереве, Новом Селе, Аверькове, Овинищах, Выдыхине - 235 дворов (679 мужчин, 728 женщин).

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и изданий Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004., Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
    


Композиция «Сошествие Св. Духа». Фот. 2006 г.

Композиция «Сошествие Св. Духа». Фот. 2006 г.


   Комплекс Казанской церкви расположен на северной окраине села, на пологом рельефе, спускающемся к пойме р. Жабня. Существующая церковь, вместо прежней деревянной 1752 г., построена на рубеже 18-19 вв. по храмозданной грамоте 1794 г. В 1800 г. освятили южный придел Макария Калязинскою в трапезной, а в 1808 г. — главный престол. В 1823-1825 гг. по проекту 1821 с, выполненному губернским архитектором Н.Н. Леграндом, артель каменщиков во главе со Спиридоном Федоровым, крестьянином сельца Нестерово Ярославской губернии, возвела отдельно стоящую каменную колокольню, вместо прежней деревянной. В 1845-1847 гг. трапезная была увеличена в длину, по-видимому, соединившись с колокольней. Южный придел Макария Калязинскою (с установкой нового иконостаса) освятили в 1847 г., а устроенный позднее северный придел Всех Святых — в 1857 г. ВЦерковь Казанская. План. 1881-1882 гг. трапезная была выстроена заново по проекту архитектора К.К. Гельбига. На средства московских купцов (бывших крестьян этого прихода) Ивана Васильевича и Ивана Герасимовича Зайцевых в 1890-1891 гг. г. создан новый главный иконостас, а в 1893 г. возобновлена настенная живопись храма. Трапезную расписали в 1898 г. на средства И.В. и И.Г. Зайцевых, а также московского купца Василия Егоровича Гусева (бывшего крестьянина прихода). Территорию церкви в 1850 г. обнесли оградой с воротами и угловыми башнями, а в 1885 г. на средства Е.В. Гусева и других прихожан построили дом для церковноприходской школы и сторожки. Все строения комплекса кирпичные, церковь оштукатурена, остальные сооружения побелены по кладке, школа имеет белокаменный цоколь.
   Единственный на территории Калязинскою района комплекс сельской приходской церкви, полностью сохранивший все постройки. Храм, решенный в сдержанных формах переходного периода от барокко к классицизму и типичная для региона колокольня в стиле зрелого классицизма сочетаются с сооружениями в формах эклектики.
   Комплекс занимает прямоугольный участок, незначительно вытянутый по оси запад-восток. На этой оси, ближе к западному краю, расположена церковь Казанская. По всему периметру территория окружена оградой с двумя башнями на северо-восточном и юго-западном углах участка. На западной стороне, напротив колокольни, ограду прерывают Святые ворота. Еще трое ворот расположены на северной, южной и восточной сторонах, со значительным смещением относительно главных осей комплекса. В северо-западном углу территории, в линии ограды, стоит церковноприходская школа.
Храмовый комплекс. План.   Академическая масляная живопись основного объема храма, выполненная в 1893 г., возможно, сохранила отдельные элементы более ранней стенописи сер. 19 в. с иконографической программой, основанной на преобладании богородичной тематики, что связано с посвящением главного престола. Поновления 1985 г. в основном коснулись нижней части стен четверика. Живопись характерна для периода эклектики, в ней сочетаются приемы, восходящие к барочным традициям, яркие и декоративные орнаменты кон. 19 в. и иконографические схемы, заимствованные из храма Христа Спасителя в Москве.
   Граненую конху главного алтаря занимает композиция «Сошествие Святого Духа». На восточном лотке свода четверика размещено «Коронование Богоматери». На остальных лотках помещены изображения архангелов. Роспись свода не разделена на части, но объединена в единое пространство небес, где все фигуры стоят на облаках, а над ними парят херувимы. В основании свода проходит гризайльный профилированный карниз с сухариками.
   По сторонам от верхней части иконостаса на восточной стене четверика написаны композиции в простых прямоугольных гризайльных рамах — «Успение Богоматери» (с севера; по одноименной иконе Ф.А. Бронникова для храма Христа Спасителя в Москве) и «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» (с юга). Композиции на остальных стенах четверика заключены в пышные гризайльные барочные обрамления, рисунок которых восходит к росписи храма сер. 19 в. Рамы составлены из разнообразных элементов — завивающихся листьев аканта, раковин, плодов, цветов, головок херувимов. В той же стилистике выполнены картуши с надписями над отдельными фигурами святых и декоративные навершия над оконными проемами. После поновления в 1893 г. рамы не утратили объемность, так как по сторонам от них и под ними были написаны ленты геометрических полихромных орнаментов, так что обрамления воспринимаются как лепнина, выступающая и отбрасывающая тени на цветной фон стен.


Композиция «Взятие Богоматери на небо». Фот. 2006 г.

Композиция «Взятие Богоматери на небо». Фот. 2006 г.


   На северной и южной стенах роспись размещена в три яруса. В верхнем, в оконных простенках, написаны по две фигуры святых в рост — Дмитрия Ростовского и Арсения Тверского (на северной), Григория Богослова и Варсонофия Тверского (на южной). В среднем ярусе по краям под окнами верхнего света размещено по два медальона с полуфигурами святых (Сергий Радонежский и Макарий Калязинский на северной стене; Митрофан Воронежский и Нил Столобенский на южной) и по одному сюжету в центре на каждой стене: на северной — «Взятие Богоматери на небо» (по одноименному запрестольному образу К.П. Брюллова для Казанского собора в Санкт-Петербурге), на южной — довольно редко встречающаяся композиция «Величие Пресвятой Богородицы», изображающая Богоматерь на троне с Христом-младенцем на руках в центре и две пары коленопреклоненных святых по сторонам. В простенках в нижнем ярусе расположены фигуры святых в рост — Александра Невского и князя Владимира (с юга), Михаила Тверского и царя Константина (с севера). Центр верхней части западной стены занимает большая композиция «Перенесение в Москву Казанской иконы Богоматери»; внизу, по сторонам от входного проема, написаны сцены «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово» (по одноименным иконам храма Христа Спасителя).
   Академическая масляная живопись 1898 г. в трапезной сильно поновлена в 1980-е гг. Однако иконографический состав, в котором преобладают сцены христологического цикла и широко распространенные изображения особо почитаемых святых, вероятно, не претерпел изменений. Потолок в центральной части занят композицией «Воскресение Христово» (по образцу росписи Е.С. Сорокина в храме Христа Спасителя в Москве), потолок южного придела — сюжетом «Вознесение Господне» (также по образцу росписи в храме Христа Спасителя), северного — композицией «Преображение». Посередине западной стены размещен сюжет «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные», с юга от него — «Нагорная проповедь», с севера — «Исцеление Христом лежащего старика». В простенках южной стены — святые Кирилл и Мефодий, северной — Екатерина и Варвара; на выступе стен с северной стороны — Сергий Радонежский и Макарий Калязинский, с южной — Козьма и Дамиан, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский.

   Добровольский, с. 305; Крылов Л., с. 101-103; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16305. Л. 172; Оп. 8. Д. 1355, 1371, 1372, 1379, 1380, 1388, 3434; Ф. 466. Oп. 1. Д. 79147; Ф. 474. Оп. 2. Д. 348. Л. 67; Ф. 877. On. 1. Д. 180. Л. 39-40; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2051. Л. 21-23.


Композиция «Преображение». Фот. 2006 г.

Композиция «Преображение». Фот. 2006 г.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

     (Фото. и рис. № 2 - 6 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
    


   В тридцатые годы в церкви Казанской иконы Бижией матери села Красное Калязинского уезда священником служил Чекалов Константин Иванович.

   Чекалов Константин Иванович - родился в 1889 г. в селе Никитское Калязинского уезда.
   Выписка из метрики 1889 г. о рождении К.И.Чекалова «38. 16(18) мая — сын Константин - с. Никитского диакон Иоанн Васильев Чекалов и законная жена его Елизавета Михайлова, оба православного исповедания. Восприемники: с. Белеутова священник Владимир Иоаннович Гроздов и с. Никитского жена священника Ольга Михайловна Мещерская».

   В 1900 г. Константин 11-ти лет, обучается в 1 кл. Кашинского духовного училища.

   В 1912 г. окончил курс Тверской духовной семинарии по 2 разряду.

   В 1912 г. назначен учителем Шарапово-Кутузовской церковно-приходской школы Калязинского уезда, каковую должность проходил по 15 июля 1913 г.

   30 июля 1913 г. рукоположен во священника к церкви с. Печетова Корчевского уезда.

   С 8 ноября 1913 (или 1914) г. состоит законоучителем в Дубровском земском училище, недалеко от села Печетово.

   Справочная книга по Тверской епархии 1915 г. «Священник Чекалов Константин Иванович 25 лет - с. Печетово Корчевского уезда (ныне Кимрский район) Дмитриевская церковь, на службе - 2 года в Печетово -1 г.».

   По справке 1915 г. «В семействе у его жена, дочь Елена 2 лет и сын Сергий 1 года.
   Поведения рекомендован весьма хорошего.
   Награждения: не имеет.
   По 2 столу канцелярии консистории о священнике Чекалове никаких предосудительных дел не возникало».

   С 1918 года Чекалов Константин Иванович - священник церкви Казанской иконы Бижией матери села Красное Калязинского уезда.

    В июне 1918 года были арестованы: Священник Чекалов Константин Иванович, дьякон Сергопольцев Владимир Дмитриевич и псаломщик Попов Константин Михайлович 70-ти лет.
   Р-1998, оп 1, д.77
   Дело Калязинской уездной следственной комиссии.
   Нач. 27-06-1918, ок. 20.12.18.
   «О церковнослужителях с. Красное Плещеевской вол. попе Константине Ивановиче Чекалове и дьяконе Владимире Дмитриевиче Сергопольцеве, обвинённых:
   1-го в призыве прихожан к обороне против представителей Советской власти,
   2-го в даче распоряжений о набатном звоне во время прихода отряда Красной Армии».
   По словам Ив. Ив. Голованова, К. Чекалов передал пакет церковному старосте, в котором инструктировал его на случай прихода большевиков, а также об антисоветской проповеди Чекалова. (л. 5).
   По словам К. Чекалова (на допросе у Широкова) он прослужил на новом месте в с. Красное лишь 10 дней и в тот день отправился в Корчевской у-д за вещами, но доехать успел только до с. Собакино??? (название нечитаемое), там услышал колокольный звон…
   В набат ударили, когда в Щёлкове арестовали старосту Ив.Ив. Зайцева.

    В 1932 г. судим тройкой ОГПУ по ст 112 и 58 п. 10.
   Приговор - 3 года ссылки (лишения свободы). Наказание отбыл».
   Где отбывал три года лишения свободы не сказано.
   Вернулся после ссылки в с. Красное.

   Из рассказа Риммы Евгеньевны Синчаговой, жительницы с. Красное о событиях октября 1937 года. Аудиозапись из Калязинского музея 21-06-2014.
   В село Красное приехала команда снимать с колокольни колокола.
   «Вторым священником с. Красное был о. Константин. Константин Иванович Чекалов. Он колокола снять не дал. Забрали его и вскоре расстреляли.
   Семья у него была большая – 5 человек детей. Дом теперь сломали. Ничего не осталось.
   Ещё был священник в с. Красное - Сергопольцев Владимир Дмитриевич, мой дед, Ему было тогда 69 лет. его арестовали и увезли в Калязин и хотели расстрелять. Там, рядом с церковью (Вознесенской?) было кладбище и стадион.
   Там держали арестованных, не кормили. Клали арестованных на доски и стреляли.
   Но люди пошли в защиту, сказали, что это не он не дал колокола снять, и его не расстреляли, отпустили. Его измученного и еле живого привезли на лошадях в Красное. Он служил почти до самой смерти, до 1943 г. Храм в войну не закрывался».

   Чекалов Константин Иванович арестован 07-10-1937 г. Калязинским РО НКВД Калининской обл.
   «Дело» Начато 07-10-1937. Окончено 13-10-1937 г.

   По анкете из «Дела»
   Состав семьи:
   «Жена - Чекалова Анна Дмитриевна, 1892 г.р.- домохозяйка. Сын Сергей - 1915 г.р.- счетовод колхоза Красный Восход. Дочери: Варвара- 1917 г.р - учится в пединституте г. Калинин, Софья-1921 г.р.-не работает, Юлия -1923 г.р.- учится, Валентина -1926 г.р.- учится».

   По анкете прослеживается нелегкая жизнь после революционных лет.
   «В 1917 году. Имел дом, двор, корову, лошадь, 3-х овец».

   «В 1931 г. имел дом, двор, корову. Имущество изъято. Раскулачен. Священник. Занимался сельским хозяйством, имел кулацкое хозяйство».
   Какое же это кулацкое хозяйство, если на одну корову семья в семь человек.

   «С 1918г по 1936 г был лишён права голоса.

   При аресте 07-10-1937 г.:
   «Обвиняется в том, что вел агитацию против Соввласти, распространял провокационные слухи о войне и гибели Соввласти и клеветнически извращал Конституцию СССР».
   «Приговорён тройкой УНКВД по калининской обл. 01-11-1937 г , обвинение антисоветская агитация».
   «Виновным себя не признал. Содержится в Кашинской тюрьме с 7-10-1937г.
   Постановили: ЧЕКАЛОВА Константина Ивановича — РАССТРЕЛЯТЬ.
   Расстрелян 03-11-1937».

   Сведений о месте захоронения нет.
   Было Константину Ивановичу в 1937 году - 48 лет.

   По заключению Тверской областной прокуратуры от 16.03.1989 реабилитирован.
   Канонизирован Архирейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. Священномученик.

         «Тверская Земля в Военной истории России». Книга памяти.
   ЧЕКАЛОВ Сергей Константинович.
   Род. 1914, с. Нерль, Нерльский сельсовет. Призван в 1941. Сержант, Умер от болезни , декабрь 1942. Похоронен: г. Москва.. (Книга памяти, Калязинский район)

   Сын Константина Ивановича Чекалова, которого война не пощадила.

   ПОПОВА Валентина Петровна.

   
     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной.)

    


Посмотреть всю карту