Балаково (Балакова) - Святителя и Чудотворца Николая часовня

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Андрея Ага. Начало 1990-х гг.


Тверская область, Калининский район, Тургиновское с/п, деревня Балаково. Расположена в центре деревни на площади, образованной расширением улицы

Примечание: большую помощь в составлении исторической справки о часовне оказала монахиня Сергия (Филиппова).

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1901 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в период царствования Александра II по проекту, утвержденному 25 августа 1900 г.[1] Освящена 6 декабря 1902 года по новому стилю (23 ноября 1902 года по старому стилю)[2] в субботний день седмицы 25-ой по Пятидесятнице в день Попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также памяти нескольких святых:

  • Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263).
  • Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). 
  • Свт. Григория, еп. Акрагантийского в Сицилии (VI-VII).
  • Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). 
  • Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV). 
  • Прп. Исхириона, еп. в Египте и пустынника Скитского. 
  • Свт. Амфилохия, Киево-Печерского, еп. Волынского. 
  • Св. Антония из Иезеру-Вилсеа (Рум.). 
  • Свт. Елена Тарсийского, епископа (Греч.). 

Память Святителя Николая чудотворца празднуется несколько раз в году:
19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа – его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Документальное упоминание часовни

В Клириковой ведомости церкви Святителя и Чудотворца Николая села Никольского-Городища, Тверского уезда за 1906 год (ГАТО: Фонд 160, опись 1, ед. хр. 16555) содержится упоминание о трех часовнях, относящихся к данной церкви:

  1. При деревне Сосновка – деревянная часовня во имя Св. Мученицы Параскевы (не сохранилась к настоящему времени)
  2. При деревне Новинки – каменная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери (не сохранилась к настоящему времени)
  3. При деревне Балаково – каменная часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая.

 

Дословно в документе о Часовне в деревне Балаково записано[3]:

1. При деревне Балакове. Каменная, крытая железомъ.

2. Въ честь Святителя и Чудотворца Николая.

3. Длинною и шириною 8 аршинъ (примечание 5,69 метров).

4. Построена въ 1901 году въ память освобожденiя крестьян отъ крепостной зависимости.

5. Крепка.

6. Стоитъ по средине деревни.

7. Надсматриваетъ за нею крестьянинъ означенной деревни Ефремъ Николаевъ Шереметьевъ.

8. Освящена 23го Ноября 1902го года.

Во второй половине XIX – начале XX века деревня Балаково относилась к Николо-Городищенскому приходу Тургиновской волости Тверского уезда, находящемуся в 3 верстах (3,2 км) от деревни.

Священники Николо-Городищенского прихода в разные годы

Владиславлев Федор Федорович (1781/83-1843/44). В 1806 году венчался с дочерью священника села Хранево, Старицкого уезда (примечание: ныне Лотошинский район Московской области) Николая Григорьевича Мощанского[4] Евдокией и до 1822 года служил священником в Никольском-Городище. В 1822 году был переведен в село Юрьевское-Поволжское. Его сын В. Ф. Владиславлев оставил в своих воспоминаниях описание и села Никольского-Городища[5].

Притч в 1850-м году[6]:

Священник Александр Семенович Устинов, в 1850-м году значится как лишенный сана.

Действующее духовенство в 1850 году:

  • Священник Петр Ильич Орлов, 45 лет.
  • Священник Петр Павлович Росляков, 35 лет.
  • Диакон Афанасий Васильевич Шалюхин, 50 лет.
  • Дьячок Василий Яковлевич Хренов, 44 лет.
  • Пономарь Федор Прокопьевич Никольский, 23 лет.
  • Пономарь Михаил Алексеевич Трунев, 59 лет.

Заштатное духовенство в 1850 году:

  • Дьячок Василий Иванович Волков, 62 лет.
  • Пономарь Иван Васильевич Баженов, 64 лет.
  • Умерший дьячок Дмитрий Алексеевич Башилов. Вдове его 27 лет.
  • 23.11.1876 года сюда перемещен диакон Любский[7].

Священники в начале XX века[8]:

  • 4.1.1903 г. сюда определен псаломщиком Анатолий Критский.
  • 11.10.1906 г. сюда перемещен священник Алексей Таиров.
  • 12.9.1914 г. сюда перемещен псаломщик Николай Зверев.
  • 30.4.1915 г. сюда перемещен священник Александр Георгиевский.
  • 3.9.1916 г. сюда перемещен псаломщик Николай Покровский.
  • 29.11.1916 г. сюда перемещен псаломщик Дмитрий Лебедев.
  • 8.2.1917 г. сюда перемещен диакон Иван Ильинский.
  • 27.3.1917 г. сюда перемещен диакон Герасим Тараканов, 40 лет.

В 1886 году в деревне Балаково— 104 двора, 662 жителя. По переписи 1920 года в деревне Балаково Никологородской волости 559 жителей.

История часовни после 1917 года

В 1936 году, в ходе строительства Иваньковского водохранилища, были расселены большие деревни Попково, Сыропятово, Пастбище и село Николо-Городище, располагавшееся к востоку от Балакова, ниже по реке Шоше. Село Николо-Городище вместе с храмом во имя Святителя и Чудотворца Николая были полностью уничтожены[9]. Однако водой территория села Николо-Городище затоплена не была.

В конце 1920ых – начале 1930ых годов храм в Никольском-Городище еще был открыт, совершались регулярные богослужения, таинства. В деревне Балаково в ближайших к дороге домах действовали чайные, в которых останавливались для отдыха паломники и жители других деревень, которые ехали в Никольское-Городище на службу[10].

В 1930ые годы часовня Николая Чудотворца была передана в колхоз. Директор колхоза вывезла все иконы и утварь в село Тургиново. Дальнейшее местонахождение утвари неизвестно.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в ноябре-декабре Тургиновский район (включая деревню Балаково) был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

Немецкие войска подошли к деревне с востока и в течение дня заняли всю территорию Балаково, расположившись в домах местных жителей. Местное население во время наступления немецких войск пряталось в поле, а после того как выстрелы стихли, людям разрешили вернуться в свои дома[11]. Часть жителей успела эвакуироваться по реке Шоша на лодках и плотах, некоторые заранее уехали в другие города. По решению колхоза при приближении немецких войск крупный рогатый скот был забит на мясо, а замороженные туши были размещены в часовне и планировались к транспортировке, но вывезти их не успели. Во время оккупации немецкие войска присвоили все мясо себе[12].

За полтора месяца оккупации в Тургиновском районе врагом были сожжены 9 деревень, 152 скотных двора, 27 школ, 2 больницы, расстреляны и повешены 76 мирных жителей, которые покоятся в братской могиле на центральной площади вместе с 276 солдатами, погибшими при освобождении села Тургиново. Село Тургиново было освобождено к исходу 18 декабря 1941 года войсками 185-й стрелковой дивизии 30-й армии Западного фронта[13].

Немецкие солдаты ставили пулеметы в подполах домов, прорезали отверстие в фундаменте и вели огонь по наступавшим красноармейцам, которым сложно было выбить эти пулеметные гнезда. Во время боя жители прятались в часовне, несколько красноармейцев погибли и были захоронены в общей могиле в селе Тургиново. В декабре 1941 года стояли сорокаградусные морозы. Перед отступлением немецкие войска сжигали как можно больше зданий, чтобы не дать возможность солдатам Красной Армии, где-то разместиться на ночлег и согреться. Так, ими была сожжена школа (располагалась на окраине Балакова ближе к деревне Селино), а также несколько десятков домов. Немецкий солдат обливал пустые дома бензином поджигал их факелом. Благодаря отцу жителя деревни Николая Ильича Шереметьева было спасено несколько домов – он упрашивал немецкого солдата их не поджигать.[14].

Промыслом Божиим деревня была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 19 декабря 1941 года в день воспоминания памяти Святого Николая Чудотворца.

В куполе часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая после освобождения деревни войсками Красной Армии был пробит свод и установлен пулеметный расчет, который в дальнейшем не использовался (немецкие войска не возвращались на эту территорию).

После Великой Отечественной войны часовня не эксплуатировалась и пришла в запустение. Изредка в ней размещали тела умерших жителей деревни до погребения.

В 1998 году из-за ветхости кровли с часовни упал крест (крест внесли в часовню жители деревни Владислав Лошаков и Борис Карасев). В северной части серьезно пострадала кладка, местными жителями были присвоены и сданы на металлолом кованая решётка ворот и ограда. На месте купола часовни свили гнездо аисты. Росписи внутри часовни и мозаика на внешних сводах были утрачены.

В начале XXI века никто из жителей деревни не знал в честь кого была освящена часовня, была утрачена историческая память. В 2016 году помощь в составлении исторической справки о часовне оказала монахиня Сергия (Филиппова), которая нашла архивные документы о часовне.

В 2017-2019 годах было проведено капитальное обновление часовни. Отреставрирован крест, восстановлена кладка, проведены работы по полной замене кровли, установлен новый шатер и барабан, сделана штукатурка стен, уложен пол, закуплена утварь, установлена ограда по прежнему эскизу, заложен колодец.

12 апреля 2018 года в четверг Светлой седмицы (Пасхальной недели) – день, когда Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.)., игуменa Синайского Монастыря – протоиерей Андрей (Миляев), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Тургиново совершил чин освящения отреставрированного Креста и главки часовни.

12 июня 2021 года часовню посетил Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков).

В июле 2021 года умер житель деревни Николай Васильевич Шереметьев, который завещал дореволюционную икону Святого Николая Чудотворца приходу часовни. С тех пор она размещается на центральном аналое.



[2] Государственный архив в Тверской области: Фонд 160, опись 1, ед. хр. 16555.

[3] Государственный архив в Тверской области: Фонд 160, опись 1, ед. хр. 16555.

[4] О. Николай служил в Хранево с 1783 по 1813 гг., в селе Микулино-Городище - с 1813 по 1817 гг., в селе Нестеровском Старицкого у. - с 1817 по 1823 гг. В 1823 г. вышел за штат.

[5] А. В. Матисон «Генеалогия православного приходского духовенства России 18 — начала 20 веков: история рода Мощанских». Москва, изд. «Научная книга», 2000 г.

[6]  А. В. Матисон «Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине 19-го века. Справочник»., Москва, изд. «Старая Басманная», 2015 г., стр. 46-47. 

[7] «Тверские Епархиальные Ведомости», 1877 год, № 2, стр 19.

[8] «Тверские Епархиальные Ведомости»

[10] Из воспоминаний жителя деревни Балаково - Шереметьева Николая Ильича 1929 года рождения

[11] Из воспоминаний жителя деревни Балаково - Шереметьева Николая Ильича 1929 года рождения

[12] Из воспоминаний жителя деревни Балаково - Шереметьева Николая Ильича 1929 года рождения

[14] Из воспоминаний жителя деревни Балаково - Шереметьева Николая Ильича 1929 года рождения

   
     (Материалы предоставлены Сергеем Колядой.)

     (Фото. Андрея Агафонова. Начало 1990-х гг.)

    

Архитектура часовни


   Стены сложены из кирпича и имеют белокаменный цоколь, шатер и барабан - каркасные, обшиты железом.Проект часовни (1900). ГАТО. Характерный для своего времени тип часовни в русском стиле, но для сельской местности Тверской области это одна из немногих уцелевших в настоящее время построек подобного рода.
   Высокий четверик завершен небольшим шатром с цилиндрическим барабаном, несшим несохранившуюся главку. Фасады четверика разделены антаблементом с поясами ширинок и поребрика на два яруса. Средние оси фасадов в нижнем ярусе акцентированы арочными проемами (оконными с юга и севера, входным с запада) и нишей с востока. Проемы и ниша оформлены полуколонками и перспективными архивольтами с сухариками и килями. У окон и ниши обрамление дополняют лопатки с каннелюрами, у входа - вторые более крупные полуколонки. По сторонам частично сохранились профилированные штукатурные рамы с полуциркульным завершением. Второй ярус фасадов, трактованный как глухой аттик, украшен на флангах ширинками, а в средней части расчленен высокой арочной нишей, разрывающей венчающий карниз. В основании шатра с каждой стороны помещено по три килевидных кокошника, средний из которых выше и отличается более сложной ярусной формой.
   Внутри часовня перекрыта сомкнутым четырехлотковым сводом. По сторонам окон, обрамленных профилированными наличниками, расположены такие же, как снаружи, штукатурные рамы с полуциркульным завершением. В окнах сохранились металлические решетки строгого рисунка с копьями, кольцами и завитками.

   ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 83394.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)

    


Посмотреть всю карту