ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




БОЛОГОВСКИЙ РАЙОН, ЛЫКОШИНО (СТ. ВАЛДАЙКА)

ЛЫКОШИНО (СТ. ВАЛДАЙКА) - ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (КАМЕННАЯ)

ФОТОАЛЬБОМ

Иверская церковь. Фото. Ильи Смирнова.


   Церковь построена из кирпича в русско-византийском стиле по оригинальному проекту в конце XIX века. К бесстолпному центрическому храму с востока примыкает развитая апсида, с запада - притвор с ризницей над ним и крытая небольшая паперть. Возвышавшаяся над притвором звонница не сохранилась. Ярусная композиция основного объема состоит из двух разновеликих восьмериков и завершена невысокой восьмигранной кровлей. Венчающая глава утрачена. Вытянутая центральная апсида с востока имеет полукружие. Вместе с боковыми полуциркульными апсидами, расположеннымина оси север-юг, она составляет своего рода триконх. Развитое декоративное убранство фасадов является отличительной чертой этого памятника. Стены восьмерика храма, грани барабана, прясла стен апсиды и притвора, порталы и оконные проемы имеют килевидные завершения. Повторенное в Церковь. План.различных сочетаниях килевидное завершение окон усложнено рустованным обрамлением прясел стен, филёнками и другими элементами. Восточный фасад украшен огромным декоративным восьмиконечным крестом на всю высоту апсиды. Верхняя часть креста решена в виде оконного проема, чей темный проем снаружи и ярко светящийся внутри "витраж" составляют чрезвычайно интересный и редкий для православных храмов приём.
   В интерьере оригинально исполнено восьмидольное перекрытие храма с распалубками, врезанными в лотки, которые потребовались для усиления конструкций перекрытия, чтобы сделать высокую стрелу подъема свода и прорезать его вершину широким световым отверстием. Сам световой восьмерик перекрыт деревянным восьмидольным подшивным потолком, имитирующим небо. Апсида перекрыта системой подпружных арок и коробовым сводом с распалубками. Боковые апсиды (жертвенник и дьяконник) имеют деревянное плоское перекрытие. Притвор имеет коробовый свод, прорезанный в юго-западном углу отверстием, через которое по деревянной винтовой лестнице можно было попасть в светлое просторное помещение, предназначавшееся, вероятно, для ризницы, а из него так же винтовая лестница вела выше на ярус звона. Сложное построение объемов церкви с широким применением деревянных конструкций - характерный прием строительства в данном регионе.

   А.Г.

   
     (По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)

     (Фото. № 1 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   История строительства храма тесно связана со строительством железной дороги, Константином Андреевичем Тоном и братьями Панаевыми. Именно строительство железной дороги коренным образом изменило жизнь в нашем посёлке . Лыкошино очень древнее поселение, так как упоминается в писцовых книгах Новгородской Деревской пятины 1495 года. Только тогда поселение называлось Валдайка.
   «Валдайка» - слово финно–угорского происхождения и означает «светлый», «открытый», «большая свободная (обозримая) область». И действительно, места наши просторные, да и видно далеко, ведь Лыкошино – самая высокая точка Бологовского района – 222 метра над уровнем моря и всё потому, что лежит оно на Валдайской гряде, а вся остальная территория (достаточно посмотреть на физическую карту области) – в Вышневолоцкой низине. Почему посёлок лишился исторического названия? Сказать сейчас трудно. Возможно, из-за схожести в названии с городом Валдаем. Вот как об этом сказано в стихотворении Ольги Марковой:

   ... Представьте такую картину:
   Поют ямщики над Валдаем,
   Проносятся лошади мимо,
   По снежному насту играя...
   Ворчат мужики: «Угадай-ка!
   Валдай! И селенье Валдайка!
   Селенье, что лыком богато,
   Лыкошином будет, ребята!»
   И дальше спешат вдоль реки
   Довольные тем ямщики...

   В стихотворении Ольги Алексеевны Марковой приводится одна из версий того, как появилось название посёлка. По второй - произошло оно от мужского личного имени Лыко, доставшееся какому – то местному мужичку от его профессионального занятия.
   И действительно, лыко (кора с молодого липняка) драли в этих краях давно и довольно основательно, даже склад существовал чуть ли не середины XX века. Правда, место для него подобрали неподходящее – храм... До сих пор на железных воротах храма сохранилась с тех времён надпись «Склад». Такое применение нашли ему после закрытия.
   К сожалению, Иверский храм был действующим только лет пятьдесят.
   Как я уже упоминала выше, история его связана со строительством Николаевской железной дороги. По замыслу комитета по строительству, на дороге вместе со зданиями станций и вокзалов планировалось построить храмы по типовому проекту. Таких храмов построено два. Один на станции Любань, освещённый в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (память 12 июля), ныне восстановленный. Другой – на станции Валдайка, вероятно посвящённый святым равноапостольным царю Константину и матери его царице Елене (память 3 июля). Канонически храм относился к Новгородской епархии и был подворьем Валдайского Святоозёрского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря. В государственном архиве Новгородской области сохранились имена иеромонахов, несших послушание на подворье.
   В самом храме, в усыпальнице, построенной под алтарём, покоится прах одних из строителей и ктиторов храма, Кронида Александровича и Александры Егоровны Панаевых, принадлежащих к знаменитому древнему роду Панаевых. Брат Кронида Александровича Валериан Александрович Панаев (1824 – 1899) двенадцать лет проработал начальником 6-го участка северной дирекции, строящегося под управлением инженера–полковника Мельникова Павла Петровича (1804 – 1880), впоследствии первого министра путей сообщения.
   Иверский храм был построен в 1878 году, а закрыт в 30-е годы XX века. Без надлежащего ухода храм разрушается и сейчас находится в аварийном состоянии. Купола и маленькая колокольня полностью разрушены, вместо них возвышаются выросшие самосевом берёзки. Но живы в памяти народной рассказы предков о том, как ежегодно на второй день светлой Пасхи, из Иверского монастыря крестным ходом несли сюда большую Иверскую икону Божией Матери. Говорят, это было торжественно и красиво. Вся округа собиралась к Иверскому храму. Звонил колокол, и звон его отличался каким – то особым мелодичным рисунком. Это был настоящий праздник души.
   И по большим церковным праздникам, собираясь в храм, с гордостью одевал на шею золотую медаль купец первой гильдии Николай Ефремович Бельтихин. А получил он эту медаль за то, что на свои средства построил в 1894 году здание для церковно – приходской школы, существовавшей к тому времени уже два года, но ютившейся в наёмном помещении, плохо приспособленном для учёбы.
   В «Отчёте о состоянии церковно – приходских школ Боровичского уезда» за 1896 год числится Валдайская школа. В графе «Количество учащихся» - мужского пола - 7, женского - 11. «Помещение школы» - наёмное. « Год и месяц открытия» - октябрь 1892 года. «Кто учитель» - Антонина Иванова, окончившая Епархиальное женское училище. «Средство содержания» - 90 рублей , сбор с учащихся.

Иверская церковь. Фото. 1977 г.

   Они были рядом: храм, дом священника, церковно–приходская школа. Обнесена эта территории была забором, который до наших дней не сохранился.
   Дом священника стоит и поныне: это двухэтажное каменное здание. Настоятель храма жил на втором этаже, а на первом – была трапезная, комната для гостей и помещение для занятий церковного хора. Там стояло пианино. От дома к храму была выложена дорожка, чтобы батюшка, когда шёл в храм на службу , не испачкал ноги и одеяние (сейчас эта дорожка не сохранилась). В настоящее время в доме живёт врач Каськ Л. Г. с семьёй, так как в здании бывшей церковно – приходской школы долгое время находилась больница, затем дом престарелых.
   Сейчас здание бывшей церковно – приходской школы вновь передано храму, но не используется, так как находится в аварийном состоянии. Настоятель Иверского храма о. Василий мечтал открыть опять в здании школу – воскресную, начал ремонт, но средств потребовалось очень много и ремонт пришлось приостановить.
   Иверский храм был большим по своим размерам и мог вместить более сотни человек. Даже сейчас, когда входишь внутрь – поражают размеры.
   Пол был выложен мозаикой, а стены украшены фресками (и мозаика и фрески частично сохранились).
   Храм кирпичный, стены были оштукатурены.
   В основании храма – восьмерик. Церковь трёхапсидная. Центральная, алтарная, апсида сильно вытянута и имеет с боков более низкие полукруглые выступы.
   С запада к храму примыкают квадратный двухэтажный притвор и крытая паперть. Алтарная апсида и притвор одной высоты, а паперть значительно ниже. Храм венчает восьмигранный световой барабан, на котором ранее находился крест, не сохранившийся до наших дней. Окна светового барабана арочные. Окна основного объёма завершены килевидными закомарами или кокошниками, которые придают храму сложный силуэт. Центральная (восточная) апсида украшена окном в виде громадного декоративного восьмиконечного, во всю высоту стены, креста. Старожилы говорят, что это окно было украшено разноцветными стёклами (витражами) и это было очень красиво.
   Окна притвора спаренные, типичные для русско-византийской архитектуры.
   Отдельной колокольни у храма не было, только звонница, которая размещалась над притвором. До сих пор хорошо видна балка, на которой висели колокола. Вела к колоколам винтовая лестница. По рассказам старожилов, эта лестница затем была пристроена к клубу в п. Лыкошино, а сейчас её местонахождение неизвестно.
   Храм отапливался дровами, было несколько печей (дымоходы хорошо видны). Поэтому рядом с храмом, там, где сейчас поселковый стадион, был большой дровяной сарай.
   На воскресные службы и, особенно в праздничные дни, собиралось много народа. Крестьяне приезжали из деревень на лошадях. Там, где сейчас высажена берёзовая аллея и сделана дорожка к кладбищу – раньше была коновязь.
   Храм был закрыт в 30-е годы (документальных подтверждений года закрытия нет, поэтому точную дату не называю, примерно, в 1935-1937 г.) на волне борьбы с религией. Поговаривают, что связано было это с поездкой бывшего в то время министра просвещения Луначарского от Москвы в Санкт – Петербург. После этой поездки поступило распоряжение о закрытии всех храмов вдоль железной дороги (Это мнение сотрудников Окуловского краеведческого музея).
   После закрытия храм долгое время, как я уже упоминала, использовался под склад, а сейчас просто медленно умирает...

   
     (По материалам реферата "Храм Иверской иконы Божией Матери" Тимофеевой Светланы Ученицы 10 класса Лыкошинской школы–интерната №2. Руководитель Бойкова И. А. учитель краеведения Лыкошинской школы–инт. №2 с сайта Алые паруса - проект для одарённых детей социальной сети nsportal.ru)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли