ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

ГОРОДОЛЮБСКИЙ ГОРНО-ЯЗЕРСКИЙ(ОЗЕРСКИЙ)-СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

   Городолюбский Горно-Язерский(Озерский)-Спасо-Преображенский - таково полное название Городолюбского монастыря. Существует предание о том, что основан он преподобным Варлаамом Хутынским в конце ХII века. В обители находилась церковь во имя преподобного Варлаама, в которой хранилась древняя икона с его изображением. В.В. Зверинский в своей книге так пишет об этом монастыре: «Монастырь находился в восьми верстах к северо-западу от Вышнего Волочка на озере Городолюбля, ...а по преданию, основан был Варлаамом Хутынским до его прихода в Новгород, следовательно в ХII в.». Известен документ, хранившийся до революции в Хутынском монастыре: «...в Коломенском погосте на Спасской земле промеж Шлины и на Сне реке на чёрном лесу, после Скуратова письма Зиновьева, стал монастырь, да две церкви - Преображение Спасово да Варлаам чудотворец». Из приведённого отрывка видно, что основан Городолюбский монастырь после переписи 1495/96 гг., которую и проводил Прокопий Скуратов. И всё же этот факт не может служить стопроцентнымдоказательством того, что монастырь не былоснован в ХII веке. Вполне возможно, что он некоторое время был просто пустым. Таких случаев было немало - не будем забывать, что речь идёт о ХIII - XV веках, временах татаро­монгольского владычества. Вспомним «рейд» конницы темника Судубай-батагура зимой 1238 года по Бежецкой и Деревской пятинам. После них осталась пустыня, исчезли не только деревушки и монастыри - некому было перечислить даже имена погибших городов.
   В 1582 г. в монастыре находились «...келья священника чёрного Корнилья, да братских шесть келий, да пустых пять келий». Впоследствии он был приписан к новгородскому Хутынскому монастырю, куда после закрытия Городолюбского были переведены все монашествующие.
   К концу XVIII века, когда оставшиеся без хозяев монастырские постройки обветшали, в селе Городолюбля соорудили новую деревянную церковь Преображения Господня. В 1797 году она была освящена и почти 150 лет исправно служила местным жителям. В 1890 году освящается каменный трёхпрестольный храм Воскресения Христова. И в старой деревянной церкви, и в новой каменной, один из приделов был посвящён Преподобному Варлааму. Почти 500 лет сохранялась память в Городолюбле о хутынском чудотворце, и это тоже не даёт права полностью отметать предание о возникновении обители в ХII веке.
   В настоящее время от села Городолюбля остались развалины каменной церкви да часть кладбища. Церковь сильно разрушена, и её восстановление вряд ли возможно. Старинное кладбище подмывают воды Вышневолоцкого водохранилища. В центре кладбища около развалин церкви находится могила создателя Вышневолоцкой водной системы М.И. Сердюкова. Несколько десятков лет на этом месте был пионерский лагерь. Сегодня здесь полное запустение и разруха. А вокруг красивейшие сосновые леса и воды рукотворного озера - настоящий рай для грибников, рыбаков и охотников.

 

   
     (По материалам статьи Ступкин Е. Посолье (Из истории вышневолоцких монастырей)//"Тверская старина",2008, № 27. )
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли