Верховье (Верховье на Обше) - Успения Пресвятой Богородицы церковь

   Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Верховье на Обше, Верховье, Пречистая в Верховье - лежит на вершине высокой горы, на левом берегу р. Обши и на правом р. Белой, в 32 в. к востоку от Белого. В селе находятся два дома, принадлежащих членам причта, дома землевладельца — 6ельского купца Ильи Михайловича Михайлова и сына его Петра Михайлова, церковно-прих. школа и сторожка. От волостного правления (Дунаевского) село находится в 2 в., от границы с Ржевскимъ уездом в 35, от станции Оленино Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. в 40 верст. Соседние села: Дунаево в 2, Покров на Обше в 5, Пышково в 7, Городок в 10 в.
   Село — одно из древнейших. Предание связывает начало его с основанием г. Белого. На месте села будто бы заложен уже был некогда город, и возведены были некоторые постройки. Но поднялась сильная буря с дождем, вода вышла из берегов и унесла весь материал на другое место, где и возник нынешний г. Белый, называвшийся первоначально "Богородичен". Дйствительно. село служило некогда центром Верховской волости и существовало уже в самом начале ХVI в.: в перемирной грамоте 1503 г. король Александр обязался не воевать и не зацеплять ничем, среди других сел, Верховья. В окрестностях села во время постройки Смоленской стены (1595—1602 гг.) брали известь, при чем жгли ее "у Пречистыя в Верховье". В 1608 г. из этого села отправились в Царево-Займище, к самозванцу, Николай Олесницкий в воевода Мнишек. Здесь же стояли и русские воеводы.
   Первый храм во имя Успения Пресв. Богородицы, названный храмом "в Белой Пресвятое Богородицы Верховское", упом. в привиллегии Л. Кревзы 1634 г. Второй храм во имя св. Николая Чуд. указывается в окладной книге м. Симеона 1698 г., при чем сбора положено с него 3 р., и священники названы Николай и Андрей. Третий деревянный храм во имя Рождества Пресв. Богородицы устроен свящ. Петром Богдановским в 1710 году. Упразднен этот храм в 1827 г.
   Теперешний каменный, холодный, храм во имя Успения Пр. Богородицы устроен капитаном Николаем Ивановичем Исаковым, при пособии других прихожан, в 1820 г. и освящен в 1827 г. В 1850 г. пристроены к нему два теплые придела: один во имя св. Николая Чуд. на средства помещика Ольшевского, другой во имя преп. Нила Столбенского (27 мая) на средства статского советн. Нила Степановича Юревича. В 1898 г. церковь обнесена каменной оградой с железными решеткой и воротами на средства купца Ильи Михайлова.
   Церковь имеет вид корабля. Она приведена в лучший вилд пожертвованиями церковного старосты — купца Ильи Михайлова. В 1900 г., во время ремонта её, сгорели в здании церк.-прих. школы вся ризница и библиотека. Но на средства упомянутого купца И. Михайлова ризница устроена вновь; в ней имеется 7 облачений для священника и 3 для диакона, 3 церковных сосуда и 2 серебряно-вызолоченных дарохранительницы. В теплой церкви оба иконостаса вызолочены сплошь червонным золотом на полименте.
   В 1902 году в 1 в. от церкви, над ключем-колодцем при рч. Панике, на жертвованныя деньги устроена каменная часовня во имя Божией Матери Одигитрии, на месте старой деревянной часовни. В нее два раза в год совершается крестный ход из храма: 26 мая, накануне престольного праздника Обретения мощей преп. Нила Столбенского, и 27 июля, накануне праздника Божией Матери Одигитрии. Здесь совершается в это время всенощное бдение и водоосвящение при большом стечении народа, который почитает часовню и освящаемую воду.
   Причт в 1774 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. По штату 1855 г. в причте положено быть священнику и псаломщику. В 1915 году пркчт состоиял из священника и псаломщика-диакона.
   Приход в 1774 г. состоял из 136 дворов. В 1915 году приход делился на две части, из которых большая состояла из старообрядцев, а именно:
   Православных в селе Верховье, в деревнях: Костяеве, Сущеве, Соловьеве, Лисове, Саликове, Докукине, Лобазове, Еашине, Аскарове, Ерменеве, Давыдкове, Сергеевке, Глинках, Свинцове - 129 дворов (370 мужчин, 357 женщин).
   Старообрядцев в деревнях: Трошкине, Абабкове, Рыдилове, Иванченках, Терехове, Глинках, Жегошове, Харине, Свинцове, Глушакове - 161 двор (501 мужчина, 491 женщина).
   Оффициальные упоминания о расколе в приходе встречаются лишь с 1840 г. Но исповедные росписи показывают, что он явился здесь много ранее: некоторые прихожане уже с 1800 г. перестают бывать у исповеди и св. причастия, и с этого времени число таковых ежегодно увеличивается; хотя они, при этом, отмечаются не бывшими "по нерадентю", но ясно, что здесь имеется отпадение и совращение в раскол. К 1840 г. число их вОросло до 300, и здесь они отмечены не бывшими у исповеди "за расколом". До 1861 г. раскол сущестовал еще скрыто: раскольники венчались в православном храме; они погребались православным священником, хотя без напутствования; дети их крестились в православном же храме, хотя родители обозначались в метрических книгах принадлежащими "к раскольнической секте". С отменой крепостного права раскол стал открытым: раскольники положительно перестают посещать храм и принимать таинства; у них являются свои попы, — сначала беглые, затем Австрийского поставления,— и свои молитвенные дома. Раскол в с. Верховье питался всегда расколом соседних Ржевского и Сычевского уездов: не имея своих попов и наставников, здешние старообрядцы обращались всегда в эти уезды за требами; отсюда получали они и своих попов; отсюда и до последнего времени они привозили начетчиков "для борьбы с приходским свяшенником и миссионером". В 1915 году раскол в приходе вполне окреп, и приход с. Верховья служит гнездом раскола всего Бельского уезда. Все они держатся Австрийского согласия: часть их — окружники, часть - противоокружники. Те и другие имеют свои молельни и своих попов. Молельни имеют внутри неподвижные иконостасы и престолы с антиминсом, крестом и евангелием. Одана из молелен — для окружников — находится в д. Иванченкове; другая — для противоокружников — в д. Рыдилове. Попы стараются по внешнему виду не отличаться от православных священников: отпускают длинные волосы, одеваются в рясы и подрясники. У них два кладбища, на которых они погребают умерших без всяких донесений полиции и без ведома священника: одно при д. Глушакове и другое — при д. Рыдилове. В отношении к православным раскольники наружно миролюбивы, хотя и питают в душе укоренившуюся неприязнь. Вредного влияния на православных они не оказывают.
   Временный медицинский пункт Бельского земства, с врачом и фельдшерицей-акушеркой, имелся при сельце Трушине, в 1 в. от церкви.
   Церк.-прих. школа открыта в селе в 1892 г. В 1901 г. устроено новое, одноэтажное, деревянное здание для неё. При школе общежитие на 35 уч. В материальном отношении школа вполне обеспечена С.А. Рачинским (почетным попечителем церк. школ 4-го благочиннического округа Бельск. у.). При школе ведутся народные чтения с пением школьного хора. Старообрядцыи чтений избегают. Учащихся 72 из них 62 м, в том числе 32 старобр., и 10 д., в том числе 3 старообр.
   Жители религиозны, усердно посещают храм и почитают праздники. С 1897 г. при церкви существует общество трезвости, число членов коего ежегодно возрастало.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)