Пушкино (Бели Архиерейские) - Успения Пресвятой Богородицы церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Анатолия Максимова. Июнь 2014 г.


   Церковь стоит в центральной части села, на большой площади, восточным фасадом обращена к дороге на Тверь.Проект новой трапезной (1867). ГАТО. В селе, принадлежавшем тверскому архиерейскому дому, в 1721 г. вместо прежней была построена деревянная церковьУспения с приделом Архангела Михаила, сгоревшая в 1743 г. В 1750 г. сюда из архиерейского села Красное был перевезен деревянный храм. Каменную церковь Успения начали строить на средства прихожан, в том числе помещика поручика И.И. Давыдова, в 1781 г. Основные работы завершились в 1789 г., когда был освящен придел Михаила Архангела. Главный престол в храме освятили в1793 г. Строителем (подрядчиком?) был местный крестьянин Никита Ипатов. Колокольня имела квадратный в плане нижний ярус и два верхних яруса, составлявшие столпообразный восьмигранный объем с арочными проемами и пилястрами на углах. Новая трапезная с двумя приделами (Архангела Михаила и Богоявления) сооружена в 1867-69 гг., а новая колокольня (по образцу строившейся тогда же колокольни Спасской церкви в Бежецке) - в 1902-07 гг. по проекту архит. В.И. Назарина. При этом были разобраны второй и третий ярусы первоначальной колокольни. В настоящее время выломана часть южной стены трапезной, заложены боковые проемы первого яруса новой колокольни, утрачен невысокий шатер в ее завершении. В 1890 г. трапезная внутри была расписана в память о спасении Александра Ш и его семьи во время железнодорожной аварии 17 октября 1888 г. При этом "на видном месте" изображались святые, имена которых носили члены императорской семьи. Один из интереснейших памятников культовой архитектуры в Калининском р-не, отличающийся богатой строительной историей, которую отражают различные по стилю храм, трапезная и колокольня: храм характерен для тверской архитектуры раннего классицизма, трапезная выполнена в формах эклектики, а колокольня - яркий пример русского стиля.
План церкви.   Продольно-осевую композицию кирпичной, оштукатуренной церкви составляют храм типа восьмерик на четверике с пятигранной апсидой, обширная трапезная со скругленными восточными углами придельных алтарей, небольшой притвор и многоярусная колокольня. Высокая столпообразная колокольня с четырьмя постепенно убывающими ярусами-четвериками включает между первым и вторым четвериками низкий полуярус. Фасады храма и апсиды отличаются плоскостным характером декора. Углы объемов обработаны рустованными и гладкими пилястрами. Фасады четверика в три оси проемов в соответствии с расположением окон в два света разделены карнизом. Окна оформлены рамочными наличниками с клинчатыми замками, обработанными на четыре грани. Вертикальные членения усилены накладными щитами, помещенными в простенках между проемами второго света. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами с рамочными наличниками. Над восьмилотковой кровлей храма возвышается глухой восьмигранный барабан с луковичной главой и ажурным кованым крестом. Декор фасадов трапезной очень лаконичен. Стены разделены пилястрами на три равных прясла с арочными окнами. Декоративное убранство колокольни отличается разнообразным набором элементов, почерпнутых в архитектуре 17 в. Большие арочные проемы первого яруса оформлены перспективными порталами с колонками и килевидными архивольтами. Такие же архивольты завершают арочные окна остальных ярусов, украшенных угловыми колонкамии ширинками.
Изображение митрополита на стене храма.   Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом; переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Апсида перекрыта коробовым сводом, соединяющимся на востоке с тремя лотками. Двустолпное помещение трапезной с системой крестовых сводов включает в западной части нижний ярус первоначальной колокольни. В помещения придельных алтарей выходят заложенные окна первого света четверика храма, хорошо сохранившие свое оформление (рамочные наличники, профилированные подоконники и замки). В северо-восточном пилоне первоначальной колокольни осталась внутристенная кирпичная лестница, по которой через чердак притвора находился проход во второй ярус новой колокольни. Восточные пилоны старой колокольни рустованы, а западные со стороны притвора обработаны парами полуколонн по сторонам проема. Первые ярусы обеих колоколен перекрыты крестовыми сводами.
   В храме сохранилась клеевая живопись сер. 19 в. - незаурядный памятник провинциальной стенописи в стиле классицизма, сохраняющей при этом традиционные черты барокко. Свод храма занимает композиция "Новозаветная Троица", в восьмерике на северной и южной гранях представлены парные фигуры апостолов, на западной грани - большая сцена "Грядущий Христос", на восточной - изображение Иерусалима, которое служило фоном для резного Распятия, венчавшего иконостас. Окна на диагональных гранях фланкированы гризайльными колоннами коринфского ордера. В основании восьмерика написан карниз с кронштейнами. Тромпы затянуты холстами с изображениями евангелистов. На стенах четверика живопись расположена в два ряда. В верхнем на боковых стенах - фигуры московских митрополитов Петра, Алексия, Филиппа и Ионы, помещенных в архитектурное пространство с колоннами, экседрами, конхами и т.д.; на западной стене изображено "Вознесение Христа". Композиции заключены в рисованные барочные обрамления. В нижнем ряду между окнами расположены ангелы, поддерживающие иконы "Богоматерь Знамение" и "Спас Нерукотворный". Над входными проемами гризайлью выполнены орудия страстей и церковные атрибуты, над окнами первого света - херувимы в сочетании с пышным растительным орнаментом. В апсиде на своде фрагментарно сохранилось изображение Саваофа.
   В нескольких десятках метров к югу от храма, вдоль дороги стоит одноэтажная кирпичная церковная лавка (?) кон. 19 в., выстроенная в простейших формах эклектики. Прямоугольный объем, закрепленный на углах огибающими лопатками, завершен двускатной кровлей. На главный фасад, обращенный к дороге, выходит широкий прямоугольный входной проем, а симметрично по сторонам от него расположены два прямоугольных окна. Стену завершает трехступенчатый карниз.

   Никольский, с. 16; Добровольский, с. 45; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 192 об.; Д. 16554. Л. 816; Ф. 160. Оп. 3. Д. 2698, 2699, 2705, 2706, 2714, 2791, 2794; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76401, 83805; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-Ш. № 6792.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального нскусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М. : Наука, 1997- . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. - 2006. и официального сайта Тверской епархии)

     (Цветное фото. Анатолия Максимова. Июнь 2014 г.)

    

   После октябрьской революции 1917 года храм разделил печальную участь большинства российских церквей. Богослужения прекратились в году. Затем в храме размещались склад, мастерские, конюшня, топливо-заправочная станция, гараж.
   В 1941 году Успенская церковь оказалась в центре ожесточенных боев на подступах к городу Калинину.
   В настоящее время выломана часть южной стены трапезной, заложены боковые проемы первого яруса колокольни, утрачено ее шатровое завершение; в северном приделе полностью обрушились своды. Темперная живопись XIX века фрагментарно сохранилась только в основной части храма и продолжает разрушаться.
   Богослужения проводятся в приспособленном помещении в первом ярусе колокольни с 28 августа 2007 года. Силами прихожан помещение храма и прилегающая территория очищены от мусора. Однако силами небольшой общины проведение масштабных восстановительных работ невозможно.
   Храм, некогда служивший украшением дороги Тверь-Волоколамск и села Пушкино (Бели Архиерейские), взывает о помощи и ждет благодетелей, неравнодушных к российской истории и красоте, созданной несколькими поколениями наших предков. Необходимо срочное проведение аварийно-восстановительных работ, консультация и помощь реставраторов, стройматериалы и материальные средства.

   
     (По материалам сайта церкви Успения Пресвятой Богородицы в Белях Архиерейских.)

    


Посмотреть всю карту