ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




БЕЛЬСКИЙ РАЙОН, ВЕРХОВЬЕ (ВЕРХОВЬЕ НА ОБШЕ)

ВЕРХОВЬЕ (ВЕРХОВЬЕ НА ОБШЕ) - УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

   Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Верховье на Обше, Верховье, Пречистая в Верховье - лежит на вершине высокой горы, на левом берегу р. Обши и на правом р. Белой, в 32 в. к востоку от Белого. В селе находятся два дома, принадлежащих членам причта, дома землевладельца — 6ельского купца Ильи Михайловича Михайлова и сына его Петра Михайлова, церковно-прих. школа и сторожка. От волостного правления (Дунаевского) село находится в 2 в., от границы с Ржевскимъ уездом в 35, от станции Оленино Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. в 40 верст. Соседние села: Дунаево в 2, Покров на Обше в 5, Пышково в 7, Городок в 10 в.
   Село — одно из древнейших. Предание связывает начало его с основанием г. Белого. На месте села будто бы заложен уже был некогда город, и возведены были некоторые постройки. Но поднялась сильная буря с дождем, вода вышла из берегов и унесла весь материал на другое место, где и возник нынешний г. Белый, называвшийся первоначально "Богородичен". Дйствительно. село служило некогда центром Верховской волости и существовало уже в самом начале ХVI в.: в перемирной грамоте 1503 г. король Александр обязался не воевать и не зацеплять ничем, среди других сел, Верховья. В окрестностях села во время постройки Смоленской стены (1595—1602 гг.) брали известь, при чем жгли ее "у Пречистыя в Верховье". В 1608 г. из этого села отправились в Царево-Займище, к самозванцу, Николай Олесницкий в воевода Мнишек. Здесь же стояли и русские воеводы.
   Первый храм во имя Успения Пресв. Богородицы, названный храмом "в Белой Пресвятое Богородицы Верховское", упом. в привиллегии Л. Кревзы 1634 г. Второй храм во имя св. Николая Чуд. указывается в окладной книге м. Симеона 1698 г., при чем сбора положено с него 3 р., и священники названы Николай и Андрей. Третий деревянный храм во имя Рождества Пресв. Богородицы устроен свящ. Петром Богдановским в 1710 году. Упразднен этот храм в 1827 г.
   Теперешний каменный, холодный, храм во имя Успения Пр. Богородицы устроен капитаном Николаем Ивановичем Исаковым, при пособии других прихожан, в 1820 г. и освящен в 1827 г. В 1850 г. пристроены к нему два теплые придела: один во имя св. Николая Чуд. на средства помещика Ольшевского, другой во имя преп. Нила Столбенского (27 мая) на средства статского советн. Нила Степановича Юревича. В 1898 г. церковь обнесена каменной оградой с железными решеткой и воротами на средства купца Ильи Михайлова.
   Церковь имеет вид корабля. Она приведена в лучший вилд пожертвованиями церковного старосты — купца Ильи Михайлова. В 1900 г., во время ремонта её, сгорели в здании церк.-прих. школы вся ризница и библиотека. Но на средства упомянутого купца И. Михайлова ризница устроена вновь; в ней имеется 7 облачений для священника и 3 для диакона, 3 церковных сосуда и 2 серебряно-вызолоченных дарохранительницы. В теплой церкви оба иконостаса вызолочены сплошь червонным золотом на полименте.
   В 1902 году в 1 в. от церкви, над ключем-колодцем при рч. Панике, на жертвованныя деньги устроена каменная часовня во имя Божией Матери Одигитрии, на месте старой деревянной часовни. В нее два раза в год совершается крестный ход из храма: 26 мая, накануне престольного праздника Обретения мощей преп. Нила Столбенского, и 27 июля, накануне праздника Божией Матери Одигитрии. Здесь совершается в это время всенощное бдение и водоосвящение при большом стечении народа, который почитает часовню и освящаемую воду.
   Причт в 1774 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. По штату 1855 г. в причте положено быть священнику и псаломщику. В 1915 году пркчт состоиял из священника и псаломщика-диакона.
   Приход в 1774 г. состоял из 136 дворов. В 1915 году приход делился на две части, из которых большая состояла из старообрядцев, а именно:
   Православных в селе Верховье, в деревнях: Костяеве, Сущеве, Соловьеве, Лисове, Саликове, Докукине, Лобазове, Еашине, Аскарове, Ерменеве, Давыдкове, Сергеевке, Глинках, Свинцове - 129 дворов (370 мужчин, 357 женщин).
   Старообрядцев в деревнях: Трошкине, Абабкове, Рыдилове, Иванченках, Терехове, Глинках, Жегошове, Харине, Свинцове, Глушакове - 161 двор (501 мужчина, 491 женщина).
   Оффициальные упоминания о расколе в приходе встречаются лишь с 1840 г. Но исповедные росписи показывают, что он явился здесь много ранее: некоторые прихожане уже с 1800 г. перестают бывать у исповеди и св. причастия, и с этого времени число таковых ежегодно увеличивается; хотя они, при этом, отмечаются не бывшими "по нерадентю", но ясно, что здесь имеется отпадение и совращение в раскол. К 1840 г. число их вОросло до 300, и здесь они отмечены не бывшими у исповеди "за расколом". До 1861 г. раскол сущестовал еще скрыто: раскольники венчались в православном храме; они погребались православным священником, хотя без напутствования; дети их крестились в православном же храме, хотя родители обозначались в метрических книгах принадлежащими "к раскольнической секте". С отменой крепостного права раскол стал открытым: раскольники положительно перестают посещать храм и принимать таинства; у них являются свои попы, — сначала беглые, затем Австрийского поставления,— и свои молитвенные дома. Раскол в с. Верховье питался всегда расколом соседних Ржевского и Сычевского уездов: не имея своих попов и наставников, здешние старообрядцы обращались всегда в эти уезды за требами; отсюда получали они и своих попов; отсюда и до последнего времени они привозили начетчиков "для борьбы с приходским свяшенником и миссионером". В 1915 году раскол в приходе вполне окреп, и приход с. Верховья служит гнездом раскола всего Бельского уезда. Все они держатся Австрийского согласия: часть их — окружники, часть - противоокружники. Те и другие имеют свои молельни и своих попов. Молельни имеют внутри неподвижные иконостасы и престолы с антиминсом, крестом и евангелием. Одана из молелен — для окружников — находится в д. Иванченкове; другая — для противоокружников — в д. Рыдилове. Попы стараются по внешнему виду не отличаться от православных священников: отпускают длинные волосы, одеваются в рясы и подрясники. У них два кладбища, на которых они погребают умерших без всяких донесений полиции и без ведома священника: одно при д. Глушакове и другое — при д. Рыдилове. В отношении к православным раскольники наружно миролюбивы, хотя и питают в душе укоренившуюся неприязнь. Вредного влияния на православных они не оказывают.
   Временный медицинский пункт Бельского земства, с врачом и фельдшерицей-акушеркой, имелся при сельце Трушине, в 1 в. от церкви.
   Церк.-прих. школа открыта в селе в 1892 г. В 1901 г. устроено новое, одноэтажное, деревянное здание для неё. При школе общежитие на 35 уч. В материальном отношении школа вполне обеспечена С.А. Рачинским (почетным попечителем церк. школ 4-го благочиннического округа Бельск. у.). При школе ведутся народные чтения с пением школьного хора. Старообрядцыи чтений избегают. Учащихся 72 из них 62 м, в том числе 32 старобр., и 10 д., в том числе 3 старообр.
   Жители религиозны, усердно посещают храм и почитают праздники. С 1897 г. при церкви существует общество трезвости, число членов коего ежегодно возрастало.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли