ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



БЕЖЕЦКИЙ РАЙОН, ЕСЬКИ

ЕСЬКИ - ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

ФОТОАЛЬБОМ

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. ФОТО. БОРИСА ОРЛОВА.


   В архитектуре кирпичного здания с традиционной объемно-пространственной композицией, несколько архаичной для своего времени, использованы приемы и элементы барокко и классицизма. Церковь расположена в центре села на обширной площади. Её строительство было начато в 80-е гг. XVIII в., к 1801 г. завершено возведение храма, к 1819 г. - трапезной. В первой четверти XIX в. выстроена отдельно стоящая колокольня, в 1830-е гг. ее соединили с трапезной крытым переходом. Трехсветный, четырехстолпный четверик храма завершен массивным световым пятиглавием. Угловые барабаны цилиндрические, центральный - восьмигранный. С востока к четверику примыкает пониженная трехчастная апсида, с запада - квадратная в плане четырехстолпная трапезная и трехъярусная колокольня. Фасады четверика разделены поярусными лопатками на три прясла, центральное завершено треугольным фронтоном. Стены первого яруса четверика образуют на уровне межъярусного карниза выступ в кладке. Второй и третий ярусы разделены тягой, стены завершает антаблемент. Оконные проемы различной конфигурации украшены наличниками с ушами, замковыми камнями в виде трилистника, треугольными сандриками, фигурными фронтонами и фартуками. Дополняют декоративное убранство рустованные лопатки в ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. ПЛАН.первом и втором ярусах четверика, алтарной части и трапезной. Большой интерес представляют кованыетметаллические двустворчатые двери, украшенные стилизованными цветами. Фасады узкого перехода с двумя экседрами оформлены двухколонными портиками тосканского ордера. Высокая колокольня со шпилем состоит из трех квадратных убывающих объемов. Фасады первого яруса украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, второго яруса - портиками ионического ордера, третьего - трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Полуярус обработан рустом и прорезан полуциркульными окнами.
   В интерьере храма восьмигранные столбы с перекинутыми между ними подпружными арками несут световые барабаны, угловые с куполами, центральный с сомкнутым сводом. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Крещатые столбы и подпружные арки трапезной несут крестовый и коробовые своды с распалубками. В толще западной стены четверика храма размещались хоры, на которые вела внутристенная лестница (арочный проем хоров заложен при выполнении живописи). В храме сохранились великолепные масляные росписи 1843 - 47 гг., выполненные в академической манере. Сюжетные композиции чередуются с пышными орнаментами, фризами, архитектурными деталями в технике гризайль.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 1723, 1755, 1760, 1765, 1768; ГАТО. Ф. 468. Оп. 1. Т. 8. Д. 15098. Т. 9. Д. 15279. Т. 10. Д. 17061. Т. 11. Д. 18893; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. с. 94-95.
   А.Ф.

 

 

   Еськи. Большое Бежецкое село, расположенное на живописном берегу реки Осень при ее впадении в Мологу. Село расположено так, что попасть в него проездом не получится, - только намеренно: в Еськах заканчивается дорога. На широкой площади в центре села возвышается массивный храм с красивой стройной колокольней. Храм недействующий.
   Для тех, кто хочет понять, что такое на самом деле провинция, Еськи лучшее место. Здесь есть все, чтобы в полной мере ощутить разницу между жизнью пригородной деревни и деревни, от города далекой. Тишина, безлюдье...
   Сколько было написано материалов о Еськах, сколько здесь побывало журналистов, историков, искусствоведов и этнологов, не перечесть. Между тем и сейчас яркими красками чарует каждого входящего в храм великолепная по исполнению и необыкновенная по масштабам живопись.
   Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, - это поистине шедевр, сравнимый с лучшими произведения столичных храмов. Весь живописный ансамбль холодного храма, датированный специалистами 1840-ми годами, является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства.
   Специалисты не раз соглашались с тем, что лучшие образцы и архитектурного, и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на провинцию, незаслуженно забытую.

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ. РОСПИСЬ.

   Мало кто из неспециалистов знает, что в Еськах родился и вырос Самсон Федорович Пешехонов, знаменитый иконописец, основатель тверской иконописной школы, глава целой династии иконописцев, которая знаменита большей частью в Петербурге. О Самсоне известно очень мало. Исходя из статьи священника В.И. Некрасова «Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII» (1904 г.) мы узнаем, что Самсон Пешехонов учился в Москве, в Знаменской школе Сапожникова, и после ее окончания, вернувшись в Тверь, «открыл свою мастерскую за Тверцою, в приходе церкви Екатерины мученицы». Его кистью были написаны иконы в главном иконостасе церкви пророка Илии в Твери (церковь не сохранилась, но Царские врата из иконостаса перенсены в Белую Троицу), в Вознесенском соборе, в церкви Троицы за Волгой, Владимирской церкви и Исаевской церкви Рождества Богородицы (две последние разрушены).
   Неизвестно, писал ли Пешехонов иконы для новой, тогда только что построенной, Богоявленской церкви в Еськах, но вскоре Самсон Федорович вместе с женой Прасковьей уезжает в Петербург» для выполнения иконописных заказов». Сыновья Макарий, Григорий, Афанасий и Иван остаются в Еськах. Впрочем, в 1820-х годах в столицу перебирается и старший Макарий Пешехонов. Известно, что после смерти отца, в 1825 году, он открывает там собственную иконописную мастерскую.
   Все четыре сына Самсона были иконописцами, и все, кроме Макария, уехавшего в Петербург, остались на родине, в Еськах. Нам ничего неизвестно о работах Григория и Афанасия, но известны две подписные иконы Ивана: «Избранные святые» (1837 г., хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) и «Святитель Николай» (1827 г.)
   К сожалению, судьба братьев Пешехоновых, оставшихся в Еськах после отъезда родителя и старшего брата Макария, сегодня неизвестна даже историкам. Остается только догадываться об их деятельности. Известно, что Иван Григорьевич Пешехонов, сын Григория Самсоновича, был иконописцем и писал иконы (упоминается, что писал он их в Твери) для одного из храмов старообрядческих монастырей на Иргизе.
   Заметный след в истории русской иконописи оставил о себе Макарий Пешехонов. Его петербургская артель приобрела большую популярность. Вместе с Макарием написанием икон занимались его сыновья Алексей, Николай и Василий (четвертый сын, Федор, был инвалидам и в артели не работал). С ростом числа заказов приходилось увеличивать и штат мастеров. В мастерскую приглашаются художники из различных областей России, в том числе из Твери. По словам исследователя наследия Пешехоновых Жанны Белик, некоторые из иконописцев артели, проработав у Пешехоновых и набравшись опыта, возвращались на родину и открывали свои иконописные предприятия.
   Артели Пешехонова доверяли работы государственного уровня, например, Макарий лично принимал участие в реставрации Киевского Софийского собора. О Макарии с большим уважением отзывался знаменитый русский писатель Н.С. Лесков в своих «Мелочах архиерейской жизни» и статье «О русской иконописи». Известно, что Лесков неоднократно посещал мастерские Пешехонова, и его впечатления легли в основу многих собирательных образов иконописцев в произведениях писателя. ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ. РОСПИСЬ.
   Ушел из жизни Макарий Пешехонов внезапно и трагически. Вместе с сыном Алексеем в 1852 году Макарий отправился в Пицунду, где они должны были расписывать церковь. Подготовившись к работе, Пешехоновы на лодке отправились в порт Редут-Кале и, подъезжая к устью реки Хопи, «настигнуты были бурею и после долгих усилий ехать дальше погибли в волнах, поглотивших лодку», пишет князь Григорий Гагарин Василию Пешехонову, которому было суждено возглавить мастерскую после смерти отца.
   У Василия была очень большая семья: 24 ребенка. Кроме старшего сына Петра, ни один из детей Василия нигде не упомянут как иконописец. Жанна Белик предполагает, что на Василии и закончилась знаменитая иконописная династия, вышедшая из большого Бежецкого села Еськи.
   В 1856 году Василию Макаровичу Пешехонову жалуют звание «Иконописца Высочайшего Двора» и разрешают использовать на вывеске мастерской и изделиях государственный герб России. Это было знаком признания высочайшего качества продукции мастерской. Получению такого признания во многом способствовала долгая работа Василия Макаровича для императорской семьи. В 1845 году Пешехонов пишет икону святого князя Александра Невского для новорожденного великого князя Александра Александровича (будущего Александра III). Василий писал «образ в меру роста» для великих князей Николая Александровича, Владимира Александровича, Алексея Александровича и многих других княжон. Ряд икон святой Марии Магдалины написан им по заказу канцелярии императрицы Марии Александровны.
   Василий Пешехонов сотрудничал с архитектором А.М. Горностаевым, академиком «Византийской живописи» В.В. Васильевым, у Пешехоновых учился будущий академик, «живописец» В.М. Максимов. Мастерская представляла собой не просто «цех» по производству икон, при ней была организована семилетняя иконописная школа «с классической подготовкой иконописцев», представлявшая собой коллектив, в котором работали ученики и профессионалы. В своих дневниках святитель Николай Японский писал (март 1880 г.): «К Пешехонову – иконописцу; старец – почтенный и скромный; в мастерской мужички и мальчики пишут». Известно, что он лично посещал мастерскую Пешехонова и заказал у него иконостас для вновь построенного собора в Токио – «несмотря на высокую стоимость работы».
   География заказов для мастерской Пешехоновых впечатляет: это Финляндия, Япония, Иерусалим, Аляска, многочисленные российские губернии.
   Неисчислимое количество иконописных и живописных работ того времени не имеет авторской метки. Относить их к той или иной мастерской можно лишь по стилистике. До сих пор неизвестно, кто расписывал Богоявленский храм в Еськах, но необыкновенно высокий уровень позволяет думать, что делала это какая-то крупная мастерская, и неудивительно, если бы среди художников был кто-то, чья фамилия Пешехонов, тем более, что братья уехавшего в Петербург Макария Пешехонова остались здесь, на родине. Клеевая роспись храма в Еськах выполнена в период 1830 – 1850 гг. По словам сотрудника института искусствознания А.П. Павловой, росписи удивляют великолепием рисованного декора, отличаются тончайшим колоритом. «Живописи свойственен высокий художественный уровень при необычайной творческой смелости и жизненной силе. Самобытность этих росписей не отменяет в них характерные черты, присущие монументальному искусству того времени в целом».
   Наверное, росписи – это единственное, что прямо или косвенно связывает современные Еськи с той необыкновенной историей династии Пешехоновых, которая здесь зародилась. Непередаваемая словами красота росписей храма захватывает дух и позволяет представить себе его былое великолепие.
   Как и двести с лишним лет назад, стоит в Еськах храм, в котором молились духовник Гоголя священник Матвей Константиновский, родственники оперного певца Алексея Иванова, иконописцы Пешехоновы… Сегодня двери в храм распахнуты, и есть надежда на пробуждение у людей чувства сопричастности со своими великими предками. Богоявленский храм в Еськах – свидетель богатой истории этого места. Это некогда красивейший храм с высокой красавицей колокольней и прекрасными росписями…

   По материалам газеты «Тверские ведомости»


   Церковь Богоявленская, построена в 1801 года, каменная, престолов пять: в холодной три: главный Богоявления Господня, правый Казанской Божией Матери, левый апостолов Петра и Павла; в теплой два: правый Святителя Николая, левый Зачатия Иоанна Предтечи.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Иоаннович Томилов 68-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1858 года, , в 1899 году награжден наперстным крестом. Священник Алексей Петрович Флоренский 48-ми лет, студент семинарии, в служении с 1875 года, священником с 1879 года, в 1886 году награжден набедренником. Диакон Илия Алексеевич Виноградов 40-ка лет, в служении с 1879 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Александр Александрович Колосов 26-ти лет, в должности с 1892 года. Псаломщик Александр Павлович Соколов 29-ти лет, в должности с 1893 года.
   Прихожан Священника Томилова в селе Еськи, в деревнях Костяшине, Федорцове, Обенощи, Воронах - 209 дворов (769 мужчин, 826 женщин); Священника Флоренского в селе Еськи, в деревнях Костяшине, Федорцове, Обенощи, Воронах - 155 дворов (560 мужчин, 608 женщин).

   
     (По материалам изданий Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и официального сайта Тверской епархии.)
     (Фото. Бориса Орлова.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли