ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




БЕЖЕЦКИЙ РАЙОН, БЕЛОЕ СЕЛО

БЕЛОЕ СЕЛО - ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ

ФОТОАЛЬБОМ

ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. ФОТО. АНДРЕЙ АГА.


   Церковь обладает рядом своеобразных конструктивных особенностей и является одним из интереснейших памятников района. Стоит в центре села на площади. Построена из кирпича в 1778 - 1790 гг, в 1885 г. отдельно стоящая колокольня была соединена пристройкой с трапезной. К бесстолпному трехсветному четверику храма, увенчанному декоративным пятиглавием, с востока примыкает полуциркульная апсида, с запада - небольшая трапезная с северным приделом и трехъярусная колокольня. Особое своеобразие силуэту здания придаёт "вспученная" кровля четверика. По горизонтали четверик разделен тягами на три яруса. Углы первого яруса обработаны широкими раскрепованными лопатками, второго и третьего - сдвоенными пилястрами. Основную роль в плоскостном убранстве фасадов играют различные по рисунку наличники окон и порталы. Барочный декор колокольни проработан пластически ещё богаче. Первый ярус с запада имеет сдвоенные полуколонны с изящными капителями. Сильно раскрепованные углы второго яруса украшены трехчетвертными колоннами. Восьмигранный ярус звона увенчан небольшим резонатором с главой. ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. ПЛАН.
   Необычно перекрытие четверика. Его лотковый свод поддерживается двумя поперечными подпружными арками и двумя полуарками, направленными по оси восток-запад. Апсида перекрыта полулотковым сводом с конхой И распалубками над окнами. Своды трапезной утрачены, придел и первый ярус колокольни перекрыты коробовым сводом, ярус звона - высоким сомкнутым сводом. Внутристенная лестница на колокольню раположена в северном пилоне. В храме от иконостаса, выполненного в русском стиле (1890-е гг.), сохранились два верхних ряда. На стенах храма и трапезной уцелела клеевая живопись, в композициях которой использованы орнамент, медальоны и элементы архитектурного декора.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 845, 857. Л. 1,2,14; ГАТО. Ф. 468. Оп. 469. Т. 9. Д. 15970. Т. 12. Д. 19973, 19980; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 76.
   А.Ф.

   
     (По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
    


   ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:

   СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ОДИНЦОВЫ

   ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 96

   Бежецкое духовное правление
   Ревизские сказки о причте по разным церквям Бежецкого уезда 1739 года

Лист 25 оборот

   Лист 19
   1739 года генваря дня по указу ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА присланный из Новогородской о разборе церковников и прочих чинов духовных персон в Бежецкое духовное правление прошлого ,, 738,, года декабря ,, 23,, дня указ и изображенного в нем ,, 5 ,, пункта в Бежецкого уезда Городецкого стану села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы поп Иоанн Васильев указал по существу что он при той церкви обретается действительно в подушной оклад никуда не положен от роду ему тридцать четыре года на указанном смотре при разборе Углицкой провинции во учинённой конторе он поп был в прошлом 737 году в марте месяце и с того разбора отпущен без реэстра и без пашпорта .... в том какая резолюция учинена и в духовное правление реестр сообщён ли о том он поп неизвестен детей у себя мужеска пола имеет сына Илию шести лет сына Семёна трёх лет и четырёх лицов которые ево дети большей сын на показанном первом разборе потом был и за малом ....... отпущен без реэстру а меньший ево сын на тех разборах .... малолетством негляден да имеет же он поп при доме своём отца своего попа Василия Власиева шестидесяти семи лет

   Лист 25 оборот
   Того села объявленного села Белые пономарь ПРОХОР МАТФЕЕВ сын ОДИНЦОВ выслушав вышеписанный ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА присланный из Новогородской о разборе церковников и прочих чинов комиссии о духовных персон в Бежецкое духовное правление прошлого 738 года декабря 23 дня указ и изображенны в нём 5 пункта сказал от рождения ему сорок один год на указанном смотре и разборе Углицкой провинции во учинённой конторе в прошлом 737 году в марте месяце я пономарь . . . с того смотра и разбора отпущен без реэстра и без пашпорта потом отпущен в той конторе какая резолюция учинена и в духовное правление реэстр сообщен ли о том я неизвестен детей у себя имею Тимофея девяти лет Илариона шести лет МАКАРА трёх лет и оной ево больший сын на показанных смотрах был и за малолетствием он отпущен токмо о то…. отпуще вида никаково не имеет а другие мои дети на тех смотрах за малолетствием не были да имеется у меня отец мой родной бывы пономарь МАТФЕЙ ЯКОВЛЕВ девяноста дву лет ... оный мои отец весьма стар и дряхл и очьми мало видящий да брат мой родной же Григорий Матфеев двадцати семи лет которые на показанном разборе потому были попущены [ потому же] без реэстра и без пашпорта то.. оный мой брат при том разборе оставлен для произведения в церковные причетники на праздное место которое в прошлом 738 году при втором разборе по выборе вышереченного села Белые приходских людей определён во оное село Белое к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на праздное место для отправления за неимением второго положенного пономаря пономарской должности понеже

   Лист 26
при оной церкви издревле имелись обретавши два попа которого ради восправления оной понамарской должности от того второго разбора оной мой брат имеет данное ему заручное Добрыниной пустыни строителя иеромонаха Илариона пашпорт да у меня имеется быть брат родной же Стефан Матфеев двадцати девяти лет который при первом разборе взят в службу а других детей и родственников и свойственников у себя не имею и все сынов при объявленной церкви и разборе кроме малолетних все обошли и не бывши на разборе и после разборов …. церковников и детей их представленных никого нет и всей своей сказке показал и показал я пономарь сущую правду и естли в оной что ложно а после в том оного изобличён буду и за то повелен смертной казни
   Сию сказку писал я пономарь ПРОХОР ОДИНЦОВ и руку приложаху.

   Лист 25 оборот и 26 писал сам Прохор Одинцов, т.к. весь текст и подпись написаны одной рукой и в других документах где есть подпись Прохора Матвеева она написана точно также. Как видим на фотокопии у него был очень хороший подчерк. Поэтому в 1744 году его назначили копиистом в Бежецкое духовное правление, к сожалению от дела сохранилось только название в описи.

   ГАТО Фонд 468 опись фонда Бежецкого духовного правления том 1 лист 94
   По указу о определении в Бежецкое духовное правление копиистом Бежецкого уезда села Белые пономаря Прохора Матвеева. На 34 листах.
   Начато сентябрь 1744 год.

   ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 168

   Краткий экстракт города Бежецка и уезда из учинённой ведомости церквям и при них священно церковнослужителей и их детям и родственникам и свойственникам
   1739 года декабря 1 дня

   лист 50
   Села Белого церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
   попы Василий Власиев 67 лет
   Иоанн Васильев 34 лет
   диакон Герасим Гаврилов 55 лет
   дьячёк Пётр Власиев 52 лет
   пономарь Прохор Матфеев сорока одного 41 году
   попа Иоанна дети Илья 7 лет за малолетствием оставлен при отце своем
   Семен 3 лет за малолетствием на смотре не был
   диаконов сын Иларион Герасимов 13 лет грамоте читать писать изучен намечен на праздное место в пог. Буйлово в пономаря
   дьячка Петра Власиева дети
   Иван 16 лет грамоте читать писать изучен на смотре 737 года был отмечен на праздное место второго дьячка
   Матфей 12 лет обучен псалтири оставлен при отце
   пономаря Прохора дети
   Тимофей девяти лет 9 грамоте обучается псалтири в смотре в 737 году был оставлен при отце родном
   Иларион семи лет 7 за малолетствием на смотре не был
   Праздно живущий брат ево Стефан тридцати семи лет 37 был отдан в солдаты
   Брат Григорий двадцати пяти лет 25 грамоту читает и писать умеющий был помещён в то село на праздное место во второго пономаря
   Праздно живущий отец пономарь Матфей Яковлев восьмидесяти дву лет 82 при смотре был оставлен при сыне своём при означенном пономаре Прохоре

   ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 240

   СТОЛП Бежецкого Духовного Правления поданным
   сказкам о детях мая 10 дня 1740 года

   Лист 27 село Белые
   1740 года мая 29 дня по силе присланного Ея Императорского Величества из Новогородского Архиерейского дому разряда и Консисторского собрания в Бежецкое духовное правление прошлого 1739 года мая дня и приобщенной при сей форме указ Бежецкого уезда Городецкого стану села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы попы Василей Власиев Иаков Васильев диакон Герасим Гаврилов дьячёк Пётр Власиев пономарь Прохор Матвеев сказали что в 739 год по нынешний 740 год детей мужеска пола у них попов с причетники а имянно у попа Иакова дети Илия семи лет Иван дву месяца у диакона сын Иларион четырнадцати лет и пяти месяцев грамоте словенского языка читать и писать изучен а с указанного смотра и разборов отмечен в погост Буйлово на праздное место в пономаря у дьячка Петра дети Иоанн шестнадцати лет грамоте читать и писать изучен а с указанного смотра и разбора отпущен в оное село во второго дьячка оного Ивана сын Иван шести месяцев Матвей тринадцати лет грамоте обучается псалтири. У пономаря Прохора Матвеева дети Тимофей десяти лет и одного месяца грамоте славянского языка книгочтения изучен Иларион семи лет и дву месяцев грамоте обучается часослову Макар четырёх лет индикта одного месяца ево пономарёва праздноживущий брат Стефан Матвеев тридцати . . . . лет а со смотру и разбору отдан в солдаты брат же ево Григорий двадцати шести лет который читать и писать изучен а с указанного смотра и разбора отмечен во оное село во второго пономаря ево же пономаря праздноживущий отец пономарь Матвей Яковлев восьми десяти лет а более у них попов с причетники детей также и родственников и свойственников получившихся после разбору никого не имеется и всей своей сказке показали они попы с причетники самую сущую правду а ежели объявится что ложно и за то повинны себя творить подвержены платежа штрафу что указом определено
   К сей сказке поп Иаков Васильев руку приложил
   и вместо вышепоказанного попа Василия Власиева понеже он имеет ручную болезнь по ево велению руку приложаху дьякон Герасим Гаврилов руку приложаху
   к сей сказке пономарь Прохор Матвеев сын Одинцов и вместо реченного дьячка Петра Власиева понеже он ручную болезнь по ево прошению и себя руку приложаху

   Лист 35 оборот
   Погост Троецкий
   Поп Макар Васильев возможно тесть Одинцова Илариона Прохорова

ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. ФОТО. 1978 Г.


   ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 383
   О избрании села Белое пономарева сына Тимофея Прохорова того села в пономари

   Лист 1
   Подана августа 3 дня 1741 года
   Святейшего Правительствующего Синода Члену Великому Господину Преосвященному Амвросию Архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому В Новгородской вашего Преосвященства Епархии Бежецкого уезду Городецкого стану села Белые вотчинной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы пономаря сын Тимофей Прохоров и о чём моё челобитье
         1
   Сего августа месяца 1 дня нынешнего 1740 года мне нижайшему показанной вотчины села Белые реченной церкви от приходских людей челобитная о произведении меня в то село показанное к церкви на место отца ево пономаря Прохора Матфеева в пономаря записав
         2
   . . . . данной мне от приходских людей челобитье намерен я для получения от Вашего Преосвященства указа. . . . . . . И дабы указа Вашего Преосвященства повелено быть сие моё челобитье в Бежецкое духовное правление принять и показанное данное от приходских людей заручное челобитье и отослать от онаго правления . . . доношение куда надлежит

   Лист 1 оборот
   Милостивому Святейшего Правительствующего Синода Члену реляция Господина Преосвященного Амвросия Архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого прошу Вашего Преосвященства о сем моём челобитье решение учинить . . .

   Лист 2
   1741 года августа 3 дня по указу Святейшего Правительствующего Синода Члена Великого Господина Преосвященного Амвросия Архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого и предложенных на поданное в Бежецкое духовное правление Бежецкого уезда Городецкого стану села Белые пономарева сына Тимофея Прохорова челобитье вотчины Ново Девичьего монастыря Московского села Белые приходские люди староста церковный Алексей Аникиев мирской Фирс Леонтьев сказали что сего августа 1 дня нынешнего 1741 года со общаго той церкви приходских людей совета показанного села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы пономарского сына Тимофея Прохорова в пономаря ко оной на место одержимого животной болезнью и ногами скорбного отца ево пономаря Прохора Матфеева подлинно в пономаря выбрали и в той данной от нас челобитье справедливо и показали они староста Алексей Аникиев и Фирс Леонтьев самую сущую правду а ежели показали что ложно а после онаго изобличены будут . . . . . . штрафованы
   Подписи

   Лист 2 оборот
   1741 года августа 4 дня по предложенной на подпись Бежецкого уезда Городецкого стана села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Пономарева сына Тимофея Прохорова челобитье на место показанного одержимого животной болезнею и ногами скорбный пономарь Прохор Матфеев при нижеподписавших людей осматриван
   А по осмотре он пономарь явился подлинно животною болезнею одержим и ногами скорбен а при том осмотре свидетели быти . . . Бежецкого уезда села . . . поп Иоанн села Кузнецова поп Иоанн Михайлов села Градниц поп Никита Петров
   Руку приложили

   Лист 4
   Святейшего Правительствующего Синода Члену Великому Господину Преосвященному Амвросию Архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому
   Бежецкого духовного правления доношение
   Сего августа 3 дня нынешнего 1741 года Вашему Преосвященству бил челом а в Бежецкое духовное правление Новгородской Вашего Преосвященства Епархии Бежецкого уезда Городецкого стану села Белые Пономарев сын Тимофей Прохоров подал челобитную в которой написано сего де августа 1 дня дана ему Тимофею показанного села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы приходских людей вотчины Московского Новодевичьего монастыря со церковного старосты Алексея Аникиева со мирского старосты Фирса Леонтьева с протчими показанной церкви приходскими людьми челобитная о произведении ево Тимофея на место отца ево пономаря Прохора Матфеева в пономаря по которой отец ево одержим животной и ножной болезньми требовал оный Тимофей тем своим челобитьем чтоб то ево челобитье и показанное данное от приходских ему людей челобитье . . . во оном правлении принять и отослать оное приходских людей челобитье для производства ево Тимофея к лицу Вашего Преосвященства которые как ево Тимофея так и приходских людей челобитье принять по надлежащему по силе указу от реченного духовного правления . . . . . . такое по силе что не имеется какого оного в том ему Тимофею спору и запрещения не имеется он Тимофей какого за собой подозрения и болезни так . . . в подушной оклад не положен и в сем данном от приходских людей челобитье написано справедливо показанное отце ево пономарь Прохор смотреть подлинно животною болезнью одержим ногами скорбен по которому . . . . . . . никакого ему Тимофею спору и запрещения не явилось также подозрения и болезни за ним Тимофеем не оказалось и в подушном окладе никуда не положен [по справке с имевшимися в оном духовном правлении]. Показанной отец ево пономарь Прохор по осмотре сторонних людей явился подлинно животной болезнью одержим ногами скорбен и впредь отправление пономарской должности быть ненадёжен также по силе указов подлежащая скаска у онаго отца ево во оном духовном правлении взята в такой силе ежели он Тимофей на оное отца ево место в пономаря произведётся то оному ево отцу пономарю Прохору пономарской должности при приходской церкви и нигде не отправлять чего ради данное от приходских людей челобитье с надлежащим подписанием свидетельства для производства посылаемое к Вашему Преосвященству с онаго правления при сем доношении с ним Тимофеем Прохоровым.
   О сем в доношении прилагает Вашего Преосвященства нижайший богомолец города Бежецка поповский староста соборной Воскресения Христова церкви поп Иоанн Михайлов 1741 года августа 4 дня подлинное доношение заручной повского старосты попа Иоанна

   Лист 6
   Святейшего Правительствующего Синода Члену Великому Господину Преосвященному Амвросию Архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому
   Бьёт челом Новгородской Вашего Преосвященства епархии Бежецкого уезда Городецкого стану вотчины Новодевичьего монастыря Московского села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы приходские люди староста церковный Алексей Аникиев мирской Фирс Леонтьев с прочими той церкви прихожаны а о чём наше челобитье тому следуют пункты
         1
   Вышеписанной нашей приходской Благовещения Пресвятой Богородицы церкви имеющийся пономарь Прохор Матфеев одержим животною болезнью и ногами весьма скорбен зачем при оной нашей приходской церкви пономарской своей должности отправлять не может.
         2
   Чего ради сего августа 1 дня 1741 года с общаго совету выбрали сим на место показанного скорбного пономаря Прохора Матфеева сына ево Тимофея зная что он сын жития добраго и неподозрителен хмельного пития не упивается такоже и болезни никакой он Тимофей не имеет и прочих препятствующих причин за ним не ходятся и при генеральной переписи в подушной оклад никуда не положен от рождения ему Тимофею 16 лет также грамоте читать и писать искусен реченную показанную должность по произведении в пономаря ….. …… может достойное ево Тимофея по силе указов ….. ты и произведёшь во оный пономарский чин как в том селе …. и тому селу лежащих селах и погостах церковнослужащих детей избрать нам некого.
         3
   При показанной нашей приходской церкви церковной пашенной земли десять четвертей два четвертина в поле а в дву потому сеновых покосов десять копен приходских сто двадцать один двор …. по генеральной переписи мужеска полу душ сот пятьдесят душ которое землёю приходяще от нас обычным церковным доходам по посвящении в пономаря довольствоваться он Тимофей может с протчими священно церковнослужителями без оскудения.

   Лист 6 оборот
   И дав указом Вашего Преосвященства повелено было сие наше челобитье в Санкт Петербурге в конторе Вашего Преосвященства при….. а объявленного пономарева сына Тимофея на место реченного одержимого животною болезнею и ногами скорбного пономаря Прохора Матфеева посвятить в пономаря чтоб во отправлении пономарской должности не последовало неудобства
   Милостивому Святейшего Правительствующего Синода Члену Великому Господину Преосвященному Амвросию Архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому просим вашего Преосвященства о сем нашем челобитье милостивое решение учинить 1741 года августа 1 дня челобитье писал которое и подать надлежит в Санкт Петербург в конторе Вашего преосвященства
   Города Бежецка церкви Рождества Христова дьяконов сын Андрей Егоров у подлинно челобитной руку приложил також
   К сей челобитной села Белые поп Яков Васильев
   Вместо вышеписанного старосты церковного Алексея Аникиева мирского (староста) Андрей Леонтьев и всех объявленной церкви приходских людей по прошении и себя руку приложил
   К сей челобитной села Белые диакон Никита Гаврилов руку приложил
   К сей челобитной села Белые дьячок Пётр Власов руку приложил
   К сей челобитной села Белые пономарь Прохор Матфеев руку приложил

   Лист 7
   Сия челобитная что она ….. положеная следовал и свидетельствовал города Бежецкого Верха поповский староста соборной Воскресения Христова церкви поп Иоанн Михайлов.

ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. ФОТО. АНДРЕЙ АГА.


   ГАТО Фонд 468 опись 1 Дело 771

   Дело со сказками причтов церквей о прибылых и убылых священноцерковнослужителей и их детей за 1743, 1744 и 1745 г.г.

   Лист 41
   1746 года февраля дня Бежецкого уезда села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы поп Иоанов Васильев с причетники сказали что де в ....... селе в прошлом 1744 и 1745 г.г. убылых из священноцерковнослужителей действительно учащихся никого не имелось по сей сказке сказали они поп с причетники сущую правду
   Дьякон Герасим Гаврилов руку приложил
   Дьячёк Матфей Петров руку приложил
   Пономарь Тимофей Прохоров руку приложил

   Лист 126
   1744 года июня 18 дня дня Бежецкого уезда села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы поп Иоанов Васильев с причетники сказали что де в ....... селе в прошлом 1743 по сей 1744 г. убылых из священноцерковнослужителей никого не имелось по сей сказке сказали они поп с причетники сущую правду
   Дьякон Герасим Гаврилов руку приложил
   Дьячёк Матфей Петров руку приложил
   Вместо вышеписанного пономаря Тимофея Прохорова отец ево бывший пономарь Прохор Матфеев понеже ........... болезни по его прошению руку приложил

   ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 867

   О произведении села Белые пономаря Прохора Матвеева в то село в попа
   29 марта 1744 года

   Лист 1
   Святейшего Правительствующего Синода Члену Великому Господину Преосвященному Амвросию Архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому

   Доношение

   Доносит Новогородской Вашего Преосвященства епархии Бежецкого уезда Городецкого стану села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы пономарь Прохор Матвеев
   а о чём моё доношение тому следуют пункты
         "1"
   Минувшего апреля дня 1744 года к вашему Преосвященству дано мне нижайшему Бежецкого уезда Городецкого стану села Введенского церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы от приходских людей помещицы вдовы Авдотьи Андреевой дочери Орлова с протчими той церкви приходскими людьми заручное о произведении меня нижайшего к той села Введенского церкви на место вдового выбывшего в монашество попа Иосифа Арсеньева в попа доношение тое со оным доношением к Вашему Преосвященству без надлежащего от Бежецкого Духовного Правления засвидетельствования . . . . .
         "2"
   И оное данное от показанной помещицы вдовы Авдотьи Андреевой дочери Орлова с приходскими людьми доношении для надлежащего по указу следствия и подписания в достоверное вероятие свидетельства прилагаю во оное Бежецкое Духовное Правление при сем доношении и дабы с указом Вашего Преосвященства повелено было сие мое доношение принять и по надлежащему засвидетельствовать и освидетельствовать

   Лист 2
   Указ Архиепископа Амвросия

   Лист 6
   Справка Консистории (есть строчка: от роду ему ныне 41 год)

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 22016
   Исповедные ведомости Бежецкого уезда за 1749 год

   Лист 53
   Роспись Новгородской Епархии Бежецкого уезда Городецкого стану села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы поп Яков Васильев с причетники обретавшиеся при оной церкви в приходе нижеявленныя чинов людем со изъявлением против коегождо имене о бытии их в Святую Четыредесятницу у исповеди и Святых Тайн причастия и ктож исповедался только а не причащался и ктож не исповедался 1749году
   5 двор пономарь Тимофей Прохоров 26 лет
   жена ево Мавра Степанова 24
   сын их Фёдор года
   ево пономаря мать умершего пономаря жена Елена Козмина 43
   дочь её Мария 22
   сын Макар 13
   помянутого пономаря дядя умершего пономаря сын Григорий Матфеев 37

   ГАТО Фонд 468 опись 1 дело 2319
   на 18 листах начато сентябрь 1751 года.

   О назначении села Белое пономаря Тимофея Прохорова в приселок Новой попом согласно избрания прихожан

   Лист 1 (все листы написаны на гербовой бумаге)
   В Бежецкое духовное правление

   Доношение

   Бежецкого уезда села Белое церкви Благовещения Пресвятой Богородицы пономаря Тимофея Прохорова а о чём тому следуют пункты
         1
   В нынешнем 1751 году сентября дня вышеозначенного села Белые Бежецкого уезда выбран я именованный священноцерковнослужителями и прихожанами к церкви Благоверных Князей Бориса и Глеба на место вдового попа Ильи Прокопиева в попа
         2
   Того ради Бежецкое духовное правление покорнейше прошу дать повеление было сие моё доношение и сообщение о выборе меня именованного к помянутой церкви в попа заручное помянутого управителя при ............ доношении в помянутом духовном правлении принять
   Сентября дня 1751 года к доношению пономарь Тимофей Прохоров руку приложил
   В книгу ...................... и объявленное доношение о смотре в силу указа и против формы исправно написано и ежели явится исправно ............ и о следствии в приходе их после указа Бежецкого уезда села Польца попу Титу Григорьеву

   Лист 4, 5
   Доношение Члену Святейшего Правительственного Синода Преосвященному Стефану Архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому церковного старосты и всех приходских людей о избрании Тимофея Прохорова в попа

   Лист 10
   Святейшего Правительствующего Синода Члену Великому Господину Преосвященному Стефану Архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому из Бежецкого духовного правления

   Покорнейшее доношение

   Сего сентября дня 1751 года при переданном Вашему Преосвященству в Бежецком духовном правлении доношении объявленного Бежецкого уезда села Белое церкви Благовещения Пресвятой Богородицы пономаря Тимофея Прохорова данное заручное ему помянутого села Белой вотчины Новодевичьего монастыря Московского старосты и приходских людей доношении в котором между протчего значится; показано что изобран он пономарь Тимофей Прохоров того уезду показанной вотчины Новодевичьего монастыря в приселок Новое к церкви Бориса и Глеба [на место вдового попа Ильи Прокопиева в попа] чего для от оного правления в силу преждеприсланного в прошлом 1729 июня 3 дня 1731 февраля 27дня и 1732 годах мая 28 числа изображен Вашего Преосвященства консистории и разряда указ об оном нововыбранном пономаре против того предложенного ......... показанного старосты и приходских людей доношении следовано а в последствии означилось следующее а имянно:
   по 1 указу в вышеименованном данном объявленном пономарю Прохору Тимофееву от помянутого в правлении доношении подлежащие обстоятельства все имянно против указов произнесён и в подушной оклад ни за кем не положен
   по 2 указу вышеименованному изобранному пономарю Тимофею 30 лет
   по 3 указу имянному Блаженныя и Вечнодостойныя памяти Великия Государыни Императрицы Анны Иоановны Самодержицы Всероссийския состоявшемуся генваря 8 дня 1739 года указу другие достойныя в кандидаты как в том приселке так и в ближних к нему селах же и погостах из священно церковнослужащих детей ко избранию никого не обретается

   Лист 10 оборот
   по 4 указу вышеозначенный пономарь Тимофей Прохоров в Бежецком духовном правлении ............. обязательством учинена подписка дабы он прежде приуготовил себе приличное священному чину платье и обувь а немужичье и в том как к посвящению своему явился так и по посвящении ходил наипаче во всякия церковные оправления непременно
   по 5 указу поданный в реченное правление от показанного старосты с приходскими людьми ему пономарю доношение в показанном приселке Новом между производство по ........... .......... ........ ево пономаря изобрали по протчему следствии в помянутом духовном правлении следовало о том что не дано ли оному пономарю Тимофею Прохорову от оного управителя и приходских людей из ......... собственныя или церковного старосты издревные денег а тому производству каковой денежной подмоги точно потому следствие в даче ему ни оного ничего не оказалось
   по 6 указу по сообщённым вопросным пунктам в Бежецком духовном правлении вышеписанный изобранный пономарь Тимофей Прохоров в чём подлежит допрашиван которые допросные пункты ........... при сем доношении и сообщены
   У состоявшихся в прошлом 741 году о возшествии на Высочайшии Всероссийскии Императории и родительския Престол Ея Величества Всепресветлейшия Державнейшия Великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийския також и о определении наследником Всероссийского Императорского Престола Ея Императорского Величества Вселюбезнейшего племянника его Императорского Высочества Благоверного Государя Великого Князя Петра Фёдоровича в 742 годах в Новогородском Софийском Соборе а в 742 в городе Бежецке в Соборной Воскресения Христова церкви по приводе города Бежецка воеводы Петра Чалина обще с присланной той присягой из Углицкой провинции порутчиком Василием Колцовым о чём подлежащую с той канцелярии справкой учинена по коей показан он пономарь Тимофей Прохоров у той присяги подлинно бывши.

   Лист 11
   Чего для обозначенное от старосты и приходских людей доношение достоверное вероятие о том что он пономарь Тимофей изобран на показанного вдового попа Ильи Прокопиева место в попа подлинно им управителем и приходскими людьми без всякого подлога и фальши и не заочно и спору никакова об нём пономаре Тимофее никакого не имелось и впредь не будет и во всем по силе указов обстоятельства .......... он пономарь Тимофей по свидетельству в требуемом ему по силе формы из засвидетельствованием и Вашему Преосвященству о пономаре отправлено о чём Архирейству вашему сущею правдою под страхом за данное показание и утайку тягчайшего по указу штрафования сим доношением Бежецкое духовное правление покорно репортует
   сентября дня 1751 года

   Лист 13
   Из Бежецкой воеводской канцелярии что он Тимофей Прохоров Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския присягу принял

   Лист 14
   1751 года сентября дня по присланным Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския из Новогородской консистории в Бежецкое духовное правление указа по произнесённому в нём пункту велено закащика ведомства духовного правления являющаюся для требования отписок .............. о прихождении людей о произведении в разные священно церковные .... места выбирали ставленного обязувать духовное правление скрепчамши обязательство подписями чтобы они ставленники прежде приуготовляли себе приличное священному сану платье и обувь а не мужичье и в том бы платье как и по посвящении своём являлись так и по посещении ходили наипаче в ........ ........ всяких оправления непременно и о прочем по которой Ея Императорского Величества указу в помянутом духовном правлении ведомства того правления Бежецкого уезда села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Тимофей Прохоров сею отпискою по указу штрафом обязуется в такой силе что ему пономарю Тимофею и Его Преосвященству для посвящения того ж уезда в приселке Новое к церкви Благоверных Князей Бориса и Глеба [на место вдового попа Ильи Прокопиева в попа] с приготовлением приличного священному сану платья и обуви а немужичье ему как к посвящению так и по посвящении ходить должен в чём оной изобранной попом Тимофеем Прохоровым по указу штрафован и .......... .........

   Лист 16
   Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Святейшего Правительствующего Синода Члена Преосвященного Стефана Архиепископа Великоновгородской и Великолуцкой Епархии и изображенного духовного правления Бежецкого ........... села Польцо церкви Преображения Господня попу Титу Григорьеву сего сентября 10 дня 1751 года ....... его преосвященству ........ духовного правления Бежецкого уезда села Белое церкви Благовещения Пресвятой Богородицы пономаря её Тимофея Прохорова до посвящения в Бежецкое духовное означенного села Белое вотчины Новодевичьего монастыря Московского управителя Михайлы Привалова о выборе оного пономаря Тимофея того Бежецкого уезда пономаря в попа к церкви Благоверных Князей Бориса и Глеба [на место вдового попа Ильи Прокопиева] в чём де при упомянутой оной церкви .............. священника о тоя немалая нужда кои в доношении его Преосвященству о том управителя и приходских людей прошение что ........

   Лист 17
   Указ не мог прочитать, внизу листа, указ принял Тимофей Прохоров и росписался .

   ГАТО Фонд 468 Опись 1 дело 5752 на 3 листах
   подано марта 1 дня 1767 года
   Бежецкого Верха в духовное правление Бежецкого уезда села Белые пономаря Тимофея Прохорова

   Доношение
   Намерен я именованый отпустить сына Фёдора в Санкт Петербург для свидания с родственниками своими то без ведома оного правления и . . . . пошепорта отпустить опасенье
   Того ради Бежецкое духовное правление всепокорно прошу дать повеление выше означенному сыну моему для свидания с родственниками своими в Санкт Петербург дать пашепорт а поста..... не вышеписаного сына своего в ........... ея именованным и о том милостивую резолюцию учинить
   К сему доношению пономарь Тимофей Прохоров руку приложил
   Показанного просителя сыну в Санкт Петербург для свидания со сродниками своими духовному правлению дать пашпорту сего году апреля по пятое число нежели паче чаяния востребуется покакие указе в поставки оного отца обязать наикрепчайше подпискою
   Архимандрит Марко

   Лист 2
   1767 года марта 2 дня по резолюции Бежецкого духовного правления на показанном Бежецкого уезда села Белые пономаря Тимофея Прохорова доношении учинена сия подписка в вышереченному ..... Тимофею подписка в такую силу дабы о показанном Прохоре сына своего Фёдора по прошествии выданных ему из духовного правления паспорте срока по сыску представить в оное правление Бежецкое свои ........ а естли не сыщетца за то повинен штрафу како представлен будет в чем ему пономарю Прохорову при сем и подписаться по сей подписке пономарь Тимофей Прохоров вышеписанное исполнять должен в том и подписуюсь

   Лист 3
   ПО УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ И ПРОТЧАЯ И ПРОТЧАЯ И ПРОТЧАЯ
   Отпущен Бежецкого уезда села Белые пономаря Тимофея Прохорова сын Фёдор Тимофеев в Санкт Петербург для свидания с родственниками своими сего марта со второго дня до будущего апреля по пятое число ........
   По ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА УКАЗОМ марта дня 1767 года
   Подлинный пашпорт закреплен Архимандрита Марко за чтением копииста Авдея Петрова
   отдан означенному ..........

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 17860
   Исповедные ведомости Бежецкого уезда 1771 год

   лист 637 село Белые
   Пономарь Тимофей Прохоров 48 лет
   жена его Мавра Стефанова 49
   дети их: Михаил 19, Татьяна 15, Наталья 8

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 32571

   Ведомость Новгородской Епархии Бежецкого уезда за 1775 год

   Лист 105 село Белые
   О состоянии церкви и священно церковнослужителях за 1775 год.
   Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при ней два предела: 1 во имя Святого пророка Ильи, 2 во имя Святого Николая Чудотворца, деревянная, холодная.
   Священник Яков Васильев 71 года, вдов, в семинарии не обучался, того села священников сын, священник с 730 года.
   Священник Козьма Егоров 44 лет, женат, Бежецкого уезда погоста Лютницы священников сын, находился в том приселке Новом с прошлого 759 года по 761 год дьяконом, а в том году произведён во священника, а сего 1775 года переведён к оной церкви.
   У него сын Алексей 10 лет, читать умеет.
   Диакон Семён Яковлев 41 года, женат, того села священников сын, дьякон с 754 года.
   У него дети: Алексей 22 лет, холост, в чтении искусен
   Иван 5 лет
   Дьячок Кондрат Матвеев 34 лет, женат, того села дьячков сын, дьячёк с 765 года.
   У него дети: Петр 8 лет Сергей 5 лет Николай 3 года
   Дьячок Гаврила Никитин 52 лет, женат, Бежецкого уезда приселка Нового священников сын, дьячком с 740 года, посвящён в стихарь сего 1775 к оной церкви. У него сын Максим 32 лет холост.
   Пономарь Тимофей Прохоров 61 года, женат, того села пономарев сын, пономарём с 742 года, в стихарь посвящен, у него сын Михайло 22лет.
   Пономарь Иван Яковлев 39 лет, женат, того села священников сын, пономарём произведён сего 1775 года, в стихарь посвящён.

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 856

   О определении Бежецкого уезда села Белые пономарёва сына Михайла Тимофеева в то село на праздное место во дьячка 1777 год.

   Лист 1
   Великому господину Преосвященному Арсению Епископу Тверскому и Кашинскому
   Бьёт челом Епархии Вашего Высокопреосвященства Бежецкого уезда экономического ведомства церкви Благовещения Пресвятой Богородицы священник Яков Васильев с причетниками и всеми прихожанами.
   Того ради Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше просим к упоминаемой церкви вышеписанного пономарёва сына Михайло Тимофеева на праздное место во дьячка произвести и о том
   милостивое архипастырское благоразсмотрение учинить сентября дня 1776 года
   В Бежецкое духовное правление прошение писал реченный Бежецкой вотчины земской Иван Лужнев
   К сему выбору села Белые пономарь Тимофей Прохоров руку приложил
   К сему выбору Троицкого погоста Диакон Фёдор Сергеев руку приложил

   Лист 3
   ....... от роду ему 23 года родства при той церкви у него кроме отца пономаря Тимофея Прохорова никого не имеется и произведению его никаких препятствий за ним не находится

   Лист 7
   Указ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГОВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ из духовной консистории Бежецкого уезда села Белые пономарёву сыну Михаилу Тимофееву резолюцией Его Преосвященства предписано о определении тебя Михайлу на пономарское место к церкви села Белые в пономаря
   февраля дня 1777 года

   ГАТО Фонд 160 опись 4 дело 862

   О определении Бежецкого уезда села Белые пономарёва сына Михаила Тимофеева на место отца ево престарелого и скорбного пономаря Прохорова в пономаря 1779 год

   Лист 1
   Великому господину Преосвященному Арсению Епископу Тверскому и Кашинскому

   Всепокорнейшее прошение

   Бежецкого уезда села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы священноцерковнослужителей и приходских людей о нижеследующем
         1
   При вышеозначенной нашей приходской Благовещения Пресвятой Богородицы церкви имеющийся пономарь Тимофей Прохоров, который будучи при старости своей лет за слепостью глаз и других различных припадок к отправлению своея должности находится не в состоянии почему в церковнослужении обстоит нужда
         2
   Чего ради мы нижеподписавшиеся со общаго своего согласия в вышеупомянутой нашей приходской церкви на показанное престарелого и хворого пономаря место изобрали сына ево Михаила Тимофеева в пономаря зная, что жития и состояния хорошего, и из всех его поступков кроме честности и благопристойности ничего нам не имеется. Почему он имеет быть церкви святой служителем
   Того ради Ваше Высокопреосвященство Милостивейшего Отца и Архипастыря всепокорнейше просим к означенной нашей приходской церкви на показанное престарелого пономаря Прохора место сына ево Михаила Тимофеева в пономаря произвести и о сем нашем прошении милостивое благоразсмотрение учинить
   К сему прошению села Белые священник Фёдор Иванов руку приложил
   К сему прошению того ж села Белые священник Иван Яковлев руку приложил
   К сему села Белые диакон Семён Яковлев руку приложил
   К сему села Белые дьячёк Алексей Семёнов руку приложил
   К сему села Белые дьячёк Кондрат Матвеев руку приложил
   К сему прошению означенной вотчины земской Фёдор Еремеев сын Гусев вместо реченной вотчины старосты церковного Якова Васильева вотчинного Гурия Иванова со всеми приходскими людьми по их прошению руку приложил
   К сему прошению села Белые пономарь Василий Евтихиев руку приложил
   К сему прошению села Белые пономарь Тимофей Прохоров руку приложил
   К сему прошению села Белые пономарский сын Михайло Тимофеев руку приложил

   Лист 2
   Показанный Михайло Тимофеев слушан в чтении оказался по неучебным книгам нисколько не худ по нотам петь он тоих несколько знает наслышкою поёт средственно катихизис изустно знает пишет средственно
   Свидетельствую иподиакон Алексей Семёнов марта 4 дня 1779 года

   1779 года марта 4 дня в журнал написано учинить справку доложить

   Лист 3
   В духовной Его Преосвященства Консистории по справке
   По благочиннической 777 года ведомости Бежецкого уезда по селу Белые показано: священников, дьячков по два диакон, пономарь по одному из коих

Выписка

   Лист 6
   Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из духовной же Консистории Бежецкого уезда села Белые пономарёву сыну Михаилу Тимофееву резолюциею его же сего села Белые священноцерковнослужителей с прихожаны прошением о определении тебя Михайлу на место отца твоего престарелого и скорбного пономаря Тимофея Прохорова в пономаря велено: тебе Михайле править пономарскую должность вместо онаго отца своего из Консистории определено: совладение отцовской доли земли и дохода указав: в бытность же и при исправлении пономарской должности поступать тебе добропорядочно и во всём .......... благочестии а упиватися и соблазны, паче ссор и драк ни с кем и никаких ........ отныне не дерзать и у священника своего в ........ послужении церкви быть совершен послушания и повиновения пашенной и сенокосной земли также дележа и хлебных доходов указав каковым отец твой вклад должен о чём сей указ тебе Михайле и дан
   подлинной указ получил пономарский сын Михайло Тимофеев и росписался

   Лист 7
   Прошение священноцерковнослужителей с прихожаны о произведении Михаила Тимофеева в действительного пономаря и о посвящении его в стихарь

   Лист 8
   1782 года .......... 12 дня показанному Михайле быть действительным пономарём, и о том дать указ а к посвящению в стихарь явиться по совершенствованию изучения через год
   Арсений

   Лист 10
   Мая 10 дня 1783 года
   Великому господину Преосвященному Арсению Епископу Тверскому и Кашинскому
   Бежецкого уезда села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы священноцерковнослужителей и приходских людей о нижеследующем

   Всепокорнейшее прошение

   Минувшего мая прошлого 1782 года по прошению нашему а по резолюции Вашего Преосвященства велено означенного села Белые пономарёву сыну Михаилу Тимофееву быть на месте отца ево умершего пономаря Тимофея Прохорова действительным пономарём и через год по совершенному изучению явиться к посвящению в стихарь того ради Ваше Преосвященство всепокорнейше просим означенного пономаря Михаила Тимофеева в стихарь посвятить и о сем нашем прошении милостивую Вашу Архипастырскую резолюцию учинить
   апреля дня 1783 года
   Означенный Михайло слушан в книгочтении оказался не худ по нотам петь он толику изучился но поёт не совершенно наслышкою некоторое умеет петь катихизис изустно знает пишет не худо
   Свидетельствую иподиакон Алексей Семёнов мая 17 дня
   1783 года мая 5 дня показанного Михайлу представить к посвящению в стихарь
   Арсений

   Лист 11
   1783 года мая 6 дня в духовной Его Преосвященства Консистории Бежецкого уезда села Белые пономарь Михайло Тимофеев допрашиван а в допросе показал:
   1. У состоявшейся в прошлом 762 году в верности Ея Императорскому Величеству и Ея Императорского Величества Высокому Законному Наследнику Его Императорскому Высочеству Благородному Государю Цесаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу он Михаил Краснохолмского уезда Антониева монастыря в церкви Николая Чудотворца был и на присяжном печатном листе подписался отец ево означенного села Белые пономарь Тимофей Прохоров
   2. От роду ему ныне двадцать девятый год
   3. Действительного отца сын и в подушный оклад не положен
   4. Женат первым браком на девке
   5. Вредной скорби и препятствующих церковному чину подозрений за собой ни каково не имеет
   6. В школах не был а обучался только Российской грамоте
   7. В пономаря определён в прошлом 782 году
   8. Ныне поданным Его Преосвященству реченного села Белые священноцерковнослужителями и приходскими людьми прошением просят посвятить ево в стихарь
   9. И естли рукоположением Его Высокопреосвященства он Михаил в стихарь посвящён будет, то данной от Его Преосвященства катехизис всегда знать в твёрдости, платье приличное причетническому чину носить и из дохода пашенной и сенокосной земли и денежным и хлебным доходом указанного против прочих церквей пономарской долей довольствоваться будет без нужды и обещается житие препровождать всегда трезвенное а упиватися и соблазны никаких паче ссор или драк ни с кем не чинить. и в питейные домы для пианства отнюдь ходить не станет а притом к состоявшейся в 767 году августа 28 дня о неподавании помещичьим людем на своих владельцев недозволенных челобитен и 782 года августа 11 дня о имении всегда трезвенной жизни он Михайло знает и коих исполнять долженствует из коих с последнегодля незабвенной памяти исполнения копие себе получил, а ежели он Михайло показал что ложно или в чём против вышеписаного явится преступен за то подвергнет себя лишению чина своего и в сем допросе показал он Михайло самую сущую правду
   К сему допросу пономарь Михайло Тимофеев руку приложил

   Лист 12
   Показанный пономарский сын Михайло Тимофеев мною исповедан и к присяге приведен которой по открытой ево совести к посвящению в стихарь и к приобщению Святых Тайн сомнительным не оказался
   В чём свидетельствую ево духовник иеромонах Макарий
   Показанного числа оный пономарский сын Михайло посвящен в стихарь в церкви Николая Чудотворца что в Капустниках
   Ставленую грамоту за подписанием Его Преосвященства получил
   мая 10 дня 1783 года

   ГАТО Фонд 312 опись 6 дело 29

   Ревизские сказки на священно церковнослужителей Бежецкого уезда IV ревизия

   лист 24
   1782 года апреля 28 дня Тверской Епархии Бежецкого уезда села Белые священник Фёдор Иванов Иван Яковлев с причетники после состоявшегося минувшего 781 года ноября 16 дня ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и в народе публикованного манифеста дали оне сколько во оном селе при церкви имеется священно церковнослужителей действительных и недействительных их жёны и дети без всякой утайки а буде впредь изобличены будут или по свидетельству найдётся что кого либо утаили то повинны положенному по указу штрафу

Выписка

   ГАТО Фонд 312 опись 6 дело 116

   Тверская Губернская Казённая Палата

   Лист 135
   Ревизские сказки на церковнослужителей Бежецкого уезда Тверской губернии и Епархии
   1795 года февраля 26 дня Тверской Епархии Бежецкого уезда села Белые .....

Выписка

   ГАТО Фонд 575 опись 1 Дело 916
   Ведомость об учителях и учениках Тверския Семинарии и духовных училищ Кашинского Новоторжского Осташковского и Бежецкого 1800 год.

   Обучающиеся в семинарии

   Лист 65 Русской школы
   № 5 Иван Одинцов Бежецкого уезда села Белые пономаря Михаила сын 18 лет в семинарии с 1792г.
   ( разница в возрасте учеников в классе 4 года)

   Обучающиеся в Бежецком духовном училище

   Лист 106
   Андрей Одинцов 16 лет Бежецкого уезда села Белые пономаря Михаила сын в низшем грамматическом классе в училище взят в 1796 году.

   ГАТО Фонд 160 опись 4 дело 886
   1804 год

   Дело о определении высшего грамматического класса ученика Андрея Одинцова Бежецкого уезда в село Белые на праздное пономарское место. 1804 год 16 февраля

    1-й лист
   (1,2,3,4,5-й листы на гербовой бумаге, на печати вокруг орла надпись - цена 30 коп. лист 1802г)
   Святейшего Правительствующего Синода Члену Преосвященному Мефодию Епископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру
   Тверской семинарии высшего грамматического класса ученика Андрея Одинцова

   Покорнейшее прошение

   Бежецкого уезда в селе Белой имеется праздное пономарское место, которое я по бедности родителя моего заступить желаю. Того ради Ваше Преосвященство Милостивого Архипастыря покорнейше прошу на означенное пономарское место меня определить, и о сем моём прошении милостивое учинить благоразсмотрение, данное мне от прихожан одобрение прилагаю при сем.
   генваря дня 1804 года
   К сему прошению вышеозначенный проситель Андрей Одинцов руку приложил

   Лист 1 оборот
   По справке в семинарском правлении:
   Означенный в прошении Тверской семинарии высшего грамматического класса ученик Андрей Одинцов Бежецкого уезда села Белое пономаря Михаила сын, принят был в Бежецкое духовное училище в 796 году. При промоции высшего грамматического класса учеников из оного училища в Тверскую семинарию на поезию сего 1803 года сентября 1-го дня по собственному прошению принят был на экзамен, но оказался не достоин перевода; почему оставлен в грамматическом же классе в семинарии. Учения не худого, поведения честнаго
   Протоиерей Иоанн Алексеев февраля дня 1804 года
   Означенный ученик Андрей Одинцов в присудствии в Тверской Консистории свидетельствован и оказалось, что по книгам читает не худо, по нотам поёт не твёрдо, катихизис сокращённый знает, пишет не худо.
   1804 года февраля 17 дня
   Жёлтиковский архимандрит Андрей
   Кафедрального собора протоиерей Иоанн Алексеев

   Лист 2
   В Тверскую духовную Консисторию
   Тверской семинарии высшего грамматического класса ученика Андрея Одинцова

   Покорнейшее прошение

   Поданным в оную консисторию на имя Его Преосвященства Святейшего Правительственного Синода Члену Преосвященному Мефодию Епископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру сего 1804 года февраля 16 дня прошением просил о определении меня Бежецкого уезда в село Белую в пономаря, но по экзамену в Тверской консистории оказалось, что по книгам читаю не худо, по нотам пою не твёрдо, катихизис сокращённый знаю, пишу не худо, а как ныне я по возможности изучился, того ради Тверскую консисторию покорнейше прошу проекзаменовав меня определить на оное пономарское место и о сем моём прошении милостивое учинить благоразсмотрение.
   марта дня 1804 года
   К сему прошению означенный ученик Андрей Одинцев руку приложил

   Лист 2 оборот
   Означенный ученик Андрей Одинцев в присудствии Тверской консистории вторично свидетельствован и оказалось ноту знающий не худо
   июня 23 дня 1804 года
   Жёлтиковский Архимандрит Андрей
   Кафедрального собора протоиерей Иоанн Алексеев

   Лист 3
   Одобрение

   Мы нижеподписавшиеся Бежецкого уезда села Белые церкви Благовещения Пресвятой Богородицы священно церковнослужители с прихожаны свидетельствуем по чистой совести , что желающий быть при нашей церкви пономарём Тверской семинарии синтаксимы ученик Андрей Одинцов есть человек добрый . не пьяница. в домостроении своём не ленивый, не клеветник, не сварлив, не любодейца, не бийца, в воровстве и обмане не изобличённый, добронравен и поведения честного и потому мы его желаем быть при нашей церкви пономарём
   к сему одобрению села Белые священник Иван Васильев руку приложил
   того села священник Фёдор Иванов руку приложил
   за сей лист денги в консистории взысканы и в книгу под № 13 записаны

   Лист 3 оборот
   Кроме отца избираемого того села священно церковнослужители своеручно, а вместо приходских всех, так как безграмотных с согласия их заручноприкладовано той же Бежецкой вотчины земским Фёдором Гусевым верно и изобрание написанного в одобрении Тверской семинарии высшего грамматического класса ученика Андрея Одинцова в пономаря сходно с Благочинническим и с инструкциею по силе 40 пункта в бытность мою во оном селе Белой в церкви по прочтении молитвы и призвании Божьей Благодати, и что избираемый по домам прихожан не ходил, и к рукоприкладству под оным одобрением ни прозбою ни угощением и ничем другим их не наклонял, и тот же избираемый того села Белые со священно церковнослужителями родства кроме отца своего родного пономаря Михаила Тимофеева, ни с кем не имеет. а каково он Одинцев поведения и исправления в должности

   Лист 4
   о том Тверского семинарского правления по долгу своему дано следующее об нём дать имеет своё свидетельство
   Вашего Преосвященства всенижайший послушник
   Благочинный Бежецкого уезда села Дубова священник Семён Стефанов
   февраля 7 дня 1804 года

   Лист 5
   Определить ученика указом июля 28 дня 1804 года
   В Тверской консистории по справке: Бежецкого уезда села Белые при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы во время бывшего в 1784 году разбора по числу приходских двухсот девяносто девять дворов священно церковнослужителей быть положено:
   священник 2
   диакон 1
   дьячёк 2
   пономарь 2
   в поданной от благочинного за прошлый 1802 год ведомости при означенной церкви показано приходских дворов триста тридцать два двора, в них мужеска пола тысяча сорок одна душа. земли при ней отмежевано 87 десятин, на оную землю план имеется и хранится в Тверской кафедральной ризнице.
   священнослужителей на лицо:
   Священники Фёдор Иванов 50 лет из богословия
   Иван Васильев 24лет из богословия
   дьяконское место утверждено Тверской семинарией за философии учеником Григорием Мирошкиным в 1802 году
   дьячки: Алексей Семёнов 49 в школах не был
   Антон Афимов 22 из риторики
   пономари: Михаил Тимофеев 47 в школах не был
   Иван Васильев 19 в школах не был
   Из оных священно церковнослужителей пономарь Иван Васильев сего 1804 года июля 2 дня за нерадение о своей должности по определению консистории и резолюции Его Высокопреосвященства Святейшего Правительственного Синода Члена Преосвященного Мефодия Епископа Тверского и Кашинского и Кавалера из духовного ведомства исключён и отослан в Тверское губернское правление для избрания рода жизни, а потому оное пономарское место ныне состоит праздно.
   Проситель о определении на оное праздное пономарское место Тверской семинарии высшего грамматического класса ученик Андрей Одинцев природою того села пономаря Михаила Тимофева сын в поданных за 785 год оного села от

   Лист 5 оборот
священно церковнослужителей метрических книгах показан рождённым того 785 года октября 27 дня и потому ныне ему от роду девятнадцатый год.
   От семинарского правления засвидетельствовано, что для обучения в Бежецкое духовное училище принят в 796 году при промоции высшего грамматического класса учеников из оного училища в Тверскую семинарию на поезию прошлого 1803 года сентября 7 дня по собственному прошению принят был на экзамен но оказался не достоин перевода, почему оставлен в грамматическом же классе по собственному желанию в семинарии. Учения не худого поведения честного во время бывшего в 1797 году разбора по бытности его в училище оставлен в духовном ведомстве
   В свидетельстве благочинного написано: что означенное одобрение подписано всеми кроме отца избираемого, того села священно церковнослужителями своеручно, а вместо прихожан всех так как безграмотны с согласия их зарукоприкладствовано той же Бельской вотчины земским Фёдором Гусевым верно и изобрание написано в одобрение высшего грамматического класса ученика Андрея Одинцева в пономаря проходило сходно с благочиннической инструкцией по силе 40 пункта в бытность его в оном селе Белой

   Лист 5 оборот
в церкви по прочтении молитвы и призвании Божьей Благодати, и что избираемый по домам прихожан не ходил, и к рукоприкладству под оным одобрением ни прозбою ни угощением и ничем другим их не наклонял, и тот же избираемый того села Белые со священно церковнослужителями родства кроме отца своего родного пономаря Михаила Тимофеева, ни с кем не имеет.
   По учинённым в консистории экзаменам оказалось: 1 что он Андрей по книгам читает не худо, по нотам поёт не твёрдо, катихизис сокращённый знает, пишет не худо

   Лист 6
   2-му ноту знает не худо
   Подозрительных дел до него в консистории не имеется
   Сказкою он Одинцев показал, что он в Санкт Петербург к Его Высокопреосвященству для посвящения в стихарь по бедности своей ныне идти не может.
   Духовного регламента о пресвитерах. дьяконах и прочих причетниках в 27 пункте напечатано:
   При многих церквях поп не припускает в церковники чужих, но своими сынами или сродниками места того служения занимает иногда и вящие потребы и не смотря угодными суть и грамоты искуснии сие кроме иных благословных вины и для того наипаче вредно есть, что тако удобнее попу неистствовать о служении и порядка не радовати и раскольщиков покрывать и на ............. не деиственно будет вышеписаное правило первое на десять, того ради весьма зло сие пресекать Епископии должны а противное творящих попов жестоко наказывать ........... по приговору прихожан и по благословению именному Епископа может священник сана своего ...... и честь искуснаго да только единаго имевши в дьячках или пономарях а прочих добре изучившихся отдавать другим церквям или в иной честной жития промысел.
   1804 года июля 19 дня в консисторский журнал написано: хотя ученик Одинцов в селе Белой имеет родного отца пономарём, но поелику в том селе два причта, то сие родство препятствием по определению его Одинцева в село Белою быть не может, да и других препятствий к тому по справке не оказалось, то оное дело представить на разсмотрение Его Высокопреосвященства
   Подлинный за подписанием присутствующих и справкою секретаря
   секретарь Михайло
   Повытчик 14 класса Григорий Махальников

   Лист 6 оборот
   1804 года августа 8 дня в консисторский журнал написано: о бытии ученику Одинцеву в селе Белой пономарём дать указ с должным в нём предписанием
   подлинные подписи присутствующих

   Лист 7
   1804 года июля 18 дня в Тверской консистории Тверской семинарии высшего грамматического класса ученик Андрей Одинцов сказкою показал, что он в Санкт Петербурге к Его Высокопреосвященству Синоидальному Члену Иоасафу Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру для посвящения в стихарь поехать по бедности своей ныне быть не может
   К сей сказке Высшего грамматического класса ученик Андрей Одинцев руку приложил.

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 16595

   Клировые ведомости Бежецкого уезда за 1805 год

   лист 157 село Белые
   Пономарь Михайло Тимофеев 49 лет в 1783 году посвящён в стихарь
   жена его Дарья Максимова 50 лет
   дочь их Анна 24 лет
   пономарь Андрей Михайлов 20 лет уволен из синтаксимы холост в 1804 году определён в настоящую должность по указу

   ГАТО Фонд 312 опись 6 дело 227

   Ревизские сказки Тверской губернии и Епархии Бежецкого уезда 1811 год

   Лист 61
   Ревизские сказки села Белые

Выписка

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 15901

   Клировые ведомости Бежецкого уезда за 1821 год

   Лист 125 село Белое
   2-й священник Алексей Стефанов 38 лет из богословия по окончании курса обучения в настоящий чин посвящен в 1806 году, а в депутаты определен в 1812 году перехожий чин с 1820 года имеет
   жена его Параскева Львова 37 лет
   дети их: Алексей 14 лет в Бежецком училище в высшем классе Дворишин
   Агрипина 12 лет
   Дарья 8 лет
   Анна 1 год
   Недействительнослужащие уволенный за болезнею поп Михаил Тимофеев 65 лет

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 15903

   Клировые ведомости Бежецкого уезда за 1822 год

   Лист 122 село Белые
   Недействительно служащие: уволенный за болезнью от должности пономарь Михайло Тимофеев 66 лет вдов.

   ГАТО Фонд 160 опись 1 Дело №16852

   Опись Благовещенской церкви и её имущества в селе Белом Бежецкого уезда Тверской Епархии составленном по образцу, от Епархиального начальства предписанному и Святейшим Синодом утверждённому 1848 год. ( на 48 листах)

   Лист1
   А. Церковь каменная на фундаменте из дикого камня в 13 сажен и 2 аршина длиной с приделами, в настоящей в 6 сажен и 1 аршин в приделах же 9 сажен шириной. Стены всей церкви как из внутри так и снаружи отштукатурены, в приделах же с внутренней стороны внутри окрашены мумиею, сверх сего росписаны священными изображениями на Алфреско без позолоты.
   В этой церкви 3 престола, из коих главный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
   Придельный по правую сторону Во имя Святого Пророка Ильи .
   Придел по левую сторону во имя Святителя и Чудотворца Николая.
   Настоящая церковь отделена от приделов прямыми простенками, а среди приделов столб четвероугольный.
   Пол в Церкви и алтарях лещадный . Во всей церкви вообще 27 окон, а именно в верху 8, в среднем 5 и внизу 14, а в окнах 31 рама соснового дерева со стёклами, укреплены железными решетками, окрашены медянкою на масле. На церкви 5 глав, крыты листовым железом крашеным медянкою на масле, на главах кресты железные четырёхконечные, вызолоченные. Крыша на церкви железная на стропилах соснового дерева окрашена медянкою. Вход в церковь с южной, северной и западной сторон; каждая с двумя деревянными дверями с запорами внутри и внешне личинами и висячими замками.
   Паперть каменная, устроена с западной стороны между церковью и колокольней, с тремя окнами со стёклами в коей пол и потолок деревянные состоящими под одной крышей с приделами внутри и снаружи отштукатурены. Входные двери в паперть с со всех трёх сторон растворные с запорами внутри деревянными а с северной двери запирается висячими замками.
   Сия церковь с Благословения Преосвященного Амвросия Епископа Тверского вся в одно время выстроена между 1777 и 1790 годами, общим иждевением прихожан и на сумму церковную, освящена настоящая с приделом Святителя и Чудотворца Николая в 1790 году, а придел Святого пророка Ильи освящен в 1800 году
   Б) Алтари
   В) Иконостасы
   а) Иконостас при главном престоле церкви.
   При главном престоле церкви иконостас деревянный, столярной работы с резьбою вызолоченный на гульфабру в 6 ярусов. В первом или нижнем ярусе онаго
   1. Царские двери резные вызолоченные с разными изображениями...................
   ............................................
   Г) Святые Евангелия
   1. Святое Евангелие в большой лист переплетено в деревянные доски, обложенные по малиновому бархату на коем верхняя доска обложена серебряной латунью с чеканными изображениями на среднем онаго Воскресение Господне по сторонам четырёх Евангелистов, а нижней доске средник и наугольники серебряные весу в оных 2 фунта и 7 золотников написано на белой бумаге с киноварью в Москве в 1753 году.
   2. Святое Евангелие в средний лист переплетено в деревянные доски обложены сплошной медной латунью напечатано в Москве на белой бумаге с киноварью в 1836 году.
   3. Святое Евангелие в пол листа переплетено в деревянные доски обшиты красным плисом с на них 5 чеканных на серебре с позолотой образов Спасителя и четырёх Евангелистов напечатано в Москве на белой бумаге с киноварью в 1688 году.
   4. Святое Евангелие в пол листа переплетено в деревянные доски обложены в по красному плису на коих средник и наугольник серебряные в 17 и 1/2 зол. печатаны на белой бумаге с киноварью в Москве в 1685 году.
   5. Святое Евангелие в осьмую долю листа переплетены в деревянные доски обложены по красному полубархату на коих средник и наугольники медные серебрёные напечатано на белой бумаге с киноварью в Москве в 1812 году.
   Д) Святые сосуды
   1) Святой потир серебряный вызолоченный весом в 2 фунта с вырезанными .............. и подписью1749 года построены сии сосуды от Городецкого уезда в село Белую в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы вкладом порутчицы Неонимы Васильевны.
   2. При нём Святой дискос серебряный позолоченный в 60 золотников с изображениями .................. внизу онаго: дискос вкладом Лариона Борисова тщанием священника Иоанна Васильева Щепкина .
   3. Звездица серебряная в 30 золотников
   4. Лжица серебряная весом в 8 с половиной золотников.
   5. Копиё в 13 золотников с деревянной ручкой.
   6. Два блюдца серебряные весом 50 золотников с изображениями ............
   7. Ковчег медный посеребренный в 203 золотника.
   8. Губки грецкие
   9. Святой потир второй серебряный и позлащённый весом в фунта и 18 золотников украшенный финифтью ............
   Е) Кресты напрестольные
   1. Крест серебряный чеканный с позолотой вес 1 фунт 60 золотников четвероконечный с надписью ..................... сверх того на стороне надпись: устроен сей крест тщанием и вкладом села Белые священником Иоанном Васильевым Щепкиным.
   2. Крест серебряный позолоченный вес 1 фунт 29 зол. чеканный пожертвован курьером Александром Сергеевым Булкиным и женой его Агрипиною Фёдоровой в 1832 году.
   3. ..............
   Ж) Паникадила
   З) Подсвечники
   И) Крестильные венчальные вещи.
   К) Чаши блюда и прочее
   Л) Мебель церковная
   М) Облачение принадлежащее священнику
   И) Ризы
   В каждом из разделов идёт перечисление вещей писать не стал ввиду большого объёма.
   Н) Казнохранилище
   Библиотека
   В лист (30 книг)
   1. .......
   23 Триодь или .... на белой бумаге в кожаном переплёте Москва 1593 год
   В четверть (29) книг
   1. ....
   В осьмую долю (38) книг
   В 16 долю (4) книги
   (Книги в основном конца 700-х начала 800-х годов)
   Р) Колокольня с колоколами
   Колокольня каменная построена в 1799 году иждивением прихожан и на сумму церковную с тремя ярусами покрыта железом которая окрашена медвянкою. Крест железный вызолоченный. На оной колокольне 6 медных колоколов 1) в 88 пудов и 26 фунтов литой 1829 года мастером Иваном и Михаилом Капустиным в Твери иждивением прихожан и на церковную сумму. 2) В 52 пуда 35 фунтов литой 1830 году мастером г. Твери Иваном и Михаилом Капустиным иждивением прихожан и на церковную сумму. 3) Колокол в 5 пудов. 4) Колокол в 1 пуд 27 фунтов 5) В 1 пуд и 18 фунтов 6) в 1 пуд и 15 фунтов. В колокольной стене устроен небольшой чулан для поклажи уголья с деревянной дверью, на другой стороне устроен ход на колокольню в котором дверь деревянная с висячим замком.
   С) Ограды. ограда каменная крытая тёсом с двумя с западной и восточной стороны деревянными створными вратами, с северной и южной сторон калитки со щеколдами. При сей ограде с левой стороны каменная в 8 с половиной аршин шириной в 4 с четвертью аршин вышиною с 4 окнами и оконцами.
   З) Анбар ......
   Х) Церковные земли и пустоши.

   
     (Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)
     (Фото. № 1, 3 Андрей Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли