ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ДЕЙСТВУЮЩИЕ И СОХРАНИВШИЕСЯ МОНАСТЫРИ

БЕЛЬСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Келейный корпус. Фото. 2004 г.

    Расположен за восточной окраиной села Комары на берегу ручья. Келейный корпус это единственная сохранившаяся в настоящее время постройка монастыря, возникшего из женской общины, основанной вдовой генерал-майора Татьяной Васильевной Гаузен, урожденной Змеевой. Община, которую возглавила Гаузен в 1863 г., была устроена на пожертвованной ею земле при имении Федоровское. Она разместилась в господском доме, перенесенном с другого берега р. Нача, протекающей поблизости. Для общины были также куплены постоялый двор с огородом, располагавшиеся у моста через реку. В 1863-65 гг. построили кирпичную церковь Антония и Феодосия Печерских. В те же годы сооружены женское училище и келейный корпус, а бывший господский дом превращен в гостиницу. В 1868 г. начали строить кладбищенскую церковь Рождества Богородицы. В 1881 г. община была преобразована в монастырь, а Т.В. Гаузен стала игуменьей Марией. При монастыре существовали две школы (для мальчиков и девочек) и богадельня. В советское время все постройки, кроме келейного корпуса, были полностью разрушены. В келейном корпусе заложены некоторые проемы, сделаны новые ворота на восточном торце, разобраны все внутренние стены, заново сложено перекрытие. Кирпичное с побеленными стенами здание выстроено в сдержанных формах эклектики.
   Одноэтажное прямоугольное здание крыто на два ската. Углы объема выпущены между лопатками. Стены прорезаны равномерно расставленными прямоугольными окнами, которые на южном и восточном фасадах заключены в рамочные наличники. На этих фасадах подоконники объединены полочкой и украшены рядом зубцов. Зубцы выложены также в простом по профилю венчающем карнизе здания. Южный фасад делится лопатками на три неравные части в 1, 2 и 3 окна. Первоначальный вход расположен на западном торце, где сохранились следы примыкания деревянных сеней.

   Зверинский, ч. 1, с. 219; Смоленские епархиальные ведомости, 1897, № 7, с. 390-399; № 9, с. 532-538; Православные монастыри, с. 779; Православные русские обители, с. 625-626; Редков, с. 393-397.

   В середине 2010-х на монастырской территории был обустроен некрополь, установлены несколько десятков памятников из нержавейки, на каждом из которых указвны имя монахини или послушницы. Отдельно установлен каменный памятник игуменьи Амвросии.
   23 февраля 2009 года группой прихожан и настоятелем храма Феодора Стратилата, что в деревне Мартюхи Вяземского района Смоленской области, была совершена поездка в село Комары. На территории бывшего женского монастыря был установлен крест высотой 2,5 метра с иконами Живоначальной Троицы и Божией Матери Казанской. В центре села, у старого кладбища ранее был поставлен крест на месте предполагаемого строительства часовни.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006., информации предоставленной Сергеем Павловичем Носиковым и материалам сайта храма Феодора Стратилата.)
    

   Бельский Богородице-Рождественский нештатный общежительный женский монастырь в приходе села Комаров (ныне село Комары), при сельце Фёдоровском, близ реки Начи, в 23 верстах от уездного города Белого. Основан в 1862 году, вдовою генерал-майора Татьяной Васильевной Гаузен (урожденной Змеевой) и открыт в 1865 году под именем общины; в 1881 году переименован в общежитенный монастырь. Первой игуменией была основательница монастыря, принявшая в монашестве имя Мария († 15 ноября 1890 года).
   Храмов два: 1) во имя преподобного Антония и Феодосия Печерских (построен в 1863 году); 2) кладбищенский - в честь Рождества Богородицы (построен в 1868 году). При монастыре две школы: одноклассная и мужская церковно-приходская.
   Монастырь владеет 417 десятинами земли. Игумения. Монахинь 25, послушниц 55.

   Богородице-Рождественский женский монастырь Бельского уезда, смоленской губ. (из № 9 Смол. Еп. Вед. за 1897 г.), стр. 1 - 16; Зверинский, т. I, № 410, стр 219 - 220; Любинецкий, стр. 27; Ведомость, стр. 98 - 99.

   
     (По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908.)
    

   Богородице-Рождественский девичий монастырь находился при с. Комарах, близ рч. Начи, в 150 в. от Смоленска и в 25 в. от г. Белого.
   Основательница монастыря — вдова генерал-майора Татьяна Васильевна Гаузен, урожд. Змеева. Потеряв сначала мужа — ген.-майора Карла, в православии Павла Васильевича Гаузена, а затнм единственного сына Александра, — она в течение семи лет, отказывая себе во всех удобствах жизни, на одной лошадке, с мальчиком разъезжала, посещая разные св. обители. Приехав в Смоленск, она предложила епископу Антонию свой капитал и имение Феодоровское для устройства общежития и богадельни. Епископ согласился на это, с трудом убедив г-жу Гаузен принять управление и заведывание общиной и благословив её иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии.
   В начале 1862 г. в общину вступила благочестивая старушка-странница Марина, принесшая неоцененное для обители сокровище — чудотворную икону Почаевской Божией Матери, две иконы Смоленской Божией Матери, находящиеся теперь в двух храмах обители, у левых клиросов, и икону Почаевской Божией Матери, находящуюся в трапезе.
   Г-жей Гаузен приобретен был также для общины барский дом, перенесенный ей на противоположную сторону р. Начи, саженей на 40 от большой Вяземской дороги, и постоялый двор с огородом, находившийся вблизи моста через реку. В перенесенном доме и поместилась община. В зале отправлялось ежедневно всенощное богослужение, и сестры беспрерывно читали псалтирь и правило; для присутствования на литургии они ежедневно отправлялись в с. Комары. Вблизи дома была сделана пристройка, разделенная сенями на две половины: в одной была кухня, в другой — трапеза.
   В 1863 г. получено было разрешение на устройство общины, и тогда же заложена была церковь преп. Антония и Феодосия Печерских. Вблизи дома, где помещалась община, устроен был кирпичный завод. Сестры сами делали и возили кирпич, а также на том месте, где находится теперь обитель, вырубали лес для церкви, ветвями и сучьями устилая болотистую дорогу.
   В 1865 г. храм был окончен и освящен еп. Антонием (20 июня); к тому же времени было построенО женское училище и корпус, куда перешли сестры, барский же дом обращен был в гостинницу для приезжающих. В 1868 г. построена вторая церковь — кладбишенская.
   В первое время существования общины, сестрам приходилось много терпеть нужды и трудиться, но Господь явно оказывал им Свою всесильную помощь. Иногда случалась такая скудость в пище, что не доставало муки для хлеба. Начальница обращалась тогда к состоятельным соседям, которые и оказывали общине помощь в таком безвыходном положении. Однажды во время такой нужды неизвесткым благотворителем привезено было ночью к амбару общины 40 пудов муки (после оказалось, что привез её Никанор Ив. Пронин). Когда однажды загорелась крыша сестринского корпуса, то, по распоряжению строительницы, из церкви вынесена была икона Почаевской Божией Матери — и пламя стало ослабевать, а затем угасло.
   В г. Белом куплен был для потребностей общины дом. Но он оказался гнилым, и для постройки нового дома пришлось сплавлять лес по реке из монастырской дачи. Остальной материал сестры возили на лошадях сами. Начальница в простой тележке и на рабочей крестьянской лошадке еженедельно ездила в Белый для наблюдения за постройкой. По окончании ей, сестры сами занимались отделкой дома.
   При недостатке средств, сестры сами также наблюдали за мельницей, устроенной в 1865 г. Послушница Гликерия хотевшая подмазать на ходу мельничное колесо, была втянута им и измята так, что вскоре умерла (в 1876 г.). Весной 1877 г., когда мельница во время разлива была разорена, — в кружке для пожетвований оказалось две серии по 50 р. и записка, на которой было написано: "О здравии Илии".
   Когда в конце 70-х годов ХIХ в. загорелся строевой лес в даче "Безымянке", — то из церкви вынесены были иконы Почаевской и Смоленской (благословение обители епископа Антония) Божией Матери, и подувший в противную сторону ветер прекратил пожар.
   В 1881 г. община преобразована в общежительный монастырь, при чем седмичное богослужение возложено на священнослужителей с. Комаров, с вознаграждением за их труды по определению Епархиального начальства.
   Строительница монастыря, игумения Мария (Татьяна Васильевна Гаузен), в 1874 году удостоена благословения Св. Синода, а в 1886 г. — награждена наперсным крестом. Скончалась она 15 ноября 1890 г., на 74 году от роду, и погребена в каменном склепе монастырской Богородице-Рождественской церкви.
   На место почившей назначена была игумения Амвросия (в мире Александра Петровна Янилина, дочь купца г. Мосальска). Вскоре по вступлении в должность, ею приобретена в монастырь икона Божией Матери "Скоропослушницы", после чего средства обители стали возрастать, и благосостояние её стало улучшаться. В 1893 г. приступлено было к исправлению ветхого корпуса, в котором жили сестры. Когда не хватило камня для бута, — то случился разлив реки (в июне 1895 г.), принесший более 300 возов камня.
   Под руководством игумении, сестры занимаются иконописанием, фольговым производством, переплетом книг, шитьем обуви и проч. ремеслами, — чем и снискивают себе пропитание. Многие соседи — помещики посещают обитель, чтобы помолиться той истовой молитвой, которая так дорога сердцу каждого православного человека. Огромное влияние оказывает также монастырь и на соседних крестьян.
   В 1913 г. в монастыре была 1 игумения, 84 монашествующих и 8 бельцов. При монастыре 2 школы (учащихся 53 м. и 50 д.) и богадельня, в которой призревалось мужчин 1, женщин 4, мальчиков 6 и двочек 5.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли