Пышково - Николая Чудотворца церковь

   Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Пышково расположено на низком месте, вблизи р. Ужи, притока Белой, в 25 в. к востоку от г. Белого. В селе 4 дома, принадлежащих причту, и церк. сторожка. В 50 саж. от церкви волостное правление; в 150 саж. — им. Пышково. Соседние села: Дучаево в 6, Верховье на Обше в 8 и Егорье на Обше в 10 в.
   Первый храм в честь св. Николая чуд. "на Пышкове, над р. Ужею" упом. в привиллегии Владислава IV Л. Кревзе 1634 г. Быть может, этот же храм св. Николая указанъ и в окладной книге м. Симеона 1698 г., при чем сбор с него положен 1 руб. Второй деревянный храм во имя св. Николая чуд., с такой же оградой, устроен полковником Смоленской шляхты Стефаном Каховским в 1700 году. Нынешний каменный, с такой же колокольней и оградой, холодный храм в честь св. Николая чуд., с теплым приделом Обновления храма, построен тщанием майора Петра Григорьевича Богдановича в 1800 году.
   Весь храм с колокольней имеет продолговатый вид, с тремя полукружиями. Настоящий храм — круглый, с примыкающим к нему в виде полукружия алтарем; иконостас — одноярусный. Престол устроен на возвышении; над ним сень на 8 кипарисах, красивой работы. Жертвенник в углублении стены. На западной стороне храма — хоры. Пол в храме — деревянный, крашенный, в алтаре — бетонный, залитый цементом. Стены храма и алтаря расписаны заново в 1902 году. На правом клиросе помещается местно - чтимая икона Казанской Божией Матери, старинного письма, в сребро-вызолоченной ризе; на левом клиросе — икона св. Николая Чуд., в серебряной ризе, более позднего письма.
   Придел устроен между главным храмом и колокольней. Храм этот вдвое менее главного. Из него в главный храм ведет стеклянная дверь. Алтарь в нем — с правой стороны храма. Над престолом - сень; жертвенник — в стене храма. Живопись иконостаса — позднейшая. В храме этом находится большая икона Иверской Божией Матери с 12 апостолами кругом.
   На колокольне 5 колоколов, из коих самый большой в 72 пуда. С неё открывается прекрасный вид; на северо-восточной стороне тянутся поля им. Пышкова и за ними сосновый лес; на севере виднеется церковь с. Дунаева и здание Дунаевской второклассной школы; на западе — им. Пышково, окруженное р. Ужею, на которой в 50 саж. от церкви — довольно большой пруд с мельниуей; на юге, за озером — березовая роща. При церкви два кладбища: одно в 20, другое в 100 саж. В 1902 г. оба огорожены деревянным частоколом.
   Причт в 1774 г. состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1915 г. причт состоял из священника, диакона и псаломщика.
   В приходе в 1774 г. было 109 дворов. В 1915 году прихожан в селе Пышкове, в деревнях: Колюбаеве, Реханове, Фурзове, Сельце Иванихе, Теляеве, Леонове, Руеве, Голубине, Кошкине, Варварине, Пошникове, Митюшине, Стромове, Авсюкове, Петрове, Ивановской, Субочеве, Смыкове, Шапкове, Кочках, Леонькове, Прибочной, Нескучной, Ермаках, Костине, Грибенове, Столбах - 471 двор (1238 мужчин, 1369 женщин).
   Крестьяне усердны к храму. Службы в разных деревнях, кроме Пасхи, бывают в храмовые праздники (13 сентября и 6 декабря), а также 8, 20,24 и 28 июля, 1, 6, 15, 18 и 29 августа, 22 октября.
   При селе, в 250 саж. от церкви, на земле наследников Синягина имеется земская школа, с 80 уч. (60 м. и 20 д.). При д. Шапкове — такая же школа, с 40 уч. (30 м. и 10 д.).
   В д. Шапкове, по преданию, был деревянный храм. Среди крестьянских усадеб есть кладбище, на котором служатся панихнды во время молебнов в день Казанской Божией Матери 8 июля и Фрола и Лавра (18 августа). В д. Кошкине, где было принадлежавшее Потемкиным с-цо Кошкино, есть место деревянного храма, окопанное рвомъ, и могилы. С одной крестьянин д. Кошкина взял около 1894 г. большой тесаный камень на "каменку" в овин, который вскоре с хлебом сгорел. Одно предание говорит, что храм в с. Кошкине не был освящен, так как своевольный Потемкин построил его алтарем на запад, и что колокола, иконостас и другие принадлежности храма перенесены были в с. Дунаево. По другому преданию, Потемкин, не убавив своим крепостным баршины, заставил их ежедневно возить лес по ночам и по праздникам, и потому Бог не допустил, чтобы освящен был этот храм.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)