ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




БЕЛЬСКИЙ РАЙОН, СПАС (СПАССКОЕ)

СПАС (СПАССКОЕ) - ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ

   Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Спасское, Спас - расположено на высоком месте, близ рч. Еловицы, в 1 в. от Дорогобужской дороги, в 9 в. к югу от г. Белого. Рч. Еловица, протекая саж. в 100 от села, своими извилинами окружает церковнкю землю с сев.-восточной стороны. С востока, юга и запада село с окрестными деревнями окружено хвойными лесами казенных и владельческих дач. Ближайшие села: Кавельщина в 9 (на восток), Будино в 7 (где волостное правление), Ляпкино в 12 (на запад), Головенька в 5 (на север) и Ново-Александровское в 20 в. на юг).
   Село Спасское (в простонародье Спас) получило название от храма въ честь Преображения Господня. Оно называлось также "Спас-Пышницкий", по фамилии ктитора первого храма. В народе оно известно также под именем "Спас-Обретения", так как придельный храм посвящен Обретению мощей преп. Нила Столбенского (27 мая). В день храмового праздника стекается множество богомольцев даже из других уездов на поклонение особо чтимому образу преп. Нила.
   По преданию, записанному в летопись, в прежнем приходе с. Спасского (многие деревни отчислены от него к с. Ново-Александровскому) находились села - Григрово, Всех Святых и Коребино, — разрушенные литовцами. Местоположение сел — Григрова и Всех Святых местные жители указывают доселе.
   Село Спасское уп. впервые в 1715 г., когда Смоленским шляхтичем Самуилом Михайловичем Пышницким устроен был здесь деревянный храм во имя Преображения Господня. Второй, деревянный же, храм во имя Преображения Господня, с приделом во имя Обретения мощей преп. Нила Столбенского, устроен на месте обветшавшего первого в 1777 г. поручиком Ильей Самуиловичем Пышницким. Около 1788 г. тем же ктитором устроен был небольшой теплый придел в честь Рождества Христова.
   Нынешний деревянный, с такой же колокольней, на каменном фундаменте, двухэтажный храм устроен, в 2 саженях к востоку от прежнего храма, в 1865 г. на церковные средства. В нем два престола: вверху — главный, холодный, во имя Преображения Господня, освященный 28 мая 1870 г.: внизу — теплый во имя преп. Нила Столбенского, освященный 21 марта 1865 г. В 1893 г. устрон на храм новый открытый курол; весь храм покрыт железом; устроена новая колокольня, присоединенная к храму; нижний храм оштукатурен внутри.
   Из хранящихся в храме книг, на одной минее надпись: "Бельскаго уезда, села Спасскаго, церкви Преображения Господня минея общая печатана в лето от сотворения мира 7202, от Рождества же по плоти Бога Слова 1694, индикта 2, месяца апреля — строитель иеромонах Савва Улицкий". Та же надпись и на минее праздничной, печ. в 1696 г.
   В ½ версте от храма находится целебный колодезь. В 1863 г. от воды его получил исцеление крестьянин дер. Сергеева Трофим Киприанов, бывший почти три года слепым и страдавший жестокой головной болью. По произведенном о сем формальном дознании чрез благочинного и станового пристава, — указом Смоленской Дух. Консистории, от 17 января 1864 г. за № 379, предписано было устроить над колодцем шатер и совершать к нему в храмовые и другие дни крестные ходы. С 1864 г. к колодцу, известному и ранее, во множестве идут страдающие недугами, особенно головной больй. Накануне и в самый день обретения мощей преп. Нила (27 мая) стекающиеся богомольцы идут к колодцу — поклониться иконе Пресв. Богородицы, которая явилась во сне исцеленному крестьянину, отслужить молебен и взять воды. В эти дни на колодце беспрерывно служатся молебны Царице Небесной, а из храма бывает два крестных хода для совершения водосвятия, в сопровождении до тысячи молящихся. В 1895 г. над колодцем, вместо ветхой часовенки, устроена новая большая часовня, которая обшита тесом и покрыта железом.
   Причт в 1762 г. состоял из священника, дьячка и пономаря; по штату 1847 г. бывшая до того диаконская вакансия упразднена, а положен причт из священника, дьячка и пономаря; в 1872 г. упразднена пономарская вакансия. С 1904 г. вакансия диакона открыта вновь, и в 1915 г. причгь состоял из священника, диакона и псаломщика.
   В 1762 г. в приходе было 48 дворов, в 1767 — 62 двора; в 1813 г. было 135 дворов и 540 прихожан (Смол. Старина, II, 300). В 1915 году прихожан в селе Спасском, в сельцах: Анисимове, Кононове, Высоком, Куркине, Щадневе, Прокудине, Цветухине, Казулине, Быкове, в деревнях: Бражнине, Сергееве, Жукове, Свирюкове, Сыромотной, Тараканове, Касилове, Сорокине, Рыжеве, Башлееве, Громове, Могасениках, Полоухине, Болотовке, Осташеве, Ивашкове, Рогове, Лубенькине, Сисоеве, Пахомове, Марьине, Околице, Ширакине, Бочарниках, Шилохвостове, Андрейкове - 292 двора (974 мужчины, 1028 женщин).
   Жители религиозны: усердно посещают хам, считают долгом хоть однажды в год отслужить по умершим литургию,три или четыре раза принимают св иконы. Чтобы не умереть без покаяния, многие в болезни прибывают сами в храм, чтобы не беспокоить священника, помолиться за литургией и причаститься. Брачнык праздненства совершаются в будни, во избежание оскорбления пиршествами святости праздничного дня; пред браком есть обычай приглашать причт для совершения всенощных. К духовенству относятся почтительно, любят беседовать о разных предметах и никогда не отказынают в помощи.
   В приходе две школы: церк.-приходская в селе и земская в д. Осташеве. Одноклассная церк.-прих. школа, находящаяся близ церкви, открыта в 1895 г. Она построена из казенного леса на средства частью священннка Михаила Граблина, частью церковные; в 1901 г. она переделана на средства Бельского Отделения, и при ней на средства свящ. Петра Белявского устроено помещение для учащих; в 1910 г. школьные зданиiя перестроены, и открыто на местные средства общежитие. Учащихся в церк.-прих. школе — 20 м. и 11 д.
   Земская школа, с 1862 г. существовавшая в селе, в 1906 г. переведена в дер. Осташево; учащихся в ней — 56 м. и 13 д.
   Кладбище издавна существует при церкви. На нем погребены: ктитор, поручик Илья Самуйлович Пышницкий, и его родные. На его могиле — алебастровый в форме гроба памятник, с такой же плитой на подножии. На могиле сына его, генерал-лейтенанта Дмитрия Ильича Пышницкого († 5 октября 1844 г.) — чугунный памятник в форме четырехугольной тумбы, огражденной чугунной оградой.

   
    (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли