Бежецк - Спасская кладбищенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Бежецк, ул. Нечаева, 45

СПАССКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Фото Бориса Орлова.


   Комплекс зданий в формах эклектики занимает западную часть кладбища. Короткая дорожка от ворот огрды ведет к церкви, замыкающей перспективу Пушкинского переулка.Спасская кладбищенская церковь. Фото. с сайта http://bezh.asobezh.ru/ Краснокирпичное здание построено по инициативе протоиерея И.И. Преображенского в 1895 г. на месте деревянного храма конца XVIII века. Трапезную закончили немного позже основного объема, отдельно стоящую трёхъярусную колокольню (не сохранилась) возвели в 1902 г. Примерно тогда же рядом возвели здания богадельни, просфорной, церковно-приходской школы (основана в 1890 г.). Они примыкают к западной стороне ограды. По сторонам храма располагаются небольшие часовни. Культовые постройки образуют компактную симметричную группу с живописным пространственным силуэтом. Её оттеняет подчеркнуто будничный облик корпусов на западной границе кладбища. 
   Храм Спаса-Нерукотворенного образа был построен в 1895 году на месте маленькой кладбищенской церкви 1795 года. Храм имеет пять св. престолов, освященных в нижеследующие дни: 16 октября 1883 года был освящен Престол в правом приделе “зимней церкви”, во имя “Всех святых”. 13 ноября 1883 года – освящён Престол в левом приделе во имя: Св. Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи); Св. Иоанна Новгородского; вмч. цел. Пантелеимона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний Престол во имя Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа.
   17 июля 1901 года освящён Престол правого придела в том же храме во имя иконы Божией Матери, именуемый “Черниговской” и прп. Сергия Радонежского.
   19 октября 1903 года освящён Престол левого придела того же храма во имя равноапп. Вел. Кн. Владимира и Вел. Кн. Ольги, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского. СПАССКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. План.
   Архитектура пятиглавой Спасской Церкви восходит к типовым проектам, разработанным в 1830-е гг. под руководством К.А. Тона в русско-византийском стиле. Основной объем храма, прямоугольный в плане, вытянут с севера на юг, как и трапециевидный алтарный выступ. Храму равна по площади трапезная со скругленными углами и несколькими главками над карнизами. Квадратный в плане двухъярусный западный притвор завершен двумя ярусами кокошников в основании четырёхскатного колпака с чешуйчатой главкой. Подчеркнутая аккуратность лицевой кладки кирпичных стен обыграна в разнообразном декоре. Наряду с элементами декора, свойственными церковному строительству периода эклектики (килевидные кокошники, перспективные архивольты порталов, ширинки, поребрик, опоясанные колонки с кубоватой капителью), в декор включены наклонная пила, косые рельефные кресты в стойках очень высоких наличников, треугольные капители.
   В интерьере четыре мощных пилона переходят в трапециевидные паруса, на которые опирается купол храма, завершённый световой главой. За пилонами - северный и южный притворы с четвертными сводами и угловые ячейки с крестовыми сводами. Алтарь перекрыт гранёной конхой с длинными распалубками. Арки, перекинутые со столбов трапезной, делят трапезную на восемь ячеек с парусными и циркульными сводами. Сохранились роспись клеевыми красками и резной некрашеный иконостас в русском стиле.
   Часовни по сторонам церкви, завершенные, как и западный притвор, колпаком с главкой, отличаются от храма контрастом беленых рельефных частей и лицевой кирпичной кладки, а также иными элементами декора. На стыке граней более крупной часовни - короткие опоясанные полуколонки; карниз меньшей опирается на аркатуру. Часовня на кладбище. Фото. 1978 г.
   Кирпичные стены построек на флангах ворот оштукатурены. Дом к югу от входа в ограду, видимо, удлинен при перестройке. Первоначально его уличный фасад имел проемы по пяти осям. Крайние окна в первом этаже заключены в ниши с полукруглой аркой на импостах, а над средним помещён треугольный сандрик. На четных осях во втором этаже окна арочные, под массивными архивольтами на непрофилированных импостах. Стены северного Дома завершает деревянный карниз очень большого выноса. Окна с легким выгибом перемычки заключены в тянутый штукатурный наличник. Под проемами второго этажа - лежачие профилированные рамки. Средняя отмечена круглой розеткой по центру.
   Одноэтажная деревянная просфорная (к северу от этих корпусов) имеет нейтральный облик. Пилоны ворот обезличены и испорчены переделками. Рисунок решеток на пилонах характерен для периода эклектики, но не совсем обычен благодаря поворотной, а не зеркальной симметрии спиралей под копьевидными стержнями.
   В годы гонений все престолы были нарушены (св. мощи из под престолов были вынуты), появилась путаница с почитанием означенных праздников (В некоторых антиминсах не все святые указаны, в честь которых освящены престолы).
   Храм нуждается в реставрации уникального резного иконостаса, а также росписи летней части храма. Ведутся переговоры, поиски благотворителей, попечителей храма. Службы в храме совершаются ежедневно (вечером – вечерня, утреня; утром – литургия, требы). В праздничные дни в храме организовано служение двух литургий (ранней и поздней). 
   Спасо-кладбищенский храм открыт с утра до позднего вечера каждый день.

   ГАТО Ф.160. ОП.4. Д.4544; Описание фотографий Бежецка В.С. Анкудинова с комментариями Б.Л. Тарасова (рукопись); Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С.70; Сенин С.И. Бежецкая старина в открытках, фотографиях и рисунках. Бежецк, 1996. С. 47; Города Тверской области. Историко-архитектурные очерки (XI - начало ХХ века). Редактор-составитель Г.К. Смирнов. Вып. 1. СПб.. 2000. С. 94, 95.
   В.П.

   
     (По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002 и официального сайта Тверской епархии.)

     (Цветная фото. Бориса Орлова, архивная фотография с Информационного сайта города Бежецк)

    


Посмотреть всю карту