БОЛОГОЕ


   Первые финно-угорские поселения появились на ныне занимаемой городом территории, на берегу озера, в I тыс. до Н.Э.: два городища дьяковского типа обнаружены археологом А.А. Спицыным (1903). В IV-V вв. Н. Э. эти места (бассейн р. Мста) заселили ильменские славяне, пришедшие с северо-запада. Вплоть до ХV в. история Бологого лишь косвенно фиксируется в письменных источниках. Тогда его территория относилась к Деревской пятине и входила в состав Новоторжских земель, принадлежавших Новгородской боярской республике, а позднее перешедших к Московскому государству (конец ХV в.). Впервые Бологовский погост с мелкими окрестными деревнями, в том числе "сельцо Бологое над озером Бологим" упоминается в 1495 г. в Новгородской писцовой книге. Сельцо Бологое, в котором стояла деревянная (кладбищенская) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и озеро принадлежали двум сыновьям князя Пужбальского, Ивану и Семену, жил в нем князь Семен Пужбальский с тремя "людьми".
   На протяжении ХV - XVIII вв: Бологое развивалось медленно. Вплоть до середины XIX в. на берегах озёр Бологое, Глубочиха, Огрызковское, Озеревки, Долгое существовало несколько отдельных населенных пунктов, связанных между собой проселочными дорогами. С конца XVIII в. Бологое входило в состав Валддайского уезда Новгородской губернии. Застройка долгое время была одноэтажной и деревянной. Только в 1808 г. при дороге из Бологого в расположенное к западу от него Замостье появилось первое кирпичное сооружение - церковь Троицы, построенная в стиле классицизма взамен деревянной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи 1755 г.
   Расширение территории и частичное слияние отдельных населенных пунктов, по-видимому, началось вскоре после 1851 г., когда через Бологое прошла линия Николаевской железной дороги и был выстроен комплекс узловой станции 1-го класса (одной из трех на этой трассе). Железная дорога стала важнейшим градообразующим фактором, действующим вплоть донашего времени.
   Одновременно с расширением пристанционного поселка увеличивалось и село Бологое (к 1901 г. численность населения Бологого со слободами достигло 5800 человек, в том числе более 300 временных рабочих). На протяжении второй половины XIX в. землю между железной дорогой и оз. Бологое застраивали купцы, подрядчики и промышленники. В последней четверти XIX - начале ХХ в. в центре города, на северной стороне Александровской улицы, сложились комплексы двух главных площадей: Соборной (ныне Советская пл.) и Торговой (пл. Ленина), большая часть застройки которых была кирпичной. Соборная площадь (расположена западнее, дальше от станции), представляет в плане неправильный пятиугольник. Комплекс ее образовался после сооружения "на Александровской горке", на земле кн. П.А. Путятина, кирпичного пятиглавого Покровского собора в русско-византийском стиле с двухъярусной колокольней (1885 г., разрушен в 1932 г.). По периметру площади выстроены двухэтажные кирпичные дома в формах эклектики с лавками купцов Коловского, Артемьева, Гребенщикова, Гречиных, подрядчика земляных работ Мельникова, подрядчика малярных работ Каретникова.
   В 1890-х гг. в окрестностях станции, на берегах оз. Бологое, шло промышленное строительство: лесопильный завод и мельница братьев Корсак (1893), два кирпичных завода (конец XIX - начало ХХ в.), а в связи с ним - жилое строительство. Вблизи заводов сложились слободы из одно-двухэтажных деревянныхдомов. В результате к началу ХХ в. сформировались наиболее крупные части будущего города: станция Бологое, СтароеБологое, Новое Бологое, дачи, станция Медведево, в том числе слободы: 3мейка Первая, Старое Бологое, Елкина дача, Островок, Болото, кирпичный завод Корсака. Их слияние вблизи северного края оз. Бологое постепенно происходило на протяжении 1900 - 1910-х гг. В северо-восточной части этого образования сложился значительный массив одноэтажной жилой застройки, что дало основание для строительства в этом месте, у дороги, ведущей в Медведево и Бологое-Полоцкое, часовни Тихона Задонского (1904) и церкви в память рождения цесаревича Алексея (1914 - 1917). Часовня выстроена в кирпичном стиле, церковь - в русско-византийском. Расположенные на обочине дороги, на видном месте, в окружении одноэтажных деревянных домов, они являются архитектурными и высотными доминантами. Еще одна часовня - в русско-византийском стиле - выстроена в центральной части города (Набережная) в память жителей Бологого, погибших в 1911 г. во время пожара в местном кинематографе. В 1916 г. предполагалось превратить её в алтарь придела большого храма, но этот проект осуществлён не был.
   В 1900-1910-е гг. (до 1917) завершилось строительство пристанционного комплекса в Бологом. Важным событием в истории Бологого стало присвоение ему статуса города 3 июня 1917 г. по решениюВременного правительства - за участие в событиях, связанных с отречением Николая II от престола. Общая численность его населения в это время (по данным 1916 г.) составляла 15000 человек.
   В настоящее время городская структура Бологого продолжает развиваться. Главная ее часть, подковообразно изгибаясь, окружает озеро Бологое, к ней примыкают входящие в состав города окрестные населенные пункты. Сохранено историческое ядро спреимущественно одноэтажными деревянными домами конца XIX - начала ХХ в., расположенными в центральной части города, среди которых на западе выделяется вертикаль Троицкой церкви.