ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



БЕЖЕЦКИЙ РАЙОН, КУРГАНЫ

КУРГАНЫ - ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА

ФОТОАЛЬБОМ

Церковь Покрова. Фото. Андрея Ага.


   Стоит на кладбище, расположенном на высоком холме, восточный склон которого полого спускается к селу. На месте существующей церкви в кон. 18 в. находился деревянный храм Покрова, сгоревший в 1795 г. По прошению местных помещиков капитана Николая Гавриловича Корсакова и Елизаветы Андреевны Аракчеевой и по ходатайству сына последней - знаменитого Алексея Андреевича Аракчеева (как предполагают, родившегося в Курганах), тогда подполковника, в соседнем селе Большое Поречье была куплена старая деревянная церковь Воскресения, которая после перевозки в 1796 г. была освящена во имя Покрова с прибавлением придела Всех Скорбящих Южный фасад (1895). ГАТО.Радости. В 1811 г. этот храм был перенесен на кладбище и переосвящен во имя Благовещения, а на прежнем месте на средства Е.А. Аракчеевой присодействии ее сына (к тому времени графа и генерала) в 1812-1816 гг. выстроили каменную церковь Покрова. Согласно описи 1816 г., храм имел пять деревянных, обшитых железом глав. Компактная продольно-осевая композиция включала двусветный четверик, к нему с востока и запада примыкали равновеликие прямоугольные алтарь и трапезная, скорее похожая на притвор. Южный и северный фасады четверика были обработаны неглубокой, но крупной нишей, в которую были вписаны все проемы и две колонны по сторонам входа: композиция напоминала портик в антах. В нач. 1830-х гг. с запада пристроена каменная двухъярусная колокольня с высоким шпилем. Ее нижний прямоугольный ярус занимала паперть с лестницей в более узкий ярус-четверик, прорезанный арочными проемами звона. Возможно, в тоже время первоначальное завершение храма заменили крупным деревянным ярусом (восьмигранной или цилиндрической формы), его высокую гуськовую кровлю венчал небольшой барабан с шаровидной главкой. К осени 1886 г. по проекту архит. В.И. Кузьмина, утвержденному 26 марта 1884 г., возвели обширную двухпридельную трапезную, которая включила в свой объем первоначальную трапезную и нижний ярус колокольни, а также заслонила западные части фасадов четверика храма. Проект был характерен для эклектичной архитектуры своего времени с преобладанием форм русского стиля. Фасады трапезной с пятью прямоугольными окнами под треугольными сандриками завершались щипцовыми фронтонами, украшенными под карнизом аркатурным пояском. Над кровлей трапезной возвышалось пятиглавие. Проект очевидно был осуществлен в упрощенных формах - без фронтонов и глав. Несколько позднее по тому же проекту вместо прежнего второго яруса колокольни был сооружен восьмигранный ярус звона с шатром в духе архитектуры 17 в. По проекту 1895 г., выполненному епархиальным архитектором В.И. Назариным, во 2-й пол. 1890-х гг. верхний ярус храма заменили существующим восьмериком, южную И северную стены четверика частично переложили, разобрав колонны и заложив окна второго света, а внутри храма возвели угловые пилоны. В нач. 1910-х гг. на средства прихожан вместо прежних трапезной и колокольни построили существующую трапезную с приделами Богоявления и Всех Скорбящих Радости, а также новую колокольню. В настоящее время почти полностью утрачено убранство интерьеров, в колокольне не сохранились плоские перекрытия и деревянная лестница. Здание кирпичное, оштукатуренное с гранитным цоколем. Церковь сохраняет первоначальную основу храма в стиле позднего классицизма, но в ее существующем виде господствуют формы эклектики, в которых однако преобладает ориентация на классицизм.
   Продольно-осевая композиция церкви состоит из одноглавого храма (четверик с неравносторонним восьмериком), более узкого прямоугольного алтаря, широкой прямоугольной трапезной и трехъярусной колокольни. Ее основанием служит четверик, два верхних яруса имеют срезанные углы. Храм и колокольня завершаются одинаковыми шарообразными главками с металлическим чешуйчатым покрытием. Небольшие глухие барабаны (цилиндрический у храма и восьмигранный у колокольни) - каркасной конструкции, обшиты железом. Фасады храмового четверика имеют три оси проемов, расположенных в два света, при этом западные окна с каждой стороны закрыты стенами трапезной. Верхняя часть четверика, отделенная профилированным карнизом, трактована как аттик, на который с южной и северной сторон наложены пологие треугольные фронтоны. Основная плоскость стен покрыта ленточным рустом. Прямоугольные вертикальные окна первого света и горизонтально вытянутые заложенные окна Церковь Покрова. План.второго света обведены простейшими рамочными наличниками. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами, фланкированными широкими пилястрами. Алтарь, завершенный треугольным фронтоном, - единственный объем, полностью сохранивший первоначальный облик фасадов. Стройные прямоугольные окна, в том числе два ложных на флангах четырехоконного восточного фасада, заключены в рамочные наличники и объединены в уровне подоконников полочкой. На продольных фасадах трапезной равномерно расположены шесть арочных окон с рамочными наличниками и килевидными архивольтами. На углах ее объем обработан огибающими лопатками, взавершении проходит карниз, образованный выступающими рядами кирпича. Все ярусы колокольни прорезаны крупными арочными проемами - полуциркульными в двух нижних и с лучковыми перемычками в верхнем. Пилоны первого яруса расчленены парами пилястр упрощенного тосканского ордера. Второй ярус завершен полуфронтонами. В третьем ярусе над проемами звона расположены маленькие полукруглые окошки, а венчающий карниз имеет лучковый изгиб. Перед южным входом в колокольню расположено крыльцо - полукруглая площадка со ступенями из бетона.
   В интерьере углы бесстолпного храма срезаны, а переход к восьмерику осуществляется при помощи плоских трапециевидных тромпов. Верхняя часть стен четверика выделена профилированными карнизами. Широкие арочные проемы соединяют храм с апсидой и трапезной. В алтаре - деревянное перекрытие, имитирующее коробовый свод. Четырехстолпная трапезная имеет плоское бетонное перекрытие по металлическим балкам, из которых нависают лишь те, которые связывают столбы в продольном направлении. Сохранились незначительные фрагменты настенной живописи: изображения евангелистов на тромпах, гризайльный растительный орнамент с розетками на арке между храмоми алтарем, "Покров" на своде алтаря.

   Добровольский, с. 124; Иванов Г., с. 6-7, 9-10, 27-28; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15955. Л. 721; Д. 15957. Л. 79; Оп. 4. Д. 2653, 2656, 2659; Ф. 466. Оп. 1. Д. 79599, 82287.

Церковь Покрова. Фото. 2003 г.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
     (Фото. № 1 Андрея Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли