ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ДЕЙСТВУЮЩИЕ И СОХРАНИВШИЕСЯ МОНАСТЫРИ

БОГОРОДИЦКИЙ ЖИТЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(172750 г. Осташков, остров Житенный, т. (08235)2-10-26)

Настоятельница – монахиня Елисавета (Евдокимова)

Монастырское подворье Богородицкого Житенного женского монастыря (с. Петриково Осташковского р-на).

ФОТОАЛЬБОМ

ФОТОАЛЬБОМ 2

ФОТОАЛЬБОМ 3

Фото. Александра Коршунова.

   Сведения о посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:

   В праздничные дни – 250-300 человек, в будние дни – до 50 человек. В монастыре проходят службы 4 раза в неделю, один раз в неделю – на подворье.

   Сведения о строительстве, реставрации

     ◊  На подворье в селе Крапивня Осташковского р-на заканчивается строительство храма-часовни во имя Свт. Николая. Построена животноводческая ферма площадью 250 кв.м и пристраивается к ней дополнительная пристройка. Ведется строительство жилого корпуса на 400 кв. м, строятся пекарня и баня.
     ◊  Полностью завершено строительство подворья в с.Петриково Осташковского района: храм во имя свв. прмц. Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары общей площадью 130 кв.м и жилой корпус с общей площадью 120 кв.м.
     ◊  Закончены наружные работы по надвратному храму во имя святых апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного и все прилежащие к храму пристройки.
     ◊  Построен и заселен двухэтажный жилой корпус общей площадью 900 кв.м;
     ◊  Отреставрирован архиерейский корпус;
     ◊  Ведутся работы по капитальному ремонту монастырской гостиницы;
     ◊  Закончены работы по обустройству и внутреннему ремонту приходской общеобразовательной школы;
     ◊  Идет реставрация колокольни Смоленского собора, а также подготовительные работы по восстановлению самого собора.

   Сведения о катехизации и образовании:

     ◊  Имеется Воскресная школа;
     ◊  В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту. В монастырской школе трудятся 6 педагогов.
     ◊  В монастыре действует приходская общеобразовательная школа, в которой обучаются 12 воспитанниц монастырского приюта.
     ◊  Имеется микроавтобус «Газель» для обеспечения экскурсий
     ◊  Действует вокальный класс, в котором обучается 20 человек;
     ◊  Имеется приходская библиотека;
     ◊  Проводились семинары по педагогике и психологии для городских учителей;
     ◊  Проводились культурно-просветительские занятия с прихожанами и учащимися города

   Сведения о социальном служении

   В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту.
   Регулярно монастырь оказывает благотворительную помощь бедным и многодетным семьям, детской больнице, детскому садику, школам.

   Работа со средствами массовой информации:

   Выпускаются праздничные монастырские газеты; участвовали в Радиопередачах, напечатано 3 статьи в местной газете «Селигер»
   Существует Интернет-сайт по адресу: www.gito-monas.narod.ru

   Взаимодействие с Армией

   Проведение экскурсий и бесед с группами из воинских частей и военных училищ.

   Взаимодействие с исправительными учреждениями Минюста

   Для Андреапольской колонии собрана и передана библиотека.

   Меры по противодействию влиянию авторитарных сект и псевдорелигиозных формирований

   Проведение семинаров и разъяснительных бесед с прихожанами и учащимися городских учебных заведений о влиянии и методах работы авторитарных сект и псевдорелигиозных формирований.

   Сведения о численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка

   В монастыре проживает 27 насельниц, из них 1 настоятельница и 12 детей

   Материальная база

   Гостиничный корпус, здание приходской общеобразовательной школы, зимняя теплица, пекарня, швейная мастерская, баня, прачечная, теплые гаражи и столярные мастерские с оборудованием для производства столярных изделий и мебели, скульптурная мастерская, оранжерея для выращивания цветов. Имеется микроавтобус «Газель». На подворье построены животноводческая ферма общей площадью 250 кв.м, молочная кухня для переработки молока. Два подворья.

