Еськи - Богоявления церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. ФОТО. БОРИСА ОРЛОВА.

   В архитектуре кирпичного здания с традиционной объемно-пространственной композицией, несколько архаичной для своего времени, использованы приемы и элементы барокко и классицизма. Церковь расположена в центре села на обширной площади. Её строительство было начато в 80-е гг. XVIII в., к 1801 г. завершено возведение храма, к 1819 г. - трапезной. В первой четверти XIX в. выстроена отдельно стоящая колокольня, в 1830-е гг. ее соединили с трапезной крытым переходом. Трехсветный, четырехстолпный четверик храма завершен массивным световым пятиглавием. Угловые барабаны цилиндрические, центральный - восьмигранный. С востока к четверику примыкает пониженная трехчастная апсида, с запада - квадратная в плане четырехстолпная трапезная и трехъярусная колокольня. Фасады четверика разделены поярусными лопатками на три прясла, центральное завершено треугольным фронтоном. Стены первого яруса четверика образуют на уровне межъярусного карниза выступ в кладке. Второй и третий ярусы разделены тягой, стены завершает антаблемент. Оконные проемы различной конфигурации украшены наличниками с ушами, замковыми камнями в виде трилистника, треугольными сандриками, фигурными фронтонами и фартуками. Дополняют декоративное убранство рустованные лопатки в ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. ПЛАН.первом и втором ярусах четверика, алтарной части и трапезной. Большой интерес представляют кованыетметаллические двустворчатые двери, украшенные стилизованными цветами. Фасады узкого перехода с двумя экседрами оформлены двухколонными портиками тосканского ордера. Высокая колокольня со шпилем состоит из трех квадратных убывающих объемов. Фасады первого яруса украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, второго яруса - портиками ионического ордера, третьего - трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Полуярус обработан рустом и прорезан полуциркульными окнами.
   В интерьере храма восьмигранные столбы с перекинутыми между ними подпружными арками несут световые барабаны, угловые с куполами, центральный с сомкнутым сводом. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Крещатые столбы и подпружные арки трапезной несут крестовый и коробовые своды с распалубками. В толще западной стены четверика храма размещались хоры, на которые вела внутристенная лестница (арочный проем хоров заложен при выполнении живописи). В храме сохранились великолепные масляные росписи 1843 - 47 гг., выполненные в академической манере. Сюжетные композиции чередуются с пышными орнаментами, фризами, архитектурными деталями в технике гризайль.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 1723, 1755, 1760, 1765, 1768; ГАТО. Ф. 468. Оп. 1. Т. 8. Д. 15098. Т. 9. Д. 15279. Т. 10. Д. 17061. Т. 11. Д. 18893; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. с. 94-95.
   А.Ф.

 

 

   Еськи. Большое Бежецкое село, расположенное на живописном берегу реки Осень при ее впадении в Мологу. Село расположено так, что попасть в него проездом не получится, - только намеренно: в Еськах заканчивается дорога. На широкой площади в центре села возвышается массивный храм с красивой стройной колокольней. Храм недействующий.
   Для тех, кто хочет понять, что такое на самом деле провинция, Еськи лучшее место. Здесь есть все, чтобы в полной мере ощутить разницу между жизнью пригородной деревни и деревни, от города далекой. Тишина, безлюдье...
   Сколько было написано материалов о Еськах, сколько здесь побывало журналистов, историков, искусствоведов и этнологов, не перечесть. Между тем и сейчас яркими красками чарует каждого входящего в храм великолепная по исполнению и необыкновенная по масштабам живопись.
   Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, - это поистине шедевр, сравнимый с лучшими произведения столичных храмов. Весь живописный ансамбль холодного храма, датированный специалистами 1840-ми годами, является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства.
   Специалисты не раз соглашались с тем, что лучшие образцы и архитектурного, и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на провинцию, незаслуженно забытую.

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ. РОСПИСЬ.

   Мало кто из неспециалистов знает, что в Еськах родился и вырос Самсон Федорович Пешехонов, знаменитый иконописец, основатель тверской иконописной школы, глава целой династии иконописцев, которая знаменита большей частью в Петербурге. О Самсоне известно очень мало. Исходя из статьи священника В.И. Некрасова «Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII» (1904 г.) мы узнаем, что Самсон Пешехонов учился в Москве, в Знаменской школе Сапожникова, и после ее окончания, вернувшись в Тверь, «открыл свою мастерскую за Тверцою, в приходе церкви Екатерины мученицы». Его кистью были написаны иконы в главном иконостасе церкви пророка Илии в Твери (церковь не сохранилась, но Царские врата из иконостаса перенсены в Белую Троицу), в Вознесенском соборе, в церкви Троицы за Волгой, Владимирской церкви и Исаевской церкви Рождества Богородицы (две последние разрушены).
   Неизвестно, писал ли Пешехонов иконы для новой, тогда только что построенной, Богоявленской церкви в Еськах, но вскоре Самсон Федорович вместе с женой Прасковьей уезжает в Петербург» для выполнения иконописных заказов». Сыновья Макарий, Григорий, Афанасий и Иван остаются в Еськах. Впрочем, в 1820-х годах в столицу перебирается и старший Макарий Пешехонов. Известно, что после смерти отца, в 1825 году, он открывает там собственную иконописную мастерскую.
   Все четыре сына Самсона были иконописцами, и все, кроме Макария, уехавшего в Петербург, остались на родине, в Еськах. Нам ничего неизвестно о работах Григория и Афанасия, но известны две подписные иконы Ивана: «Избранные святые» (1837 г., хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) и «Святитель Николай» (1827 г.)
   К сожалению, судьба братьев Пешехоновых, оставшихся в Еськах после отъезда родителя и старшего брата Макария, сегодня неизвестна даже историкам. Остается только догадываться об их деятельности. Известно, что Иван Григорьевич Пешехонов, сын Григория Самсоновича, был иконописцем и писал иконы (упоминается, что писал он их в Твери) для одного из храмов старообрядческих монастырей на Иргизе.
   Заметный след в истории русской иконописи оставил о себе Макарий Пешехонов. Его петербургская артель приобрела большую популярность. Вместе с Макарием написанием икон занимались его сыновья Алексей, Николай и Василий (четвертый сын, Федор, был инвалидам и в артели не работал). С ростом числа заказов приходилось увеличивать и штат мастеров. В мастерскую приглашаются художники из различных областей России, в том числе из Твери. По словам исследователя наследия Пешехоновых Жанны Белик, некоторые из иконописцев артели, проработав у Пешехоновых и набравшись опыта, возвращались на родину и открывали свои иконописные предприятия.
   Артели Пешехонова доверяли работы государственного уровня, например, Макарий лично принимал участие в реставрации Киевского Софийского собора. О Макарии с большим уважением отзывался знаменитый русский писатель Н.С. Лесков в своих «Мелочах архиерейской жизни» и статье «О русской иконописи». Известно, что Лесков неоднократно посещал мастерские Пешехонова, и его впечатления легли в основу многих собирательных образов иконописцев в произведениях писателя. ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ. РОСПИСЬ.
   Ушел из жизни Макарий Пешехонов внезапно и трагически. Вместе с сыном Алексеем в 1852 году Макарий отправился в Пицунду, где они должны были расписывать церковь. Подготовившись к работе, Пешехоновы на лодке отправились в порт Редут-Кале и, подъезжая к устью реки Хопи, «настигнуты были бурею и после долгих усилий ехать дальше погибли в волнах, поглотивших лодку», пишет князь Григорий Гагарин Василию Пешехонову, которому было суждено возглавить мастерскую после смерти отца.
   У Василия была очень большая семья: 24 ребенка. Кроме старшего сына Петра, ни один из детей Василия нигде не упомянут как иконописец. Жанна Белик предполагает, что на Василии и закончилась знаменитая иконописная династия, вышедшая из большого Бежецкого села Еськи.
   В 1856 году Василию Макаровичу Пешехонову жалуют звание «Иконописца Высочайшего Двора» и разрешают использовать на вывеске мастерской и изделиях государственный герб России. Это было знаком признания высочайшего качества продукции мастерской. Получению такого признания во многом способствовала долгая работа Василия Макаровича для императорской семьи. В 1845 году Пешехонов пишет икону святого князя Александра Невского для новорожденного великого князя Александра Александровича (будущего Александра III). Василий писал «образ в меру роста» для великих князей Николая Александровича, Владимира Александровича, Алексея Александровича и многих других княжон. Ряд икон святой Марии Магдалины написан им по заказу канцелярии императрицы Марии Александровны.
   Василий Пешехонов сотрудничал с архитектором А.М. Горностаевым, академиком «Византийской живописи» В.В. Васильевым, у Пешехоновых учился будущий академик, «живописец» В.М. Максимов. Мастерская представляла собой не просто «цех» по производству икон, при ней была организована семилетняя иконописная школа «с классической подготовкой иконописцев», представлявшая собой коллектив, в котором работали ученики и профессионалы. В своих дневниках святитель Николай Японский писал (март 1880 г.): «К Пешехонову – иконописцу; старец – почтенный и скромный; в мастерской мужички и мальчики пишут». Известно, что он лично посещал мастерскую Пешехонова и заказал у него иконостас для вновь построенного собора в Токио – «несмотря на высокую стоимость работы».
   География заказов для мастерской Пешехоновых впечатляет: это Финляндия, Япония, Иерусалим, Аляска, многочисленные российские губернии.
   Неисчислимое количество иконописных и живописных работ того времени не имеет авторской метки. Относить их к той или иной мастерской можно лишь по стилистике. До сих пор неизвестно, кто расписывал Богоявленский храм в Еськах, но необыкновенно высокий уровень позволяет думать, что делала это какая-то крупная мастерская, и неудивительно, если бы среди художников был кто-то, чья фамилия Пешехонов, тем более, что братья уехавшего в Петербург Макария Пешехонова остались здесь, на родине. Клеевая роспись храма в Еськах выполнена в период 1830 – 1850 гг. По словам сотрудника института искусствознания А.П. Павловой, росписи удивляют великолепием рисованного декора, отличаются тончайшим колоритом. «Живописи свойственен высокий художественный уровень при необычайной творческой смелости и жизненной силе. Самобытность этих росписей не отменяет в них характерные черты, присущие монументальному искусству того времени в целом».
   Наверное, росписи – это единственное, что прямо или косвенно связывает современные Еськи с той необыкновенной историей династии Пешехоновых, которая здесь зародилась. Непередаваемая словами красота росписей храма захватывает дух и позволяет представить себе его былое великолепие.
   Как и двести с лишним лет назад, стоит в Еськах храм, в котором молились духовник Гоголя священник Матвей Константиновский, родственники оперного певца Алексея Иванова, иконописцы Пешехоновы… Сегодня двери в храм распахнуты, и есть надежда на пробуждение у людей чувства сопричастности со своими великими предками. Богоявленский храм в Еськах – свидетель богатой истории этого места. Это некогда красивейший храм с высокой красавицей колокольней и прекрасными росписями…

   По материалам газеты «Тверские ведомости»


   Церковь Богоявленская, построена в 1801 года, каменная, престолов пять: в холодной три: главный Богоявления Господня, правый Казанской Божией Матери, левый апостолов Петра и Павла; в теплой два: правый Святителя Николая, левый Зачатия Иоанна Предтечи.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Иоаннович Томилов 68-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1858 года, , в 1899 году награжден наперстным крестом. Священник Алексей Петрович Флоренский 48-ми лет, студент семинарии, в служении с 1875 года, священником с 1879 года, в 1886 году награжден набедренником. Диакон Илия Алексеевич Виноградов 40-ка лет, в служении с 1879 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Александр Александрович Колосов 26-ти лет, в должности с 1892 года. Псаломщик Александр Павлович Соколов 29-ти лет, в должности с 1893 года.
   Прихожан Священника Томилова в селе Еськи, в деревнях Костяшине, Федорцове, Обенощи, Воронах - 209 дворов (769 мужчин, 826 женщин); Священника Флоренского в селе Еськи, в деревнях Костяшине, Федорцове, Обенощи, Воронах - 155 дворов (560 мужчин, 608 женщин).

   
     (По материалам изданий Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и официального сайта Тверской епархии.)
     (Фото. Бориса Орлова.)