Спас (Спасское) - Преображения Господня церковь

   Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Спасское, Спас - расположено на высоком месте, близ рч. Еловицы, в 1 в. от Дорогобужской дороги, в 9 в. к югу от г. Белого. Рч. Еловица, протекая саж. в 100 от села, своими извилинами окружает церковнкю землю с сев.-восточной стороны. С востока, юга и запада село с окрестными деревнями окружено хвойными лесами казенных и владельческих дач. Ближайшие села: Кавельщина в 9 (на восток), Будино в 7 (где волостное правление), Ляпкино в 12 (на запад), Головенька в 5 (на север) и Ново-Александровское в 20 в. на юг).
   Село Спасское (в простонародье Спас) получило название от храма въ честь Преображения Господня. Оно называлось также "Спас-Пышницкий", по фамилии ктитора первого храма. В народе оно известно также под именем "Спас-Обретения", так как придельный храм посвящен Обретению мощей преп. Нила Столбенского (27 мая). В день храмового праздника стекается множество богомольцев даже из других уездов на поклонение особо чтимому образу преп. Нила.
   По преданию, записанному в летопись, в прежнем приходе с. Спасского (многие деревни отчислены от него к с. Ново-Александровскому) находились села - Григрово, Всех Святых и Коребино, — разрушенные литовцами. Местоположение сел — Григрова и Всех Святых местные жители указывают доселе.
   Село Спасское уп. впервые в 1715 г., когда Смоленским шляхтичем Самуилом Михайловичем Пышницким устроен был здесь деревянный храм во имя Преображения Господня. Второй, деревянный же, храм во имя Преображения Господня, с приделом во имя Обретения мощей преп. Нила Столбенского, устроен на месте обветшавшего первого в 1777 г. поручиком Ильей Самуиловичем Пышницким. Около 1788 г. тем же ктитором устроен был небольшой теплый придел в честь Рождества Христова.
   Нынешний деревянный, с такой же колокольней, на каменном фундаменте, двухэтажный храм устроен, в 2 саженях к востоку от прежнего храма, в 1865 г. на церковные средства. В нем два престола: вверху — главный, холодный, во имя Преображения Господня, освященный 28 мая 1870 г.: внизу — теплый во имя преп. Нила Столбенского, освященный 21 марта 1865 г. В 1893 г. устрон на храм новый открытый курол; весь храм покрыт железом; устроена новая колокольня, присоединенная к храму; нижний храм оштукатурен внутри.
   Из хранящихся в храме книг, на одной минее надпись: "Бельскаго уезда, села Спасскаго, церкви Преображения Господня минея общая печатана в лето от сотворения мира 7202, от Рождества же по плоти Бога Слова 1694, индикта 2, месяца апреля — строитель иеромонах Савва Улицкий". Та же надпись и на минее праздничной, печ. в 1696 г.
   В ½ версте от храма находится целебный колодезь. В 1863 г. от воды его получил исцеление крестьянин дер. Сергеева Трофим Киприанов, бывший почти три года слепым и страдавший жестокой головной болью. По произведенном о сем формальном дознании чрез благочинного и станового пристава, — указом Смоленской Дух. Консистории, от 17 января 1864 г. за № 379, предписано было устроить над колодцем шатер и совершать к нему в храмовые и другие дни крестные ходы. С 1864 г. к колодцу, известному и ранее, во множестве идут страдающие недугами, особенно головной больй. Накануне и в самый день обретения мощей преп. Нила (27 мая) стекающиеся богомольцы идут к колодцу — поклониться иконе Пресв. Богородицы, которая явилась во сне исцеленному крестьянину, отслужить молебен и взять воды. В эти дни на колодце беспрерывно служатся молебны Царице Небесной, а из храма бывает два крестных хода для совершения водосвятия, в сопровождении до тысячи молящихся. В 1895 г. над колодцем, вместо ветхой часовенки, устроена новая большая часовня, которая обшита тесом и покрыта железом.
   Причт в 1762 г. состоял из священника, дьячка и пономаря; по штату 1847 г. бывшая до того диаконская вакансия упразднена, а положен причт из священника, дьячка и пономаря; в 1872 г. упразднена пономарская вакансия. С 1904 г. вакансия диакона открыта вновь, и в 1915 г. причгь состоял из священника, диакона и псаломщика.
   В 1762 г. в приходе было 48 дворов, в 1767 — 62 двора; в 1813 г. было 135 дворов и 540 прихожан (Смол. Старина, II, 300). В 1915 году прихожан в селе Спасском, в сельцах: Анисимове, Кононове, Высоком, Куркине, Щадневе, Прокудине, Цветухине, Казулине, Быкове, в деревнях: Бражнине, Сергееве, Жукове, Свирюкове, Сыромотной, Тараканове, Касилове, Сорокине, Рыжеве, Башлееве, Громове, Могасениках, Полоухине, Болотовке, Осташеве, Ивашкове, Рогове, Лубенькине, Сисоеве, Пахомове, Марьине, Околице, Ширакине, Бочарниках, Шилохвостове, Андрейкове - 292 двора (974 мужчины, 1028 женщин).
   Жители религиозны: усердно посещают хам, считают долгом хоть однажды в год отслужить по умершим литургию,три или четыре раза принимают св иконы. Чтобы не умереть без покаяния, многие в болезни прибывают сами в храм, чтобы не беспокоить священника, помолиться за литургией и причаститься. Брачнык праздненства совершаются в будни, во избежание оскорбления пиршествами святости праздничного дня; пред браком есть обычай приглашать причт для совершения всенощных. К духовенству относятся почтительно, любят беседовать о разных предметах и никогда не отказынают в помощи.
   В приходе две школы: церк.-приходская в селе и земская в д. Осташеве. Одноклассная церк.-прих. школа, находящаяся близ церкви, открыта в 1895 г. Она построена из казенного леса на средства частью священннка Михаила Граблина, частью церковные; в 1901 г. она переделана на средства Бельского Отделения, и при ней на средства свящ. Петра Белявского устроено помещение для учащих; в 1910 г. школьные зданиiя перестроены, и открыто на местные средства общежитие. Учащихся в церк.-прих. школе — 20 м. и 11 д.
   Земская школа, с 1862 г. существовавшая в селе, в 1906 г. переведена в дер. Осташево; учащихся в ней — 56 м. и 13 д.
   Кладбище издавна существует при церкви. На нем погребены: ктитор, поручик Илья Самуйлович Пышницкий, и его родные. На его могиле — алебастровый в форме гроба памятник, с такой же плитой на подножии. На могиле сына его, генерал-лейтенанта Дмитрия Ильича Пышницкого († 5 октября 1844 г.) — чугунный памятник в форме четырехугольной тумбы, огражденной чугунной оградой.

   
    (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)