Васильевское - Василия Великого церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Анатолия Максимова. Март 2014 г.


   Церковь господствует в панораме села и является вертикальной доминантой всей округи. Она стоит у перекрестка дороги и главной улицы села, на возвышенном месте, от которого к востоку рельеф понижается к речке Ведемья. В 18 в. в селе находилась деревянная церковь Василия Великого 1710 г., вместо нее в 1784-1802 гг. на средства прихожан сооружен каменный одноименный храм с приделом Сергия Радонежского. При нем оставалась прежняя деревянная колокольня, вместо которой в 1816 г. прихожане просили построить новую каменную по представленному проекту. Старая колокольня сгорела 9 сентября 1817 г. во время пожара, уничтожившего также почти все крестьянские дома, 10 церковных лавок и деревянную ограду вокруг церкви. Тогда же сгорели пять глав на храме. Строительство каменной отдельно стоящей колокольни началось в 1818 г., но в 1823 г. оно еще не было завершено. Во время пожара 14 апреля 1823 г. были уничтожены западная паперть и деревянные Церковь Василия Великого. План.крыши алтаря и южной паперти (построенной, очевидно, в l-й четв. 19 в.). В 1826 г. территорию кладбища вокруг церкви обнесли каменной оградой (не сохр.). Новая трапезная с приделами Архангела Михаила и Митрофания Воронежского возведена в 1837 - 44 гг. Один из интереснейших тверских храмов кон. 18 в. с объемно-пространственной композицией в духе 17 в. и барочным декором фасадов; выразительная по архитектуре колокольня выдержана в стиле зрелого классицизма.
   Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными цоколем и деталями в настоящее время утратило своды трапезной; главы храма и колокольни, а также верхняя часть стен трапезной восстановлены в 1990-е гг. Храм принадлежит к редкому для своего времени двустолпному пятиглавому типу с трехчастной апсидой. Крупный прямоугольный, слегка вытянутый по продольной оси объем завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышаются широкорасставленные глухие цилиндрические барабаны с луковичными главками. Более узкая и низкая апсида своеобразной трехлепестковой формы увенчана маленькой главкой над граненой кровлей. Стройная пластически развитая трехъярусная колокольня состоит из мощного нижнего четверика и двух восьмериков с узкими диагональными гранями. Широкая трапезная охватывает с трех сторон нижний ярус колокольни и западные части храма. Интерьер храма. 2002 г.
   Фасады двусветного четверика храма, разделенные на два яруса тонким карнизом и завершенные упрощенным антаблементом, имеют необычную композицию в четыре оси проемов. Средняя часть в две оси выделена рустованным ризалитом с треугольным фронтоном над проемами первого света. На углах и между окон на западном фасаде помещены широкие гладкие пилястры, декорированные под карнизом фигурной накладкой. Верхние арочные окна и нижние с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с замковыми камнями, импостами и консолями. Боковые фасады благодаря смещению портала относительно средней оси к востоку асимметричны. С южной стороны к храму пристроена паперть с двумя приземистыми колоннами, фронтоном и двускатной кровлей над крестовым сводом. Над южным порталом замковый камень и фестоны под импостами украшены рельефными головками херувимов. Трапезная с пятью равномерно расставленными прямоугольными окнами на южном и северном фасадах декора не имеет. Нижний ярус колокольни оформлен необычными шестипилястровыми портиками с расширенным центральным интерколумнием и пологими фронтонами над высоким антаблементом. Угловые пилястры рустованы. Верхние восьмерики прорезаны арочными проемами звона, а их диагональные грани, выделенные раскреповками, акцентированы парами тосканских колонн. Над арками третьего яруса пробиты круглые окна-резонаторы. Фрагмент росписи в храме. 2002 г.
   Интерьер храма отличается исключительно редкой конструктивной структурой: два поставленных на поперечной оси четырехгранных столба со срезанными углами поддерживают при помощи подпружных арок сложную систему перекрытий, состоящих из частей коробовых сводов с распалубками. Трапезная была перекрыта крестовыми сводами. Помещение нижнего яруса колокольни включает узкий основной проход на продольной оси с двумя парами глубоких полукруглых ниш и два квадратных помещения на поперечной оси. Кирпичная лестница на второй ярус колокольни расположена в толще западной стены трапезной с наружным входом у ее северо-западного угла.
   Клеевая живопись в интерьере храма, возможно, первоначальная, поновлялась в 1840-х гг., а на рубеже 19-20 вв. была прописана маслом. Росписи в стиле классицизма необычны по иконографическому составу. На сводах изображены "Новозаветная Троица", архангелы и евангелисты в медальонах. На боковых стенах композиции расположены в три яруса: в верхнем нетрадиционно для этого места написаны апостолы, в среднем - редко встречающиеся в это время сцены Вселенских соборов; живопись нижнего яруса ("Жертвоприношение Авраама" и избранные святые) не сохранилась. Большую часть западной стены занимает "Тайная вечеря". Очень интересны пышные гризайльные композиции с атрибутами церкви и головками херувимов в медальонах, расположенные на подпружных арках, в верхней части столбов и на лопатках стен. На своде апсиды изображено "Отечество". Сохранился остов главного четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. в духе эклектики, его резное убранство утрачено. Пол в храме выложен метлахской плиткой с ковровой дорожкой на продольной оси.

   Добровольский, с. 29; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 153 об.; Оп. 3. Д. 2908, 2946, 2948, 2949, 2950, 2969, 2970; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6796.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)

     (Фото. Анатолия Максимова. Март 2014 г.)

    

   Васильевское - весьма древнее поселение. Источники упоминают село в середине XVI столетия с двумя деревянными церквями: Василия Великого и мученицы Параскевы. В это время земли здесь принадлежали тверскому боярину Никите Борисову-Бороздину. Позже, после смуты, в 1614 году здешними землевладельцами значатся уже московские дворяне братья Иван и Никита Пушкины (между прочим хоть и не прямые, но достаточно близкие предки А.С. Пушкина). после смутного разорения в селе оставался лишь один Пятницкий храм.
   В XVIII веке земли по Ведемье переходили из рук в руки довольно часто. В 1701 году (по некоторым данным, в 1710-м) в Васильевском строится новая деревянная церковь во имя святителя Василия Великого.
   Каменную церковь начинают строить в 1783 году. В это время в Васильевском по переписи жительствует около 2700 человек. Основной храм с приделом Сергия Радонежского был окончен и освящен в 1802 году. Храм был построен без каменной колокольни, звонница оставалась от разобранной деревянной церкви. В 1816 году проект колокольни одорила консистория, и началось строительство отдельностоящей каменной звонницы (предп. проект архитектора А.А. Трофимова), которое в этом же году было приостановлено из-за крупного пожара, уничтожевшего 300 домов, 10 деревянных церковных торговых лавок, леса вокруг строящейся колокольни и старую деревянную звонницу. В 1826 году во время строительства вокруг храма каменной ограды, колокольня уже стояла. Изначальное ее завершение было шпилевидным. Думается, что в этот же период появились и каменные лавки со сторожкой.
   Теплые приделы начали строить в 1837 году в т.ч. на деньги церковного старосты - зажиточного крестьянина Михаила Даниловича Камелова. Закончена трапезная была в 1844 году и освящена в честь Архистратига Михаила (южный придел) и святителя Митрофана Воронежского (северный). Кстати, после скорой своей смерти Михаил Камелов был похоронен по спудом Михайловского придела. Сегодня его могила утеряна.
   Васильевская церковь действовала до начала 1940-х гг., правда службы проводились только в теплом храме - летняя часть была занята колхозом под ссыпной пункт. Последним упомянутым в документах священником был Григорий Иванович Березин. О судьбе его ничего неизвестно, коме того, что в 1929 г. он был сослан на принудительные работы на Пермскую железную дорогу. Известно и о псаломщике Иване Степановиче Комелове, расстреляном в 1937 году.
   После полного закрытия началось тотальное разграбление церкви, после чего были разрушены своды и стены обоих приделов трапезной. Кирпич использовали для строительства школы в пос. Васильевский мох. В таком обезображенном виде, без крестов и куполов храм простоял до 1990-х гг.
   Возрождение приходской жизни и самого храма здесь началось в 1990 г. Первое богослужение здесь прошло на День Святого Духа в 1991 году. Курировал открытие храма протоиерей Николай Васечко. Спустя несколько лет на приход был назначен отец Николай Дикий. Первые работы по храму, не считая расчитки помещения, были касательно крыши летней части. Сегодня крыша на четверике, главки и кресты (включая несколько измененное завершение колокольни) стоят еще с тех времен. В начале 2000-х гг. при достаточно сложном финансовом положении был начат ремонт южного Михайловского придела. Были восстановлены разрушенные части стен.
   Крыша на южном приделе появилась только в 2005 году. При этом северный придел Митрофана Воронежского не ремонтировался.
   В начале лета 2010 года начались работы и на северном приделе. В это время южный придел был уже действующим зимним храмом. Основные работы по приделу Митрофана Воронежского были закончены к осени того же года.
   В начале 2011 года начались работы по приведению в порядок помещения летнего храма. Была разобрана временная пристройка в приделе Сергия Радонежского, тем самым восстановлено внутреннее храмовое пространство.
   В холодном храме сохранилась уникальная настенная живопись, которая на сегодняшний день представляет собой чудом сохранившуюся работу малоизвестной тверской иконописной школы, активно работавшей в Твери и уезде в начале XIX века. Когда точно были расписаны стены храма в Васильевском, неизвестно. Известно лишь, что в 1842 году живопись Васильевского холодного храма обновлялась, а на рубеже XIX-XX вв. первоначальная клеевая, она была прописана маслом.

   Александр Дылевский

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

    


Посмотреть всю карту