ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ДЕЙСТВУЮЩИЕ И СОХРАНИВШИЕСЯ МОНАСТЫРИ

АНТОНИЕВ НИКОЛАЕВСКИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. из архива Олега Спасского.

Вид собора во имя святого Николая Чудотворца и [звонницы] Николаевского Антониева Краснохолмского монастыряНедалеко от города в 1461 году  иеромонахом Антонием, прибывшим из Белозерской стороны на пустынный берег р. Мологи, был основан монастырь. Первый храм был поставлен на пожертвования местного боярина Афанасия Нелединского-Мелецкого во имя Святителя Николая, на месте чудесного явления преподобному его иконы. Будучи настоятелем основанного им монастыря, преподобный назидал свою братию частыми поучениями и особенно примером своей подвижнической жизни.  Скончался он в 1481 году и тело его погребено было под спудом в одном из приделов Никольского собора. С годами монастырь строился, росли его вотчины. В 1760-х гг. К монастырю был приписан Бежецкий Введенский монастырь. В 1783 открыта церковно-приходская школа, с 1809 в монастыре размещалось Краснохолмское духовное училище. К концу XIX века монастырь занимал 4-угольную площадь. В нем были четыре каменных церкви: Соборная Святителя Николая, с юго-западного угла с ней была пристроена в 1690 г. малая церковь Всех Святых (в соборе находились иконы Святителя Николая, одна из которых и была явленная); Покрова Пресвятой БогородицыОбщий вид выездных ворот Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. с приделом Воздвижения Животворящего Креста Господня (1592 г); Вознесенская (1691 г.) над Святыми вратами; надвратная Иоанно-Предтеченская (1764 г). В трехъярусной каменной колокольне (1668 г) помещались библиотека и архив. Имелся двухэтажный настоятельский корпус (1748 г), братский корпус (1685 г), каменные небольшие келии над воротами. Вне ограды располагалась каменная часовня, устроенная в юго-восточной башне.
После революции Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь постигла участь многих монастырей России. Он был разрушен и от построек конца XVII века до нас дошли остатки стены, Братский корпус, настоятельские кельи и северо-восточная башня. Стены Никольского собора, постройки XV века, тоже отчасти сохранились. Возможно, храм бы больше уцелел, если бы разорение святыни не продолжалось и по сей день, и не растаскивался кирпич уникального памятника. А ведь где-то среди этих одиноких стен находится место, где под спудом лежат святые мощи угодника Божиего преподобного Антония Краснохолмского.
Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас грешных! 

Антониев Краснохолмский монастырь.

Фото. с сайта Русские Церкви
Подъезжая к поселку Слобода, издалека
видишь руины старинного Антониева
Краснохолмского монастыря. Хотя
множество монастырей ныне обрели
вторую жизнь и активно восстанавли-
ваются, не так уж редко можно встретить
и заброшенные, особенно в глубинке.
Фото. с сайта Русские Церкви
Одна из старейших построек Тверской
области - Никольский собор (1480-е).
Когда-то это был крестово-купольный
четырехстолпный трехапсидный храм с
одной большой световой главой и малой
главкой над юго-восточным углом
четверика.
Фото. с сайта Русские Церкви
Братский корпус, настоятельские кельи
(1748) и северо-восточная башня (1697).
Фото. с сайта Русские Церкви
Вознесенская церковь над
Святыми воротами (1690).

Антониев Краснохолмский монастырь.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии )
     (Фото. № 1 из архива Олега Спасского, № 2, 3 с сайта ЦГАКФФД. Фото. № 4 из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания В.Г. Ефимова, Кр. Холм, 1914г. Автор снимкка неизвестен. № 5 - 8 с сайта "Русские Церкви" . Фото. № 9 из Иллюстрированного прибавления к газете Московский листок, предоствалено Андреем Ага. )

 

Вестник Православия: Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь
550-летию обители

Авторы: © Православная студя Петебурга, 2011 г.,
при активном организационном участии Алексеевой С.В. и Тарасовой Н.П.

Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря


   В 1869 года Настоятелем Антониева монастыря становится игумен Анатолий (Смирнов).
   Игумен Анатолий Смирнов, по рождению, Александр Владимирович Чекалов - сын Владимира Васильева Чекалова, пономаря, а в последствие дьякона, с. Богородское-Базулино Калязинского у-да, внук Василия Андреева, дьячка с. Ивина Горка Кашинского у-да.
   1832 г. с. Спасское, Юркино тож. Священник Петр Стефанов Дворяншин 55 л, дьяческий сын из реторики… В 1803 г. произведён в Богородское-Базулино во священника, вдов, пономарю - тесть. Пономарь Владимир Васильев Чекалов 27, дьяческий сын, из философии ТДС, определён на настоящее место в 1828 г. В 1829 г. посвящен в стихирь. Священнику зять. Жена Мария Петрова (Дворяншина) 21. Дети: Александр -3 г, Петр -1 год.[1]
   В "Именной ведомости об учениках Кашинского духовного приходского училища высшего класса за 1839\40 год" Александр значится под фамилией Смирнов. Случаи изменения фамилий в духовных училищах были не редки.[2]
   1850 г. с. Богородское-Базулино. Пономарь Владимир Васильев 44. Жена-Мария Петрова 38. Сыновья: Александр - 20 в ТДС высшее отд.; Пётр - 18 в ТДС высшее отд.; Алексей -11 в Кашинском приходское уч-ще; Дмитрий-1.
   Дочери: Екатерина-16, Ирина-14.[3]
   "14 июля 1854 г. в возрасте 26 лет, Александр Владимирович был определён в число послушников первоклассного Троицкого Калязинского монастыря.
   2 декабря 1856 г. был пострижен в монашество; 22 августа 1857 г произведён в иеродиакона; в октябре 1857 г - в иеромонаха; 13 октября 1858 г. определён ризничим.
   24 июня 1860 г. иеромонах Анатолий был награждён набедренником.
   29 мая определён казначеем, 15 апреля 1864 г. определён наместником того же Троицкого Калязинского монастыря."[4]
   Имя Анатолий, Александр Владимирович, получил при пострижении в монашество. Пострижение - это еще одно рождение, которое сопровождается сменой имени.
   1863 г. с. Богородское-Базулино. Заштатная вдовствующая дьяконица Мария Петрова 52 г. Дети её: Димитрий Чекалов -14 л высшее отд. Кашинского духовного уч-ща. Николай Чекалов -11 л, нисшее отд. Кашинского духовного у-ща, Анна-8 лет. Находятся на содержании зятя своего …дьяка Петра Клобукова.
   Дьякон Пётр Андреев Клобуков 21 г. пономарский сын, на среднем отд. ТДС. В 1859 г. на настоящее место грамоту имеет. Жена - Ирина Владимирова -21 г.[5]

   Дети Владимира Васильевича Чекалова дьякона с. Богородское-Базулино. Александр 1829 г.р.- архимандрит Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Анатолий Смирнов. Пётр 1831 г.р. Екатерина 1834 г.р.- жена священника с. Спасское на Нерли. Ирина 1836 г.р. - жена дьякона с. Богородское-Базулино Петра Клобукова. Алексей -1839 г.р. - дьякон погоста Иоанна Предтечи в Залесье Корчевского у-да. Дмитрий 1849 г.р. - священник с. Карловка Херсонской губ. Николай 1852 г.р. -? . Анна 1855 г.р. - жена священника церкви погоста Воскресенского на Хотче, Ивана Макариевича Сретенского, который в 1880 крестил Владимира Дмитриевича Чекалова.
   Предок Владимира Дмитриевича Чекалова - Иван Андреев, пономарь с. Турова Кашинского у-да, родной брат Василия Андреева, дьячка с. Ивина Горка Кашинского у-да, деда архимандрита Анатолия Смирнова.
   В 1937 г. Владимир Дмитриевич Чекалов служил священником с. Волково Тверского у-да, был арестован. Осуждён по ст. 58 п.10,11. Расстрелян 1 октября 1937 г. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

   Игумен Анатолий (Смирнов) с 1869 г. в течение 30 лет возглавлял древнейший Краснохолмский Николаевский Антониев Тверского края монастырь и работал с хранившимися там рукописями.
    В 1883 г. увидела свет его книга «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии».
   Создание книги было результатом тщательной, профессиональной работы с монастырскими документами. Игумен Анатолий хотел прославить обитель, показать ее древность, описать ее былое величие и славу, немало сожалея, что такая древняя и славная обитель была незаслуженно забыта его современниками. Вполне сознавая значение этих рукописей для науки, и желая сохранить их для будущих поколений, он передал рукописи в Тверской музей, учреждённый при Губернском статистическом комитете, в отделение рукописей.
   «В 1887 г. игумен Анатолий был возведён в сан архимандрита. В 1894 г. получил орден св. Анны 2-ой степени за службу. 23 июня 1899 г. был переведён в Троицкий Калязинский монастырь. С 1902 по 1907 гг. состоял действительным членом Тверской учёной архивной комиссии (ТУАК). В 1903 г. был назначен членом комиссии для составления описи древностей Калязина монастыря. В 1904 г. пожертвовал в Тверской епархиальный историко-архивный комитет 20 фотографий с фресок соборного храма Калязинского монастыря. В 1906 г. награждён орденом Св. Владимира 4 степени. 8 декабря 1907 г. награждён орденом Св. Владимира 3 степени по случаю 50- летия священнической службы. Скончался предположительно в 1915\ 1916 г. Ему было 87 лет». [6]

   В 1917 г. началась новая трагическая страница Краснохолмского Антониева монастыря, которая свидетельствует, что передача архимандритом Анатолием монастырских рукописей в Тверской музей было очень своевременной и правильной. В 1918 году арестовывают настоятеля монастыря игумена Иоанна (Гречникова). Монастырь закрывается, монахи изгоняются. В 30-е годы идёт активное разрушение исторических зданий монастыря, камни стен которого идут на строительные нужды.
   Некоторые здания использовались под хозяйственные нужды, некоторые, как коммунальные квартиры. В 50-е годы люди из монастырских строений ушли и разрушение ускорилось.
   В данное время монастырь находится в состоянии плачевном. Предпринимаются шаги по его возрождению.
   Очень хочется верить, что Краснохолмский Антониев монастырь, свидетель российской истории длиной более 500 лет, поднимется из руин, и молитвами святого Антония возродится эта святая, благодатная земля.



[1] ГАТО Фонд 160.1.д.16273 КВ Калязинск у-да л.134. 1832 г. с. Спасское Юркино тож
[2] С.В. Гусева, Н.П. Тарасова. Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений (19 мая 2012 г.) г. Тверь. 2014 г. стр. 90.
[3] Фонд 160.1. д.18320 л. 237. 1850 г. с. Богородское-Базулино.
[4] С.В. Гусева, Н.П. Тарасова Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений (19 мая 2012 г.) г. Тверь. 2014 г. стр. 91.
[5] Фонд 160. 1. д.1630 Лист 350. 1863 г. с. Богородское-Базулино
[6] С.В. Гусева, Н.П. Тарасова. Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений (19 мая 2012 г.) г. Тверь. 2014 г. стр. 94, 95.

   
     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли