Домкино, урочище - Параскевы Пятницы церковь

Церковь Параскевы Пятницы.


   Приход села Домкино (ныне урочище) до революции входил в состав Валдайского уезда Новгородской губернии. Село находилось в 1,5 км. к северо-востоку от деревни Фролево, на проселке Фролево - Королево. На месте села сохранилось кладбище и церковь.
   Приход существует издавна; когда и кем основан, неизвестно. Из грамоты, данной Митрополитом Димитрием Великого Новгорода в 1763 году 4 Марта, причту и прихожанам, на построение новой деревянной церкви, во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Великомученицы Параскевы, на место обветшавшей тоже деревянной (признаки фундамента этой церкви заметны были еще в 1865 году), видно, что погост носил название Деревской пятины, Жихаревой половины, Жабенского погоста, выставки Домкина. Граничит он с тремя уездами: Вышневолоцким, Осташковским и Демянским.
   Приходу принадлежит, в 26 селениях, 426 дворов.
   В центре прихода устроена деревянная и единственная в нем церковь, на низменной местности при болоте, по коему протекает речка Гранишна; при церкви поселен один причт, при проселочной дороге, идущей из г. Осташкова на Московское шоссе и Бологовскую станцию Николаевской железной дороги. Церковь отстоит от уездного города Валдая в 75, от Осташкова в 45, от Вышнего Волочка и от Московской шоссейной дороги в 45 и от Николаевской железной дороги в 60 верстах.
   При церкви есть библиотека, состоящая большей частью из современных духовных журналов и книг новейшего издания. Есть домашняя библиотека и у священника.
   В приходе открыто 8 школ, в них обучается 85 мальчиков и 5 девочек.
   В июле, перед памятью пророка Илии, в пятницу, в которую отправляется служба муч. Параскеве, храмовому празднику - издревле пред Литургией бывает крестный ход вокруг церкви и потом на площадь улицы, посреди коей устраивается из теса большой стол, под него садятся женщины с младенцами, собравшиеся из всех окрестных приходов. С восточной стороны стола ставятся иконы, а с западной водосвятная чаша. После отправления молебна с водоосвящением, сидящие под столом и народ окропляются святой водой и крестный ход возвращается в церковь. В этот день бывает ярмарка.
   В 1 версте от погоста, при одной с ним дороге, на открытом и несколько возвышенном месте находится деревня Фралево, а в левой стороне деревня Раменье, на весьма высоком месте. При обеих деревнях есть древние сосновые рощи с признаками кладбища. Роща деревни Раменье видна за 40 верст.
   Между Кузиным и Марьиным есть древняя березовая роща со многими курганами, по видимому насыпными. Есть предание, что был здесь монастырь, или погост Николы Лапотного, и что будто бы близ показанных курганов зарыты в земле утварь церковная и другие сокровища. Лет 15 назад приходили неизвестные лица отыскивать эти сокровища и оставили описание того места, где они зарыты.
   Близ деревни Кострубле есть большая старинная роща, с древней деревянной часовней, в роще заметно много могил. Есть предание, что жо нашествия Литвы была в этой роще церковь во имя Успения Божией Матери, что колокола и утварь церковная погружены в колодезь, который указывают в болоте близ рощи, и что будто бы в старину слыхали подземный колокольный звон в этом месте. По просьбе жителей д. Кострубля, с 1861 года каждогодно в день Успения после Литургии делается крестный ход в эту рощу, в которой после отправления молебна с водо-освящением и акафистом Божией Матери служится общая панихида, по всем там почившим.
   В д. Гачки при р. Гранишне есть сопка с рощей и признаками кладбища. Предание гласит, что здесь была церковь разоренная Литвой.
   Прихожан в деревнях: Фралево, Раменье, Руднево, Букино, Романиха, Кузина, Савелово, Дмитровщина, Борки, сельцо Марьино, Плосково, Светицы, Озерово, Гачки, Королево, Жолубово, Хировка, Перелесок, малой Перелесок, Кострубле - 1347 мужчин и 1545 женщин.

   
     (По материалам издания Новгородский сборник. Выпуск II. - Новгород: Издание новгородского статистического комитета, 1865.)

     (Фото. Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)