   Историческая справка

   Мужской Житенный монастырь получил свое название благодаря одному из островов озера Селигер.
   25 октября 1715 года был издан указ о возведении деревянной часовни. Однако в 1716 году, когда часовня уже строилась, у жителей Осташкова появилась идея построить для иконы церковь, тем более что особых затрат на это не требовалось, нужно было просто сделать небольшие надстройки. Месторасположение церкви было определено на Житном острове, где когда-то уже стояла небольшая церквушка
12,63 Kb   Итак, посоветовавшись между собой, горожане подали в Патриарший казенный приказ челобитную о разрешении поставить на острове Житном церковь в честь Смоленской иконы Богоматери.
   Благодаря усердным стараниям жителей Осташкова церковь быстро строилась и благоустраивалась. Когда, наконец, она была готова, священник Леонтий построил себе близ нее келью и стал там проживать. Постепенно к новому храму стали приходить монахи из разных монастырей, которые, как и Леонтий, селились рядом и вели церковную службу. Эти поселения и положили начало мужской обители на Житном острове озера Селигер.
   После возведения церкви в честь Смоленской иконы Божьей матери, а также самовольного, появления монашеской общины на Житном острове монастырь не раз сталкивался с серьезными «затруднительными обстоятельствами», грозившими его упразднением.
   В начале 1719 года на кафедру митрополита Крутицкого вступил Суздальский епископ Игнатий, с правом заведовать Патриаршим казенным приказом и духовными делами Патриаршей области, к которой принадлежал тогда и Осташков. Епископ, узнав о самовольном устройстве монастыря, издал письменное постановление об упразднении на Житном не только монастыря, но и церкви.
   После выхода указа игуменья Осташковского Знаменского монастыря Неонила подала челобитную, в которой просила отдать Житенную церковь к ним в монастырь. Их церковь в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи была очень ветхой, а для строительства новой не хватало средств. Таким образом, 10 апреля 1719 года Патриаршим приказом было издано постановление, в соответствии с которым церковь на Житном острове переходила во владение Знаменского монастыря. Однако в действительности этого так и не произошло. После нескольких попыток разобрать церковь игуменья Неонила отказалась от нее и больше по этому вопросу в Приказ не обращалась.
   По документам за 1724 год на острове Житном числилась и церковь с прежним освящением, совершенным в 1719 году, и колокольня, и монастырь с новым, лучшим иконостасом, А по данным ведомостей о монашествующих, бельцах и послушниках, на тот момент в монастыре насчитывалось десять человек. Вероятно, монахи постепенно возвращались на остров, продолжая сохранять и поддерживать деятельность обители.
   Вскоре после первого указа об упразднении монастыря в 1719 году, в 1724 году на основании Положения регламента от Духовного правления вышло второе повеление об упразднении. Здесь речь шла уже обо всех малобратственных обителях и пустынях, которые необходимо было объединить с большими монастырями. Чтобы спасти мужской Житенный монастырь от закрытия игумен Макарий послал челобитную в Московскую духовную Дикастерию об оставлении церкви и Житенного монастыря.
   Однако монастырь все же был упразднен, но только на незначительное время. В 1727 году вышел указ, в котором говорилось, что все маловотчиные и безвотчиные монастыри, содержавшие себя сами, не ликвидируются и монахи могут вернуться обратно.
   С этого времени жизнь осташковского мужского Житенного монастыря потихоньку стала налаживаться.
   Житенный монастырь имеет ограду с башнями, святые врата, внутри храм, колокольню, различные гражданские сооружения — братские и настоятельский корпуса, трапезную палату, а также хозяйственные постройки. Центром монастыря является главный храм — собор во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Первый возведенный на Житном острове деревянный храм во имя Смоленской иконы Богоматери был построен по ходатайству и усердием жителей Осташкова для главной святыни города. Эта деревянная «брусяная» церковь была пятиярусной («о пяти поясах»), пятиглавой с деревянной восьмигранной колокольней. Главки церкви покрыты лемехом, крест на центральной главе — металлический позолоченный, кресты на четырех других— деревянные, обитые белым железом. Иконостас состоял из четырех ярусов: местного, деисусного, праздничного, пророческого. В центре иконостаса находились Царские врата.
   Деревянная церковь во имя Смоленской иконы Богоматери имела придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Иконостас в приделе был двухъярусный: в нижнем — Царские врата и местный ряд икон, во втором — апостолы. На колокольне храма было три колокола — один большой и два маленьких.
22,73 Kb   Первоначально все строения монастыря были деревянными: братских келий — четыре. Святые врата были брусяные, завершались шатром; ограды не было. Все эти сооружения Житенного монастыря постепенно были заменены каменными. Каменное строительство в обители началось с 1737 года, с возведения нового собора во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. В 1737-1743 годах по благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви и предписанию Коломенского епископа Вениамина, управлявшего Синодальным казенным приказом и Синодальной областью, была построена, взамен прежней деревянной, новая каменная церковь. В 1764году освящены как Смоленская церковь, так и придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
   Фасады Смоленского собора были украшены живописными композициями, написанными на холсте и установленными в рамах: над алтарем — образ Божьей Матери, на южной стене и на колокольне — Смоленский образ Богоматери Одигитрии, над дверью при входе в трапезную — образ Христа Вседержителя; на южных и северных стенах трапезной — «Христос Вседержитель» и «Снятие с креста».
   Смоленский собор Житенного монастыря частично сохранился до наших дней, но, к сожалению, в полуразрушенном и сильно искаженном виде. Венчавший храм восьмерик был разобран до основания, окна расширены, архитектурный декор стесан. В настоящее время мы можем видеть лишь остатки архитектурного убранства на стенах бывшего Смоленского собора.
   Как отмечал А.А.Галашевич, каменные постройки 30-х — начала 40-х годов XVIII века в провинции — большая редкость. В эти годы строили очень мало, и в архитектуре немногочисленных храмов этого периода отчетливо проявились традиции архитектуры конца XVII столетия, чаще всего — московского барокко. Смоленский собор Житенного монастыря — яркий пример того, как стиль нового времени, барокко, постепенно вытеснял «узорочье» предшествующего столетия, вместе с тем само барокко испытывало его активное воздействие.
   Надвратная церковь в Житенном монастыре построена в стиле барокко, она красива по композиции — стройная, высокая, ярусная, а также по своему архитектурному убранству — пышным наличникам, многочисленным пилястрам, узорчатому широкому карнизу, который венчает, подобно короне, каждый ярус. А.А.Галашевич в своих исследованиях отмечает, что надвратную церковь Житенного монастыря возвела бригада зодчих из Торопца. Он считает, что этот храм является вершиной недолгого расцвета местного зодчества. В 1890 году храм был отремонтирован.
   Внутри надвратной церкви был деревянный резной позолоченный иконостас. Судя по сохранившейся описи, иконостас был трехъярусный. В центре — Царские врата, резные, позолоченные, над ними «Дух Святой в сиянии». В нижнем ряду, первый справа от Царских врат — образ Спасителя с предстоящими святителем Спиридоном, епископом Тримифунтским (на южных дверях), и Иоанном Богословом. Слева от Царских врат — образ Пресвятой Богородицы с предстоящими святителем Амвросием Медиоланским (на северных дверях) и Андреем Первозванным.
   Второй ярус иконостаса был таким: над Царскими вратами — «Тайная вечеря», выше — «Коронование Богоматери», а справа и слева — цикл праздников «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение Господне», «Рождество Богородицы», «Введение во храм Богородицы». Третий ярус иконостаса — деисусный чин, в центре «Спас в Силах», перед Господом предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов (все они, в молении за род человеческий, обращены к Спасителю). Венчал иконостас образ «Воскресение Христово». В иконостасе было шесть небольших икон с образами разных Святых. Все иконы живописные, выполнены маслом осташковскими живописцами.
   В надвратном храме были иконы Смоленской Божией Матери, особо почитаемых христианских святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, а также преподобных Нила Столобенского, Иосифа Волоцкого, святителя российского Димитрия Ростовского
24,96 Kb   В 1751 году над западным входом в главный собор была возведена каменная колокольня. Контракт на ее постройку составлен в декабре 1750 года, этот документ бережно хранился в архиве Житенного монастыря до закрытия обители в 1920-е годы. На колокольне был установлен самый большой «благовестный» колокол в 60 пудов. В 1756 году к северной стороне колокольни пристроили одноэтажную каменную братскую трапезную с кухней, а в 1762 году по благословлению Тверского епископа Афанасия устроен с левой стороны придел во имя новоявленного чудотворца святителя Димитрия митрополита Ростовского (освящен 21 сентября 1762 года)
   Колокольня Смоленского собора монастыря сохранилась; она высокая, трехъярусная, с мощным столпообразным восьмигранным ярусом звона на четверике. Ярус звона завершен невысоким изящным ярусом, над которым установлена на барабане луковичная глава, увенчанная крестом. Завершение колокольни удивительно гармонирует с верхом надвратного храма во имя Иоанна Богослова и апостола Андрея Первозванного.
   Ограда и башни Житенного монастыря были построены в 1760-1761 годах. В ограде с западной стороны был выход к озеру. Ограда протяженная (200 сажен, то есть 432 метра), ее фасады зодчие украсили пилястрами, которые придают ей особую живописность, позволяя избежать монотонности восприятия. С внутренней стороны ограда оформлена аркадой. Шестигранные башенки, имеющие шатровое завершение, располагались по углам ограды.
   На территории Житенного монастыря с 1751 по 1758 и с 1772 по 1801 годы в деревянном флигеле размещалось Осташковское духовное училище (и некоторое время при нем была бурса для 19 бедных учеников), а также с 1773 года — Осташковское духовное правление. Первоначально оно находилось под трапезной надвратной церкви во имя Иоанна Богослова и апостола Андрея Первозванного, с 1802 года было переведено в юго-восточный каменный корпус.
   В Житенном монастыре был фруктовый сад. Он располагался на юго-западе от Смоленского собора, на восточной стороне настоятельского корпуса. Сад имел деревянную ограду на каменном фундаменте с каменными столбами.
   В 1928 году монастырь был закрыт. В 2002 году монастырь вновь начал действовать. В 2003 г. возвращена святыня – основательница монастыря – Смоленская икона Пресвятой Богородицы.


   История восстановления Богородицкого Житенного монастыря

   В 1920 году монастырь был закрыт. На территории монастыря до открытия располагался молочный завод. Согласно прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора от 17.07.2002 г. решением Священного Синода было определено открытие Богородицкого Житенного женского монастыря с назначением настоятельницы обители монахини Елисаветы (Евдокимовой).
   В настоящее время благоустроена территория монастыря, восстановлены надвратный комплекс, архиерейский корпус, два братских корпуса, хозяйственные постройки: столярная мастерская, пасека, скотный двор, огород, пекарня, швейная мастерская; цветочное хозяйство обеспечивает горожан семенами и саженцами. На выделенном острове Фомине благоустраивается территория, планируется разбить сад.
   Ведутся подготовительные работы по восстановлению собора в честь Смоленской иконы Божией Матери. Летом и в каникулы монастырь принимает множество паломников из молодежных и детских организаций, для которых построена монастырская гостиница. В эти дни он становится центром для детей и молодежи, где проводятся творческие вечера, духовные беседы.
   Сейчас в монастыре проживает 40 человек: 1 настоятельница, 3 монахини, 5 инокинь, 8 послушниц, 9 человек на подворьях, а также матери с детьми, которые живут в социальной гостинице.
   При монастыре существуют три подворья: Никольское (с. Крапивня Осташковского района), Покровское (с. Ельцы Селижаровского района), подворье имени свв. прппмчч. Елисаветы и Варвары (с. Петриково Осташковского района). На Покровском подворье есть источник в честь св. вмч. Параскевы Пятницы, первое упоминание о котором датируется 16 веком. Здесь заложена часовня.

   
     (Информация предоставлена Информационной службой Тверской митрополии.)
    

 

   Осташковский Житенный монастырь находится близ города Осташков на одном из островов озера Селигер, называемом Житенным. До 1700 года на этом острове находились житницы для хлебных запасов, собиравшихся Управлением Патриаршего двора с жителей смежного острова Клично, впоследствии основавших город Осташков. С городом остров соединен насыпным валом.
   Основание монастырю положено в начале XVIII столетия, по указу Государя Императора Петра 1-го от 19 марта 1716 года.
   Поводом к устроению монастыря послужило соперничество между прихожанами Троицкой и Воскресенской церквей Осташковской слободы из-за обладания Чудотворной иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии. В древности икона стояла на воротах городской стены и после пожара, бывшего в 1711 году и все истребившего, была найдена  в пепле совершенно невредимой. В рукописи об Осташкове икона называется Чудотворною, приписывается ей благодатное покровительство городу, особенно в бедственные времена. Для устранения соперничества церквей и построена была на Житном острове деревянно-брусяная церковь, в которой и поставлена была как храмовая икона Божией Матери Одигитрии.
   Церковь была о пяти главах, покрытых деревянною чешуёю, на средней главе железный вызолоченный крест, на прочих – деревянные, обитые жестью. Заведовал церковью вдовый священник Воскресенской церкви Леонтий Иванов, к которому начали приходить монахи из разных монастырей, стали строить себе келии и отправлять Богослужения.
   44,7 KbВ 1734 году 13 июня по благословению Св. Синода началось строение каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской с теплым пределом во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на правой стороне от западного входа. Нижняя часть храма квадратная, с откосным четырехугольным выступом для Алтаря, верхняя восьмиугольная. Пять глав с железными позолоченными крестами. Освящена церковь 16 декабря 1743 года.
   В 1751 году над западным входом в церковь сооружена каменная колокольня в три яруса и поставлен на ней железный позолоченный крест.
   В 1761 году по благословению Преосвященного Афанасия, епископа Тверского и Кашинского, установлен левый теплый придел во имя святителя Димитрия, Митрополита Ростовского чудотворца, и освящен 21 сентября 1762 года.
   В 1878 году 13 декабря освящен придел во имя Преподобного Нила Столобенского Чудотворца, устроенный впереди правого придела по благословению Высокопреосвященного Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского.
   Вокруг монастыря на протяжении 2-х саженей в 1760-61 годах построена каменная ограда, крытая тесом, с 4-мя башнями, крытыми железом. Другая каменная церковь — над святыми вратами, во имя Св. Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Построена по благословению Преосвященного Гавриила, Епископа Тверского и Кашинского, и освящена в 1768 году. На ней одна глава с железным вызолоченным крестом. Возобновлена в 1890 году при Архиепископе Савве. В 1920 г. советской властью монастырь был закрыт. На территории монастыря до открытия располагался молочный завод. Согласно прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора от 17.07.2002 г. решением Священного Синода было определено открытие Богородицкого житенного женского монастыря с назначением настоятельницы обители монахини Елисаветы (Евдокимовой).
   В монастыре проживает 4 человека: 1 настоятельница, 1 схимонахиня и 2 послушницы.
   За короткий период с момента определения Священного Синода для возрождения монашеской жизни в монастыре уже сделано немало дел: смонтированы металлические ворота, обустроена домовая церковь, в которой совершаются в воскресные и праздничные дни службы, а также исполняется иноческое правило и читается Псалтирь, очищены от мусора территория и монастырские здания. Ведутся строительные работы без прекращения богослужения в надвратном храме ап. Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.
   Восстанавливается артезианская скважина для обеспечения монастыря питьевой водой. Построены два гостиных номера. Заготавливаются материалы для пекарни-просфорни и монастырских подвалов.
   Разработан проект, отведено место и проведена планировка под строительство деревянного храма на монастырском подворье в с. Петриково, что в 15 км от г.Осташкова. На подворье строится теплица для выращивания круглый год овощей.
   Матушка настоятельница наладила хорошие отношения с городским профучилищем, студенты которого посещают монастырские богослужения и оказывают помощь в текущих работах. С момента открытия монастыря в районной газете «Селигер» г. Осташкова было опубликовано пять статей об истории и сегодняшней ситуации монастыря. При монастыре пока воскресной школы нет, но проводятся с детьми занятия, беседы и устраиваются детские праздники.
   Храм обслуживает назначенный в данный монастырь священник Михаил Михайлов.
   При монастырях городов Кашина, Бежецка, Торжка и с.Ушаковские горки, Старицкого района имеются подворья. В-г-Кашине. в честь св.ап. Петра и Павла; в г.Бежецке - Крестовоздвиженский храм, в г.Торжке - Иоанно-Богословский храм и в с.Ушаковские горки - Никольский храм.

 

   
ГЕНПЛАН ЖИТЕННОГО МОНАСТЫРЯ
    

 

   
     (Статья взята с официального сайта Тверской епархии )
     (Фото. № 1 Александра Коршунова.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли