Сукромны - Тихвинская Церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

 ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ФОТО. БОРИСА ОРЛОВА.



   Один из наиболее ценных памятников района, в котором ярко отразились как архаичные тенденции провинциального зодчества, ориентирующейся на традиции XVIII в., так и мотивы запаздывающей, но характерной для своего времени барочной архитектуры. Кирпичная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, прест.4: в холод.: Тихвинской иконы Божией матери и свт. Николая, в тепл.: правый – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», левый – мученицы Параскевы, расположена в центре села на вершине невысокого холма и господствует над окружающей местностью. Построена в 1777 - 1800 гг. В 1819 г. деревянная паперть заменена кирпичной. Высокий трехсветный четверик храма увенчан пятиглавием с центральным световым барабаном. С востока к нему примыкает крупная трехчастная апсида со слабо выраженными полукружиями. С запада - асимметрично расположенная трапезная с северным приделом, полукруглый алтарь которой закрывает часть фасада четверика, и небольшая паперть с крыльцом. Фасады четверика разделены тягами на три яруса, над венчающим карнизом проходит лента полуциркульных кокошников. Углы закреплены поярусными широкими лопатками. В своеобразной, несколько плоскостной декорации фасадов использованы разнообразные мотивы. Из элементов убранства наиболее активны сложные по рисунку оконные наличники. В первом ярусе они следуют формам XVII в. (щипцовые и килевидные очелья), во втором и третьем ярусах барочные наличники включают разорванные фронтоны, фигурные фартуки, трилистники в замках и капельки в подзорах. Паперть с крыльцом на четырех мощных колоннах выстроена в стиле классицизма.  ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ПЛАН.
   Четверик перекрыт системой коробовых сводов, опирающихся на подпружные арки и круглые в плане столбы, которые несколько смещены с поперечной оси к западу. Подобная двухстолпная система перекрытий храмов в Тверской области встречается крайне редко. Между столбами помещен световой барабан на парусах. Алтарная часть перекрыта сложной системой сводов с распалубками, трапезная и северный придел - лотковыми сводами. В интерьере храма сохранилась клеевая живопись, выполненная в академической манере в 1830 - 40-х гг. В трапезной - более поздняя масляная живопись. Главный пятиярусный барочный иконостас отличается сложностью и необычностью форм. Интересен и ампирный позолоченный иконостас северного придела.
   В настоящее время храм находится в удовлетворительном состоянии. Активное участие в восстановительных работах принимает сельская администрация: помогает материалами и деньгами, организует работы. Закончен ремонт кровли. Купола и крыши зимней и летней церквей покрыты оцинкованным железом. В храме продолжается реставрация в двух зимних приделах. Заменяются полы, реставрируются иконостасы. Установлен телефон (3-74-06). В прошедшем году в притворе храма заменены оконные блоки. К храму подведен водопровод. Изготовлена, установлена и окрашена ограда вокруг храма. Работы проводила сельская администрация безвозмездно.

   ГАТО. Ф. 160. 0п. 4. Д. З468, З482, З489, З491, З515, З518, З522; Ф. 468. Оп. 1. Т. 9. Д. 15282, 167ЗО. Т. 11. Д. 18546; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 8З.
   А.Ф.

 

   
     (По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002 и официального сайта Тверской епархии.)
     (Фото. Бориса Орлова.)