Тверь - Рождества Пресвятой Богородицы церковь


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы по плану первой четверти XVIII в.   На территории Кремля, в конце владычного конюшенного двора писцы отметили кладбище, а неподалеку церковь "Рождество Пресвятыя Богородицы, что наболоте".
   Писцовая книга дает очень скудный материал для восстановления ее внешнего вида. Известно только, что она имела трапезу и паперть, на паперти - колокольню с пятью колоколами, а "весу в них неведомо сколько".
   Теперь обратимся к плану Твери начала ХVIII века, названному "Фасат города Твери". Церковь на нем выглядит очень высокой и стройной. На основную ее клеть поставлены еще две, убывающие по ширине. По классификации академика Игоря Грабаря такие церкви относятся к типу ярусных, а в старинных строительных актах обозначались термином "четверик на четверике".
   Внутренность церкви хорошо освещалась многочисленными окнами в основной клети и верхних четвериках. К сожалению, план не дает дополнительных сведений о конструкции колокольни или паперти.
   По богатству Рождественская церковь не уступает находившимся в кремле Никольской или домовой архиепископской. Убранство ее, по описаниям, очень красочно. Преобладала позолота и любимый нашими предками красный цвет. "Писаные на золоте" царские двери, золотой фон части образов иконостаса, позолоченные оклады и преимущественно красные пелены у икон из привозных тканей - киндяка, дороги, атласа. Несмотря на частые пожары в кремле, церковь сумела сохранить старинные иконы, такие, как находившийся в иконостасе образ Рождества Богородицы, написанный на золотом фоне, с позолоченными венцами и теми украшениями, что "прикладывали" в старину прихожане к почитаемым иконам: позолоченными гривенками и копейками, крестами, жемчужными рясками и серьгами.
   Так же был украшен и запрестольный образ Богоматери. У него записаны "венцы и гривенки и на полях оклад - все басменные, позолочено. Поднизь и ожерельицо жемчужное с каменьи". Кроме того, в "прикладе" у иконы - пять крестов и небольшие сережки "с камушки".
   Убранство трапезы значительно скромнее. В ней отмечены лишь две иконы. В обычные дни прихожане, очевидно, умещались в церкви, но в праздники, а особенно в престольный, молящимися заполнялась и трапеза. От церкви она отделялась рубленой стеной, в которой делалась широкая дверь. Через нее стоявшие в трапезе богомольцы могли слышать и видеть происходившее в церкви богослужение. Академик Грабарь изучал северные деревянные церкви в начале века, когда они были еще действующими, и отметил следующие их особенности. Во-первых, для того чтобы большее число прихожан могло следить из трапезной за ходом богослужения, по обе стороны двери в стене, отделявшей трапезу от церкви, на уровне глаз делались прорези высотою в толщину бревна. Вторая особенность северных трапезных - лавки, поставленные по их стенам. Их резные опушки и резные столбы, на которые опирались брусья потолка, украшали помещение. На лавках могли отдохнуть пришедшие из далека богомольцы и просто пожилые или больные люди.
   Мы не можем документально подтвердить, что трапезные тверских деревянных церквей были устроены подобно северным. Так, в описаниях писцовой книги 1685 - 86 годов лавки в трапезных нигде не упомянуты. Но, учитывая традиционность деревянной архитектуры, всеже думаем, что лавки являлись такой же неотъемлемой частью трапезной, как, например, двери, и поэтому о них не считали нужным упоминать в описании церквей.
   Храмы строились обычно выше окружавших их домов, и на паперть поднимались по ступеням крыльца.
   На севере, где сохранились деревянные церкви, можно наблюдать различные конструкции папертей. Одни из них поставлены на сплошное рубленое основание, другие - на выпуски бревен и представляют собой как бы балкон, третьи возведены на режах, то есть бревенчатой клетке. В Твери конструкции папертей деревянных церквей были, видимо, тоже различными. Например: паперть на режах отмечена в писцовой книге 1685 - 86 годов у затверецкой церкви Онуфрия Преподобного.
   Сами паперти редко рубились из бревен. Обычно на верхнюю площадку их основания ставились столбы, в пазы которых забирались доски, различным расположением которых плотники умели сделать паперть нарядной. Для освещения и проветривания паперти служили окна, закрывавшиеся досчатыми ставнями. Для отдыха прихожан, как и в трапезе, ставились лавки.

   
    (По материалам книги Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов. Тверь. XVI - XVIII вв. Очерки истории и экономики. - Тверь: 2002.)