Тверь - Воздвиженская (Крестовоздвиженская) церковь

Воздвиженская церковь


   Воздвиженская (Крестовоздвиженская) каменная церковь построена в 1763 году, престолов три: в холодной Воздвижения Животворящего Креста Господня, в теплой: правый Великомученика Пантелеймона, левый Казанской Божией Матери, судя по фотографиям начала ХХ века церковь была пятиглавой. Храм располагался на Затверецком посаде в районе пересечения современных улиц Новая Заря, Пленкина и 1-го Клубного переулка.
   Церковные документы: опись, метрики с 1781 года, исповедные с 1823 года, акт на землю.
   В 1801 году служили: Священник Иван Иванов - 32 года. Из богословии, проповедь сказывает в Тверском соборе по 1-й в год и в своей церкви в храмовые праздники, в чтении и пении исправен. В настоящий чин определен в 1799-м году, грамоту имеет. Священник диакону родной сын, дьячек ономуже диакону зять, а понамарь с ними родства никакаго не имеет. Подозрительных дел небыло. В дурных поступках незамечен. Жена ево Евдокея Иванова - 25 лет. Дети их: Ольга - 5 лет, Елисавета - 2 года, Марфа - 2 месяца.
   Диакон Иван Михайлов - 57 лет. В школах не был, читает и поет не худо. В настоящий чин определен в 1764-м году, грамоту имеет. Диакон священнику отец. Подозрительных дел небыло. Невоздержан в употреблении хмельного и о доме своем не благопопечителен. Жена ево Марья Григорьева - 55 лет. Сын их Матвей Воздвиженский - 17 лет в риторике.
   Дьячек Федор Михайлов - 25 лет. Из синтаксимы, читает нехудо, а ноту не совсем знает. В настоящий чин определен в 1794 году, грамоту имеет. Дьячек диакону зять. Подозрительных дел небыло. В дурных поступках незамечен. Жена ево Анна Иванова - 25 лет. Дочь их Екатерина - 1 год.
   Понамарь Николай Андреев - 60 лет. О школах записи нет, читать худо видит, а по ноте петь не умеет. В настоящий чин определен в 1769-м году, грамоту имеет. О родстве записи нет. Подозрительных дел небыло. В дурных поступках незамечен. Жена ево Агрипена Степанова ­ 59 лет. У них дети: Ирина - 30 лет, Васса - 23 года.
   При оной же церкви умершаго священника Ивана Семенова жена Параскева Елизарова - 62 года. Дочь ея Вера Иванова - 37 лет.
   Прихожан 81 двор (211 мужчин, 236 женщин).
   В 1901 году служили: Священник Петр Стефанович Садиков 41-го года, студент семинарии, в служении с 1881 года, Священником с 1886 года, награжден в 1899 году скуфьей. Диакон в должности псаломщика Василий Сергеевич Георгиевский 34-х лет, в должности с 1885 года, диаконом с 1899 года.
   Прихожан 88 дворов (294 мужчины, 317 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Василий Крестников 47-ми лет, оконсил семинарию, на службе 26 лет, в Крестовоздвиженском храме 9 лет. Псаломщик-диакон Василий Георгиевский 47-ми лет, на службе 29 лет, в Крестовоздвиженском храме 25 лет.
   Прихожан - 283 мужчины и 356 женщин.

   
    (По материалам изданий: Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦЦИ и ПК им В.В. Болотова. Редкол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред.) и др. - Тверь: Тверской гос. ун-т. 2008., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

    (Фото. из издания Тверь сто лет спустя. Часть 2. Авторы составители: Глонина О.Б., Литвицкий К.В., Тверь, - Тверское фото, 2012.)
   


   В честь Воздвижения честнаго креста в Твери существовала церковь еще в 14 веке. В древн. летописях (1 ч., стр. 29З) повествуется, что Тверской епископ Евфимий 1-й в 1375 году крестил в Твери в церкви Воздвижения приехавшую из Литвы дочь литов. князя Кейстутия Марию, сестру вел. князя Витовта, которую на другой день по крещении святятель венчал с сыном великого князя Тверского Михаила Александровича Иоанном в соборном храме Св. Спаса (прот. К. Чередеев, стр. 33); но где находилась эта церковь - неизвестно. Не была ли она в дворце Тверских Князей или же крестовой в архiерейск. доме. Ныне в г. Твери церковь Воздвижения честнаго креста находится за р. Тверцой. На мнсте ее с давних времен существовала церковь, как это видно из писц. книг 17 века., в коих сказано: "Церковь Здвижения честнаго креста Господня, а у ней на дворе поп Иван Афанасьев"... При ней была другая церковь Богоявления Господня. В июле 1902 года случайно открыты были около Воздв. церкви (при копании) старинные надмогилные каменные плиты, из надписей на которых видно, что здесь погребались умершие в 16-м веке (1 декабря 7065 года - преставилась Наталия Баранова, в том же году - некто Гладыш Григорий и друг.); в старину (до 1723) прихожане обыкновенно погребались около своих церквей. Очевидно, что и в 16 веке здес был Храм (Воздвижения). В историч. извест. Тверского княжества, составленных Д.И. Нарбековым , о Воздвиженской церкви сказано: "На За тверецкой части (церковь) Воздвижения креста Госнодня с приделом Казанския Богородицы, каменная, с колокольнею, построена в 758 году" (стр. 128). Но прежде каменной церкви существовали преемственно деревянные церкви в тоже наименование (Воздвиженния честнаго креста). Из церк. летописи видно, что на месте нынешней церкви была малая деревянная ( Воздвиж.) церковь, Построенная в 1676 г. В 1716 г. причт и прихожане обращались с прошением к Тверскому епископу Варлааму о расширении их приходск. храма и об устройстве в ней двух престолов (главного в честь Воздвижения честнаго креста, а придел - в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы). В 1747 г. причт и прихожане Крестовоздвиженск. церкви просили Тверского архиепископа Митрофана, вместо обветшавшей деревянной церкви, построить каменную и также с двумя того же наименования престолами. Каменная церковь (пятикупольная с колоколами) была построена и освящена в 1763 г. В 1876 г. в трапезной по правую сторону был устроен на средства Тверского купца Ал. Арс. Буракова второй придел во имя св. вмч. Пантелеимона, освященный 18-го мая 1878 года Тверским архиепископом Евсевием. Местная икона в этом приделе св. вмч. Пантелеимона, выписаннная с Афона и украшенная серебр. ризой на средства того же Алексия Арс. Буракова, свято чтится в приходе. В главном алтаре находятся старинные иконы: Софии - Премудрости Божией (Новгород. Софии), Божией Матери - Владимирской, девяти свв. Кизич. мучеников, бывшие местными в иконостасе прежней (дерев.) церкви. Престол в главном алтаре металлический с изображениями на западной стороне - Тайной вечери, на восточной - Моления о чаше, на южной - Снятия со креста и на северной - Положения Господа нашего Иисуса Христа во гроб. В иконостасе главного престола замечательны местные иконны на правой стороне царских врат - Спасителя с изображением внизу в коленопреклонном положении св. муч. Иоанна воина, преп. Сергия Радонежского, Варсонофйя, епископа Тверского, и Митрофана, епископа Воронежского. Икона сия в длину 2 аршина, а в ширину 1 арш. 3 вершка, в серебряной позлащенной ризе. Храмовая икона Воздвижения честнаго креста (дл. 18 вершк., ширина 12½ в.) также в серебр. позлащенной ризе; внизу иконы написано: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко"... По левую сторону царских врат старинная икона Божией Матери; внизу изображено явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию; величина сей иконы в длину 2 арш. 3 вер., ширина 1 арш. 3 вер., также в серебр. позлащенной ризе. Иконостас главного алтаря пятиярусный. В правом приделе (св. Паннтелеимона) по правую сторону царскихъ врат находится дренвего письма икона Крещения Господня; эта икона, по преданию, была местной в бывшей Богоявл. церкви; величина сей иконы в длину 1 арш. 7 в., а ширина 12 вер., в серебр, позлащенной ризе. В этом же иконностасе замечательна икона Воздвижения честнаго креста с изображением разных событий из истории обретения св. креста в серебр. позлащенной ризе. На задней стороне сей иконы надпись: "Лета от Рождества Христова (1766) месяца маия, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Петра Феодоровича и Благочестивейшей Великой Государыны Императрицы Екатерины Алексеевны и при Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче, ври Святейшем Правительствующем Синоде, в бытность Преосвященнаго Афанасия, епископа Тверского я Кашиискаго, написан сей святый образ по обещанию сея святыя церкви Воздвижения креста Господня священно-иерея Григория Иванова". По левую сторону царских врат этого же (Пантелеимон.) придел. иконостаса икона Казанской Пресв. Богородицы в серебр. позлащенной ризе; убрус на ней вынизан жемчугом и камнями. Икона старинного письма и святочтимая в приходе; с нею ежегодно (20 июня) бывает крестный ход (в район Крестовоздвиженского прихода) в память бывшего пожара. Украшена сия икона на средства прихожанина купца Арсения Ивановича Буракова в 1842 году, за что он получил благословение Св. Синода. Икона св. Николая чудотворца в том же иконостсе - старинного письма, с изображениями событий из жизни святителя; на ней серебряная позлащеннаяя риза. Икона Владимирской Божией Матери - древняя и свято чтимая (длина 6½ верш., ширина 5 вер.) в серебряной позлащенной ризе, - вставлена в образ сретения сей икны жителями г. Москвы; в том же иконостасе замечателна икона Божией Матери, именуемая Бердическая, такого же размера, как икона Владимирской Божией Матери; вставлена в образ, в серебряной позлащенной ризе. В левом приделе - в иконостасе местная икона Казанской Божией Матери, в серебряной позлащенной ризе, пожертвована в 1891г. Калязин. земсктим врачем Александром Ив. Покровсим. В Крестовоздв. церкви замечательна икона Тверских святых, между коими написаны благов. великая княгиня Анна Кашинская и благов. княгиня Иулиания Новоторжская. Из церковной летописи видно, что при Крестовоздвиж. церкви были священники: Тарасий, упоминаемый в писцов. книгах (у Нарбекова) под 1624 г., Иоанн - 1677 г., Григорий Иванов (1747 - 1781), Иоанн Семенов (1789), Иоанн Иванов (1799 - 1824 г.; в 1820 г. он сдал свое место зятю своему иерию (Феодору Андр. Верещагину, который умер 20 июля того же 1820 г., и тогда снова поступил к Воздвиж. церкви о. Иоанн Иванов); Протоиерей Михаил Стеф. Веселов, 8 нояб. 1824 по 11 авг. 1856 г. (он также был зять о. Иоанна Ивавова); сын его Иоанн Мих. Веселов (1856 - 1884), зять его Петрь Александрович Орлов (с 1-го июля 1884 по 27 авг. 1897); с 24 окт. 1897 г. священник Петр Стеф. Садиков, переведеннный из с. Нового, Твер. уезда.

   
    (По материалам издания Храмовые праздненства в г. Твери. Выпуск первый. - Тверь, 1903.)